Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»
план-конспект по психологии
Введение
Жизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди используют эти ситуации для качественного раскрытия внутренних возможностей, возможности расти. Другое дело ребенок, который беззащитен в данных обстоятельствах. Благодаря взрослым он может получить защиту и условия для дальнейшего развития. Именно через нас, педагогов и родителей, дети познают окружающий мир, и от нас зависит, на сколько легко и комфортно будет в нем.
В школе в основном внимание уделяют учебному процессу, а на психологическое здоровье и внутреннее благополучие детей обращают внимание только тогда, когда возникают проблемы. У детей могут появиться такие психологические реакции как агрессия, тревожность, замкнутость и т.д.
Деятельностью педагога-психолога является преодоление нестабильных эмоциональных состояний, профилактика неврозов, возможность развития навыков межличностного общения и самостоятельной регуляции поведения, продуктивного взаимодействия с учителями и в семье.
Одним из способов педагога-психолога для поддержание психологического здоровья школьников является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет успешнее адаптироваться в образовательном пространстве. Благодаря психологическому здоровью поддерживается взаимосвязь ребенка и школьной успеваемостью, а также успешной социализацией.
Ежегодно в школе проводится мониторинг разных сторон психологического здоровья:
- мотивации к обучению;
- школьной тревожности;
- адаптации на сложных возрастных этапах;
- эмоционального состояния обучающихся;
- межличностных взаимоотношений и т.д.;
На основе результатов определяются и направления работы педагога-психолога. Дальнейшая развивающая и коррекционная работа с обучающимися направлена на решение проблемных зон, таких как психологическое самочувствие, поведение и развитие учащихся.
Для учащихся начальной школы используются групповые занятия с использованием игровых видов деятельности, творческой фантазии.
Конспект развивающего занятия с педагогом-психологом «Психолог о здоровье: эмоции и чувства»
Цель: Создание благоприятной атмосферы, формирование навыков понимания эмоционального состояния друзей, снятие отрицательных эмоций и развития культуры общения.
Задачи:
- Формирование понятия видов эмоций и возможности их различать;
- Обучение способам снятия отрицательных эмоций;
- Воспитание чувства взаимопомощи.
Материалы: Мультимедийная доска, презентация, плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, карандаши, ножницы, клей.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Позитивный настрой. Упражнение «Доброе тепло».
Каждый день мы встречаемся и говорим друг другу «Здравствуй!». Чаще всего не задумываемся над тем для чего мы это говорим. А для того, чтобы пожелать здоровья и хорошего настроения! Давайте мы подарим соседу вашу самую добрую улыбочку и попробуем выразить свое хорошее отношение каким-то необычным способом. (варианты: рукопожатие, похлопать по спине или плечу, сказать: «Привет!» или «Салют!», и т.д.)
Помните свои чувства и эмоции можно передать не только с помощью слов, но и рук, мыслей и взгляда. А после нашего занятия у вас будет хорошее настроение, а значит и здоровье будет только лучше.
Посмотрите на плакат, здесь изображены эмоции, давайте попробуете догадаться и назвать их (варианты).
Упражнение на релаксацию «Какофония».
Учащиеся ходят по кабинету в разных направлениях и с разной скоростью. Во время передвижения дается задание вспомнить и изобразить разные ощущения (холод, жару, вкус лимона, запах розы и т.д.)
Игра «Я скажу наоборот».
Я буду бросать мяч одному из вас, а тот, кто поймал придумает противоположное значение, например, веселый – печальный.
Начинаем:
Счастье – (горе);
Смелость – (трусость);
Злой – (добрый);
Жадный – (щедрый);
Спокойный – (беспокойный)
Все эти слова, что обозначают? (эмоции и чувства)
Эмоции – другими словами это душевные переживания, которые отражают отношение к себе и окружающим. Положительные эмоции помогают справиться с трудностями, этим помогают нашему здоровью.
Иногда в ссоре мы говорим друг другу неприятные слова и этим можем испортить настроение. Для дружбы важно уметь выслушать, и доказать правоту словами, а не дракой. Отрицательные эмоции вредят нашей нервной системе. Если испытывать исключительно отрицательные эмоции, то можно заболеть.
Упражнение «Убираем негатив».
У вас листочек на парте. Давайте разделим его на 2 части линией. На левой стороне листа напишите ваши эмоции, которые помогают вам общаться, а на правой стороне напишите эмоции, которые мешают вам общаться.
Правую часть с отрицательными эмоциями мы закрасим цветными карандашами и таким образом избавимся от них.
Профилактика отрицательных эмоций:
- Спорт;
- Прогулки;
- Хорошие друзья;
- Животные;
- Книги;
- Хорошие фильмы;
- Творчество.
Упражнение «Спокойствие».
Представьте, что вы большой шарик и набираем воздух через нос, а выдыхаем через рот. Эта гимнастика дыхания поможет с отрицательными эмоциями.
Рефлексия.
Вопросы о ценности данного занятия.
Прощание: Прошу вас нарисовать мне воздушный шарик и разукрасить любимым цветом.
Заключение
Большую роль в здоровьезбережения играет психологический настрой на работу. Приветствие должно быть доброжелательным, тогда эмоциональный настрой будет положительным.
Благодаря разным формам и методам работы психолога, такие как беседа, дискуссия и др., дети получают информацию о здоровьесберегающих технологиях.
В работе с педагогами и родителями также используются разные методы работы, такие как семинары, лектории, консультирование, родительские собрания.
Необходимо поощрять ребенка на самосовершенствование, выражение творческих способностей. Гармоничное развитие ребенка – залог психологического здоровья!
Литература:
- Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - СПб.: Невский проспект, 2005.
- Вяткин, А.П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения / А.П. Вяткин. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2004. - 228 с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2006.
- Скурат, Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками / Г.Г. Скурат. - СПб.: Речь, 2007.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
- Немов Р.С. Общая психология, том 4 Психологические состояния: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ Юрайт, 2016-223с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области "Моя педагогическая копилка", 2019."Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады"
Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады по английскому языку для образовательных учреждений среднего профессионального образования...
Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»
Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....
Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников
Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорт...
Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников
Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области...
Об утверждении состава экспертнои комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культу
Состав экспертной комиссии регионального этапаВсероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным ...