Выступление социального педагога "Агрессия: ее проявления, причины и работа по снижению"
материал на тему

Выступление возможно на педагогическом совете, родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_agressiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Поярова А.А., социальный педагог, МБОУ «Ясненская СОШ № 7»,

                                                                              п. Ясный, Пинежский район, Архангельская область

Выступление социального педагога

«Агрессия: ее проявления, причины и работа по снижению».

Тема проявления детьми жестокости и агрессии в наши дни особенно актуальна. К сожалению, эти явления «живут» среди нас.

В более или менее развитом обществе агрессия всегда находится под контролем, но более эффективным этот контроль будет только там, где присутствует сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

Различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия применяется для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет…). У старших детей, детей школьного возраста больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить боль человеку.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики, как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.

Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости. Но чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на созидательную деятельность.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношение с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видит постоянно, и она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, а завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит детей к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующие:

  • Привлечение к себе внимания сверстников;
  • Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  • Защита и месть;
  • Стремление «быть главным».

И всегда надо помнить, что к агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность его окружения.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

При проявлении расположения к ребенку мы помогаем ему: преодолеть трудности, используем умение слушать и слышать ребенка, включаем в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к самому факту существования ребенка.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, но если оно следует немедленно за проступком; объяснено ребенку; оно суровое, но не жестокое; оно оценивает действие ребенка, а не самого ребенка.

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми носил позитивный устойчивый характер, необходимо, чтобы работа была не эпизодической, а системной.

Есть притча, которую полезно рассказать детям: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не принося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!»

Вывод: можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ!

Правила общения взрослого с агрессивным подростком:

  • Не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние;
  • Наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии подростка, но без жестких наказаний в случае проступка;
  • Старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить;
  • Давайте возможность подростку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
  • Старайтесь лишний раз поддержать подростка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;
  • Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении подростка, даже если они незначительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. В статье рассматриваются возможные проблемы и выясняются их причины....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4-5-х классов по теме:"Агрессия, способы её проявления, причины, последствия"

Одно из занятий по развитию  и коррекции социальных навыков по программе "Я и МЫ". Цикл занятий включает 15 занятий....

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекционная работа по снижению агрессивного поведения у детей с ЗПР школьного возраста...

Семинар для родителей и воспитателей. Тема: «Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции»

Да Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования, поэтому давайте посмотрим на это понятие, с точки зрения  специалистов занимающихся этой проблемой....