Методы работы по снижению концертного волнения, используемые педагогами в работе с учениками.
методическая разработка по психологии

Лобастова Татьяна Михайловна

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учетом индивидуальности ученика: его темперамента, характерной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы работы по снижению концертного волнения, используемые педагогами в работе с учениками.

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, характерной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности.

1.Рациональный подбор репертуара.

Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений я всегда учитываю возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности - одно из условий успешности выступления.

При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика. Я стараюсь учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами.

2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки. 

Одна из причин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, мы используем следующие приёмы заучивания наизусть.

Первый из них-методика создания «опорных точек». Работаем над разбором и запоминанием материала по фразам и периодам. Анализируем форму произведения даже с самыми маленькими учениками. Границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать. Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого места.

Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.

Очень важно выучить программу не позднее, чем за 2 недели до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.

3. Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

4. Отработка комплекса сценических ритуалов.    

В период подготовки к концерту, мы всегда репетируем выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере. 

5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение - выступаем перед другими учениками класса или родителями. Затем задачу усложняем - играем перед педагогами.  Обыгрывание программы надо делать как можно более часто.

6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены. 

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям.

7. Удобная комфортная одежда на сцене.

Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда. Одежда должна быть нарядной, но не должна мешать звукоизвлечению и отвлекать от исполнения программы.

8.Игра с помехами.

 Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок.  Этому помогает игра с помехами. В домашних занятиях, например, я предлагаю ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания.  Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. На уроке помехой может послужить слово-восклицание педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения программы. Ученик при этом не должен ошибиться. Кроме того, в качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.

Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене я предлагаю ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.

9. Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или оркестрантов. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее. 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы

Анкеты и тесты используемые социальным педагогом в работе с учащимися школы и  при выявлении детей "группы риска"...

Выступление социального педагога "Агрессия: ее проявления, причины и работа по снижению"

Выступление возможно на педагогическом совете, родительском собрании...

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

В презентации рассматриваются методы, приемы и средства, используемые в коррекционной работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Представлены виды занятий физического воспитания...

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВ...

Презентация Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Презентация: Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...

Открытый урок на тему:«Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся»

Преподаватель помогает ребенку поверить в себя, учит самовыражаться в игре на инструменте, и только тогда интерес учащегося к занятиям музыкой будет повышаться, творческая инициатива возрастать, а так...

Методы и приемы снятия концертного волнения

Акутальность данной методической разработки  заключается в помощи ученикам свободно выступать на сцене...