программа адаптации к школе "Лесная школа"
рабочая программа по психологии

Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных этапах обучения.

Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по адаптации ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6 - 7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться".

Коррекционно-развивающая программа «Ступеньки к школе» предназначена для работы с детьми 6,5 – 7,5 лет, обучающихся первый год в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnaya_shkola.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Арсеньевская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор МОУ «Арсеньевская СОШ»          

_____________ Л.А.Петрова

« __  » _______ _____ г

Программа самоопределения старшеклассников

«Найди себя»

                                               

           Срок реализации: 1 год

                                                      Возраст: 14-17 лет

                                                 Составила: педагог-психолог: И.В.Анисимова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Арсеньевская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор МОУ «Арсеньевская СОШ»          

_____________ Л.А.Петрова

« __  » _______ _____ г

Программа занятий по адаптации первоклассников

«Лесная школа»

                                               

           Срок реализации: 1 год

                                                      Возраст: 6,5-7,5 лет

                                                 Составила: педагог-психолог: И.В.Анисимова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Арсеньевская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор МОУ «Арсеньевская СОШ»          

_____________ Л.А.Петрова

« __  » _______ _____ г

Программа профилактики кризисных ситуаций

«Мир начинается с тебя!»

                                               

           Срок реализации: 1 год

                                                      Возраст: 13-15 лет

                                                 Составила: педагог-психолог: И.В.Анисимова

Пояснительная записка

Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных этапах обучения.

Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по адаптации ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6 - 7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться".

Коррекционно-развивающая программа «Ступеньки к школе» предназначена для работы с детьми 6,5 – 7,5 лет, обучающихся первый год в школе.

Цели программы:

  • Формирование у детей положительного отношения к учебной деятельности;
  • Развитие мотивационной сферы;
  • Развитие интеллектуальной сферы;
  • Развитие творческой сферы;
  • Развитие навыков общения и взаимодействия в коллективе.

Программа состоит из двух блоков. Первый блок – диагностический, задачей которого является диагностика общего уровня развития детей и диагностика уровня готовности к школьному обучению. Второй блок является основным и состоит из цикла коррекционно-развивающих занятий для детей, в основе которых лежат коррекционные сказки кандидата психологических наук М. Панфиловой «Лесная школа». Задачи данного блока состоят в следующем: сформировать чувство принадлежности к группе и позитивное отношение к сверстникам; сформировать социальную позицию школьника, сформировать учебную мотивацию, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, познание нового вида деятельности (учебной) и нового мира предметов; снятие тревожности и негативных эмоций, связанных с новым видом деятельности, научить детей использовать позитивные модели поведения в реальной жизни, развитие познавательных процессов, творческой деятельности.

Работа по программе «Ступеньки к школе» направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно- значимых функций. Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определяют следующие принципы:

1. Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.

3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций.

5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

6. Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

7. Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе различны.

Программа включает в себя 8 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в первой четверти учебного года. Каждое занятие состоит из двух частей продолжительностью 40 минут с обязательной физминуткой в середине занятия.

.

 

 

Учебный план программы

«Ступеньки к школе»

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Диагностика индивидуального развития, школьной зрелости

1

2.

Занятия для школьной адаптации

2

3.

Занятия об отношении учеников к вещам

1

4.

Занятия об отношении учеников к урокам, к знаниям

1

5.

Занятия о здоровье и как стать большим

1

6.

Занятия о школьных конфликтах

1

7.

Диагностика адаптации к школе

1

Предполагаемый результат программы

«Ступеньки к школе»

По окончанию курса занятий по программе «Ступеньки к школе» у детей должно произойти снижение негативных эмоций и школьной тревожности, сформироваться позитивная модель поведения в школе, рефлексия своих поступков. Дети должны научиться правильно обращаться со школьными предметами, адекватно относиться к ним. У них должны сформироваться навыки аккуратности и самостоятельность. У детей должно быть выработано адекватное отношение к результатам своей деятельности, вера в свои силы, стремление к успеху.  

Рабочая программа «Ступеньки к школе»

(для детей 5,5 - 7 –летнего возраста)

Раздел 1. Диагностика индивидуального развития.

Раздел 2.

Снижение негативных эмоций детей, рефлексия своих поступков, снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения. Развитие мышления, внимания, воображения, памяти.

Раздел 3.

Научить детей правильно обращаться со школьными предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность. Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы ребенка.

Раздел 4.

Выработать адекватное отношение к результатам своей деятельности, веру в свои силы, стремление к успеху. Развивать творческие способности детей, основные познавательные процессы.

Раздел 5.

Развивать эмоциональную сферу детей, мелкую моторику руки, познавательные процессы.

Раздел 6.

Коррекция агрессивного поведения у детей. Помочь ребенку понять неадекватность своего поведения, создать позитивную модель поведения. Снижение напряжения в отношениях, эмоциональная разрядка. Развитие коммуникативных навыков. Развитие воображения, внимания, памяти, мышления.

 

Формы и методы диагностики программы

«Ступеньки к школе»

Исследование общего развития:

  • Тест Керна-Йирасека
  • Беседа

Исследование мыслительной деятельности:

  • Цветные матрицы Равенна.
  • Методика «Четвертый лишний. Исключение неподходящей картинки».

Исследование речи:

  • Пересказ прослушанного рассказа. Выявление его общего и скрытого смысла.

Исследование памяти:

  • Методика Лурия «10 слов».

.

Исследование внимания:

  • Субтест Векслера «Корректурная проба».
  • Определение  уровня произвольной сферы -  методика «Домик».

Исследование ориентации в пространстве:

  • Методика «Графический диктант».
  • Методика «Узор».
  • Методика «Полянки»

Диагностика адатации к школе:

  • Методика «Мотивация учения» Лускановой
  • Методика «Мотивы учения» (М.Р. Гинзбург)
  • Проективная методика «Рисунок школы»

Используемая литература для педагогов

  1. М.А. Панфилова «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников» - М: Сфера, 2002, 96 с.
  2. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей» М: Владос, 2001, 256 с.
  3. М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей» М: Дрофа, 2002, 256 с.
  4. О.А. Степанова «Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения» М: Сфера, 2008, 187 с.
  5. Т.Л. Павлова «Диагностика готовности ребенка к школе» М: Сфера, 2007, 122 с.
  6. М.М. Безруких «Ребенок- непоседа» М: Вентана-Граф, 2001, 63 с.
  7. М.Н. Смирнова «Большая книга занятий для будущих первоклассников» Ярославль: Академия развития, 2006г, 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.  ВведениеОсновные направления работы психологической службы в период ада...

Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.  ВведениеОсновные направления работы психологической службы в период ада...

Программа "Адаптация учащихся школы - интерната"

Пояснительная записка.             Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов,...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната

Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...