Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»
план-конспект по психологии

Шутова Ирина Юрьевна

Введение

Жизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди используют эти ситуации для качественного раскрытия внутренних возможностей, возможности расти. Другое дело ребенок, который беззащитен в данных обстоятельствах. Благодаря взрослым он может получить защиту и условия для дальнейшего развития. Именно через нас, педагогов и родителей, дети познают окружающий мир, и от нас зависит, на сколько легко и комфортно будет в нем.

В школе в основном внимание уделяют учебному процессу, а на психологическое здоровье и внутреннее благополучие детей обращают внимание только тогда, когда возникают проблемы. У детей могут появиться такие психологические реакции как агрессия, тревожность, замкнутость и т.д.

Деятельностью педагога-психолога является преодоление нестабильных эмоциональных состояний, профилактика неврозов, возможность развития навыков межличностного общения и самостоятельной регуляции поведения, продуктивного взаимодействия с учителями и в семье.

Одним из способов педагога-психолога для поддержание психологического здоровья школьников является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет успешнее адаптироваться в образовательном пространстве. Благодаря психологическому здоровью поддерживается взаимосвязь ребенка и школьной успеваемостью, а также успешной социализацией.

Ежегодно в школе проводится мониторинг разных сторон психологического здоровья:

- мотивации к обучению;

- школьной тревожности;

- адаптации на сложных возрастных этапах;

- эмоционального состояния обучающихся;

- межличностных взаимоотношений и т.д.;

На основе результатов определяются и направления работы педагога-психолога. Дальнейшая развивающая и коррекционная работа с обучающимися направлена на решение проблемных зон, таких как психологическое самочувствие, поведение и развитие учащихся.

Для учащихся начальной школы используются групповые занятия с использованием игровых видов деятельности, творческой фантазии.

 

Конспект развивающего занятия с педагогом-психологом «Психолог о здоровье: эмоции и чувства»

Цель: Создание благоприятной атмосферы, формирование навыков понимания эмоционального состояния друзей, снятие отрицательных эмоций и развития культуры общения.

Задачи:

  1. Формирование понятия видов эмоций и возможности их различать;
  2. Обучение способам снятия отрицательных эмоций;
  3. Воспитание чувства взаимопомощи.

Материалы: Мультимедийная доска, презентация, плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, карандаши, ножницы, клей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Позитивный настрой. Упражнение «Доброе тепло».

Каждый день мы встречаемся и говорим друг другу «Здравствуй!». Чаще всего не задумываемся над тем для чего мы это говорим. А для того, чтобы пожелать здоровья и хорошего настроения! Давайте мы подарим соседу вашу самую добрую улыбочку и попробуем выразить свое хорошее отношение каким-то необычным способом. (варианты: рукопожатие, похлопать по спине или плечу, сказать: «Привет!» или «Салют!», и т.д.)

Помните свои чувства и эмоции можно передать не только с помощью слов, но и рук, мыслей и взгляда. А после нашего занятия у вас будет хорошее настроение, а значит и здоровье будет только лучше.

Посмотрите на плакат, здесь изображены эмоции, давайте попробуете догадаться и назвать их (варианты).

Упражнение на релаксацию «Какофония».

Учащиеся ходят по кабинету в разных направлениях и с разной скоростью. Во время передвижения дается задание вспомнить и изобразить разные ощущения (холод, жару, вкус лимона, запах розы и т.д.)

Игра «Я скажу наоборот».

Я буду бросать мяч одному из вас, а тот, кто поймал придумает противоположное значение, например, веселый – печальный.

Начинаем:

Счастье – (горе);

Смелость – (трусость);

Злой – (добрый);

Жадный – (щедрый);

Спокойный – (беспокойный)

Все эти слова, что обозначают? (эмоции и чувства)

Эмоции – другими словами это душевные переживания, которые отражают отношение к себе и окружающим. Положительные эмоции помогают справиться с трудностями, этим помогают нашему здоровью.

Иногда в ссоре мы говорим друг другу неприятные слова и этим можем испортить настроение. Для дружбы важно уметь выслушать, и доказать правоту словами, а не дракой. Отрицательные эмоции вредят нашей нервной системе. Если испытывать исключительно отрицательные эмоции, то можно заболеть.

Упражнение «Убираем негатив».

У вас листочек на парте. Давайте разделим его на 2 части линией. На левой стороне листа напишите ваши эмоции, которые помогают вам общаться, а на правой стороне напишите эмоции, которые мешают вам общаться.

Правую часть с отрицательными эмоциями мы закрасим цветными карандашами и таким образом избавимся от них.

Профилактика отрицательных эмоций:

  • Спорт;
  • Прогулки;
  • Хорошие друзья;
  • Животные;
  • Книги;
  • Хорошие фильмы;
  • Творчество.

Упражнение «Спокойствие».

Представьте, что вы большой шарик и набираем воздух через нос, а выдыхаем через рот. Эта гимнастика дыхания поможет с отрицательными эмоциями.

Рефлексия.

Вопросы о ценности данного занятия.

Прощание: Прошу вас нарисовать мне воздушный шарик и разукрасить любимым цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Большую роль в здоровьезбережения играет психологический настрой на работу. Приветствие должно быть доброжелательным, тогда эмоциональный настрой будет положительным.

Благодаря разным формам и методам работы психолога, такие как беседа, дискуссия и др., дети получают информацию о здоровьесберегающих технологиях.

В работе с педагогами и родителями также используются разные методы работы, такие как семинары, лектории, консультирование, родительские собрания.

Необходимо поощрять ребенка на самосовершенствование, выражение творческих способностей. Гармоничное развитие ребенка – залог психологического здоровья!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - СПб.: Невский проспект, 2005.
  3. Вяткин, А.П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения / А.П. Вяткин. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2004. - 228 с.
  4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2006.
  6. Скурат, Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками / Г.Г. Скурат. - СПб.: Речь, 2007.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
  8. Немов Р.С. Общая психология, том 4 Психологические состояния: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ Юрайт, 2016-223с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....

Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников

Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорт...

Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников

Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области...

Об утверждении состава экспертнои комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культу

Состав экспертной комиссии регионального этапаВсероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным ...