Вопросы формирования конструктивных межличностных взаимоотношений родителей и детей
статья по психологии
В разделе рассмотрена одна из ключевых проблем семейного воспитания -несоответствие завышенных притязаний родителей к реальным возможностям ребенка. Представлены методы социально-педагогической деятельности по сопровождению семей с детьми, направленные на оздоровление межличностных взаимоотношений.
Ключевые слова: семейное воспитание, конструктивные межличностные взаимоотношения родителей и детей, система социально-педагогической помощи родителям на научной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_formirovaniya_konstruktivnyh_mezhlichnostnyh_vzaimootnosheniy_roditeley_i_detey.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Татьяна Михайловна
Воспитатель стационарного отделения Санкт-Петербургского государственного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»
Вопросы формирования конструктивных межличностных взаимоотношений родителей и детей
Аннотация: В разделе рассмотрена одна из ключевых проблем семейного воспитания -несоответствие завышенных притязаний родителей к реальным возможностям ребенка. Представлены методы социально-педагогической деятельности по сопровождению семей с детьми, направленные на оздоровление межличностных взаимоотношений.
Ключевые слова: семейное воспитание, конструктивные межличностные взаимоотношения родителей и детей, система социально-педагогической помощи родителям на научной основе.
Главным институтом воспитания неоспоримо является семья. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья как образец для подражания, направляющая сила играет главную роль в становлении личности ребенка. Именно в семье ребёнок усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения, учится общаться с окружающими его людьми. Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на российскую семью. В современном обществе, семья, являясь частью социокультурной реальности, испытывает изменения своих основных функций, их ценностного содержания по причине нарастания кризисных явлений. Родители, имея большой жизненный опыт, должны выступать ключевым ресурсом в помощи детям в решении их проблем. Однако, зачастую, родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания, совершают ошибки. совершенно не учитывая реальные потребности ребенка, его желания. Как следствие, требования, предъявляемые к ребенку со стороны родителей и его реальным потребностям могут приводить к внутреннему конфликту у ребенка. Соответственно, одна из важных задач работы специалистов стационарного отделения ЦСПСиД является помощь родителям в обучении построения конструктивных отношений с детьми, что в конечном итоге позитивно отразится на процессе самореализации и саморазвития ребенка.
В настоящее время мы наблюдаем осложнение отношений ребенка со взрослыми. Часто причиной таких осложнений является постоянная занятость родителей, злоупотребление алкоголем, стрессовый образ жизни, связанные с изменениями духовных и нравственных ценностей. Родителям трудно понять состояние ребенка, помочь ему в решении его проблем. Все это сводится либо к нотациям, либо родители отстраняются от проблем ребенка, проявляя безучастное отношение к вопросам, связанным с его воспитанием. И как следствие, завышенные притязания, либо безразличие родителей приводят к полной утрате взаимопонимания родителей с детьми. Родители в своей жизни решают собственные задачи и подчас забывая о необходимости создавать условия для развития и саморазвития ребенка. Они, зачастую, более успешно организуют своих детей, чем любят, заботятся и воспитывают. В педагогическом смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств.
Это означает, что к распорядку нужно добавить объятия, похвалу и теплоту. Это означает, что родители должны замечать, каковы их дети сейчас, и помогать им стать такими, какими они могут стать, обеспечивать условия для их личностного роста. Гуманистический подход в вопросе воспитания ребенка – хороший способ в предупреждении социальных проблем ребенка. Однако, при этом, важно соблюдать границы, не давая возможности формированию у ребенка эгоистических позиций, потребительского отношения. Родителям нужно стараться всегда находить грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью ребенка. Самостоятельность и ответственность не вырастают на неподготовленной почве. В каждом возрасте существуют свои зоны ответственности ребенка, он сам должен решить, как ему поступить в той или иной ситуации. Ему обязательно нужно пытаться пробовать свои силы. Причины возникновения сложной ситуации кроются в результате того, что родители не учитывают возрастных особенностей детей, чрезмерно строги либо либеральны к ним, непоследовательно и в не приемлемой для ребенка форме предъявляют ему свои требования, не владеют методами наказания и поощрения, требуют от детей. [6].
Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность и согласованность указаний и действий взрослых, которые окружают ребенка. Несогласованность слов и действий мамы с папой, решение разногласий при ребенке, разрушают его еще гибкую и нестойкую картину мира. И что опасно, часто родители уже имеют в своем представлении идеальный образ будущего сына или дочери, и воспринимают негативно любые отклонения от ожидаемого образа. Ребенок стремится принимать самостоятельные решения, совершать самостоятельные поступки. Но взрослые, порой, к этому не готовы. Это означает, что наряду с родительской любовью взрослые не должны забывать о том, что важно не просто решать за ребенка его проблемы, а помогать ему преодолевать трудности, ставить цели и достигать их, прилагая усилия. «Одна из величайших трудностей в деле воспитания заключается в том, чтобы совместить подчинение необходимости со способностью пользоваться свободой» [1, с. 3].
«Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запрос» [12, с.89]. Чтение морали, приказы, угрозы не решат проблемы, более оптимально будет слушать и слышать друг друга, стремиться к поиску совместных решений, совершенствованию творческих способностей ребенка. Часто родители пытаются подчинить ребенка для того, чтобы воспитать его, либо демонстрируют попустительское стихийное воспитание. И в тех и других условиях воспитания стремление ребенка к самостоятельности, потребность ощущать себя взрослым, могут не учитываться, а возникающие на этой почве противоречия, находящие проявления в поведении ребенка, часто воспринимаются взрослыми как наглость, невоспитанность и т.д. Это будет только обострять конфликты и учащать их [15]. При внимательном наблюдении, в результате понимания мотивов поведения ребенка и учете их при общении, родитель сможет достичь с ним доверия и взаимопонимания. Умение воспитателя занять позицию воспитанника, понять его и возникающие при этом между ними взаимоотношения В.А.Сухомлинский назвал духовной общностью [14]. Как часто родители акцентируют свое внимание на недостатках, недочетах детей, желая тем самым оказать им помощь. При этом родители забывают сообщать и рассказывать ребенку, что в нем хорошего и что он делает хорошо. Постепенно у ребенка формируется впечатление, что его не любят, что его не ценят. Потому что от полноты принятия его родителями зависит отношение его к себе и миру в целом.
Безусловная любовь или принятие означает, что за ребенком признается право быть таким, какой он есть, независимо от его особенностей, успешности, соответствия родительским ожиданиям и представлениям. Принятие – это основа конструктивных отношений с ребенком, основанных на искренних и истинных чувствах. Принять ребенка – это по необходимости помочь ему и стремиться понять его. И обязательно сообщать ребенку о его принятии. И задача взрослых – научиться не проживать жизнь ребенка вместо него, а стараться быть рядом, всегда быть готовыми к диалогу и поддержке. В процессе социального становления ребенка перед ним встает проблема свободы выбора и социального творчества – это трудности: на пути реализации ребенком его интересов и потребностей в уже сложившихся нормах социальной жизни, в создании новых норм социальных отношений на уровне собственной позиции ребенка. Задача взрослых помочь ему преодолеть эти препятствия и поддержать на пути личного становления. Все это приводит к возникновению проблемной жизненной ситуации ребенка. Преодоление сложных ситуаций в семейной воспитательной деятельности требует создания системы педагогической помощи родителям на научной основе. Основное предназначение воспитателя состоит в умении его как специалиста выявлять, организовывать и использовать возможности социального окружения ребенка, и прежде всего его семьи, для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей, преодоления проблемных жизненных ситуаций каждого ребенка.
С 2012 года на базе ЦСПСиД Калининского района разрабатывается и осуществляется программа «Сопровождения родителей и ребенка, направленная на оздоровление межличностных взаимоотношений».
Цель: совершенствование профилактической и просветительской работы с родителями и законными представителями воспитанников, направленной на культурное оздоровления семьи, в ходе которого родители приобретают позитивный навык выстраивания отношений с ребенком, способствующие его гармоничному развитию и росту.
Для дополнительного изучения социальной ситуации необходимо провести социально-педагогическую диагностику личности, семьи, социума с целью выявления личностных проблем ребенка, семьи. Диагностические методики: опросники, анкеты и др.
Рисуночные методики применяют для диагностики особенностей восприятия ребенком характера семейных взаимоотношений.
Важной составной частью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье выступает психолого-педагогическая подготовка родителей, которая включает в себя, прежде всего просвещение. Цель педагогического просвещения родителей заключается в наделении матерей и отцов определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, в формировании воспитательных навыков и умений.
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы. Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что ему необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. И, наконец, нужно доступно объяснить особенности последовательной педагогической деятельности при сложившихся обстоятельствах, указать пути ее осуществления в жизни, дать обоснованные рекомендации.
Темы занятий:
- Как внимание взрослых к достижениям ребенка влияет на основы его будущей самооценки.
- Умение слышать собственного ребенка.
- Ожидаемое поведение ребенка на различных этапах возрастного развития.
- Потребности родителей и стили общения с детьми.
- Взаимодействие в семье. Проявление любви. Способы общения и разрешения конфликтов.
Правильно организованный досуг, совместная творческая деятельность детей и родителей, объединяет и укрепляет семейные отношения, позволяет наладить конструктивные межличностные взаимоотношения родителей и детей.
Проведение различных форм игровой деятельности определяют следующие положительные тенденции:
- Участвуя в совместных играх в процессе взаимодействия родителей и детей, происходит их сближение. Дети начинают видеть родителей с другой стороны – как друзей, с которыми можно интересно проводить время, доверять им и ощущать их поддержку. А при необходимости и им самим оказывать поддержку.
- В процессе совместной творческой деятельности улучшается эмоциональное состояние детей и родителей, что помогает им легко достигать взаимопонимания.
Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.
Список использованной литературы
1. Бим-Бад Борис М. Подчинение или свобода// Семья и школа, 2008- №11.- с. 3-4
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
3. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие / Е.В. Головнева. – М.: высш. шк., 2006. – 256 с.
4. Колесникова И.А. коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
6. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении//Начальная школа - 2008.- №5.- С.3-18.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 200 с.
8. Методика работы социального педагога/ под ред. Л.В Кузнецовой; сост. Г. С. Семенов. – М.: школьная пресса, 2004. – 96 с.
9. Методики и технологии социальной работы. – М.: Социономия, 2004. – 95 с.
10. Менеджмет социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И. Войтенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 С.
11. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 175 с.
12. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.
13. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
14. Шульгина В.П. 25 встреч с родителями, или разговор на заданную тему. - Ростов – н /Д.: Феникс, 2007.- 414с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимоотношение родителей и детей
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками....
Родительское собрание "Взаимоотношения родителей и детей"
Одно из главных условий взаимопонимания между родителями и детьми - возможность ребенка чувствовать поддержку своих родителей и знать, что они его принимают вне зависимости от того, ...
Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка являе...
Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка являе...
Проблемный вопрос: «Формирование навыков бесконфликтного взаимоотношения детей в семье».
Большие проблемы у воспитанников детских домов возникают при общении как с детьми, так и со взрослыми. Причем уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов ...
Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"
На родительском собрании применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...