Методы работы по снижению концертного волнения, используемые педагогами в работе с учениками.
методическая разработка по психологии
Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учетом индивидуальности ученика: его темперамента, характерной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы работы по снижению концертного волнения, используемые педагогами в работе с учениками.
Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, характерной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности.
1.Рациональный подбор репертуара.
Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений я всегда учитываю возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности - одно из условий успешности выступления.
При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика. Я стараюсь учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами.
2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки.
Одна из причин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, мы используем следующие приёмы заучивания наизусть.
Первый из них-методика создания «опорных точек». Работаем над разбором и запоминанием материала по фразам и периодам. Анализируем форму произведения даже с самыми маленькими учениками. Границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать. Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого места.
Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.
Очень важно выучить программу не позднее, чем за 2 недели до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.
3. Организация домашней работы учащегося.
Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.
4. Отработка комплекса сценических ритуалов.
В период подготовки к концерту, мы всегда репетируем выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере.
5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.
Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение - выступаем перед другими учениками класса или родителями. Затем задачу усложняем - играем перед педагогами. Обыгрывание программы надо делать как можно более часто.
6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.
При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям.
7. Удобная комфортная одежда на сцене.
Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда. Одежда должна быть нарядной, но не должна мешать звукоизвлечению и отвлекать от исполнения программы.
8.Игра с помехами.
Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок. Этому помогает игра с помехами. В домашних занятиях, например, я предлагаю ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания. Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. На уроке помехой может послужить слово-восклицание педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения программы. Ученик при этом не должен ошибиться. Кроме того, в качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.
Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене я предлагаю ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.
9. Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или оркестрантов. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы
Анкеты и тесты используемые социальным педагогом в работе с учащимися школы и при выявлении детей "группы риска"...
Выступление социального педагога "Агрессия: ее проявления, причины и работа по снижению"
Выступление возможно на педагогическом совете, родительском собрании...
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
В презентации рассматриваются методы, приемы и средства, используемые в коррекционной работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Представлены виды занятий физического воспитания...
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВ...
Презентация Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Презентация: Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...
Открытый урок на тему:«Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся»
Преподаватель помогает ребенку поверить в себя, учит самовыражаться в игре на инструменте, и только тогда интерес учащегося к занятиям музыкой будет повышаться, творческая инициатива возрастать, а так...
Методы и приемы снятия концертного волнения
Акутальность данной методической разработки заключается в помощи ученикам свободно выступать на сцене...