Этические основы деятельности водителя.
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:

- здоровье;

- любовь и семья;

- безопасность и уверенность;

- материальный достаток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_no2._eticheskie_osnovy_deyatelnosti_voditelya.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Этические основы деятельности водителя.

Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:

- здоровье;

- любовь и семья;

- безопасность и уверенность;

- материальный достаток.

Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов.

На другой чаше весов наши мимолетные стремления:

-получение удовольствия;

- внимание окружающих;

- одобрение сторонних людей;

- мнимая свобода.

Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём.

Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности!

Ежедневно поворачивая ключ в замке зажигания, помните, что могут открыться двери в больницу или тюрьму.

Вынимая ключи из своего автомобиля, вы вынимаете ключи и из тех дверей, которые могли открыться для Вас сегодня.

В большинстве случаев зависит от Вас, где и с кем Вы сегодня проведёте ночь и завтрашний день.

Легкомысленное вождение может разрушить вашу жизнь.

Дисциплинированность – знание и строгое соблюдение Правил дорожного движения. Проявляются в:

- уважении других водителей;

- пешеходов;

- в культуре поведения на дороге;

- в соблюдении технических правил эксплуатации автомобиля.

Недисциплинированность – сознательное нарушение известных Вам правил и ограничений..

Люди, которые в обычной жизни не отличаются высокой культурой, ведут себя так же и на дорогах.

Начиная обучение в автошколе, задайте себе вопрос: для чего я это делаю?

- я думаю, что это круто;

- я думаю, что мне это пригодится в жизни;

- я хочу быть таким же, как и все успешные люди.

Такая логика ошибочна. Значит, истинная цель не ясна. И, как следствие, возникает легкомысленны подход к обучению вождению.

В приоритете должно быть – получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Безопасно управлять своим будущим автомобилем, решая с его помощью свои жизненные повседневные задачи.

Два основных мотива человека:

Первый.

Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель, достижение которой однозначно расцениваем как успех. Например: освоить технику управления автомобилем в совершенстве и тогда появляется стремление добиться в этой области совершенства и мы находим средства и совершаем действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Осознавая для себя мотив достижения успеха, люди реально оценивают свои возможности и ошибки как в жизни, так и на дороге и не перекладывают свою ответственность на других.

Второй основной мотив человека – это избегание неудач. И тогда цель человека заключается не в достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у человека нет цели и у него появляется неуверенность в себе потому, что у него нет веры в достижении успеха. Он боится, что его могут осудить и обидеть. Этот страх зачастую проявляется в агрессивном поведении. У человека возникает закрытостьполучения новых знаний и навыков.:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;

- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;

- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;

- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;

- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот, завышена.

Всё это не способствует получению навыков эффективного и безопасного  вождения.

Личность  - это совокупность индивидуально выраженных морально-ценностных, психических и физических, врождённых и приобретённых свойств человека.

К основным свойствам личности относятся: потребности, направленность, интересы, способности, темперамент, характер.

Потребности  - называется психическое состояние, переживаемое человеком, когда он испытывает нужду в чём-либо. Потребности делятся на материальные (пища, одежда, жильё) и духовные (труд, общение с людьми, приобретение знаний).

Направленность личности – это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его деятельности. В зависимости от сферы проявления различают морально-идеологическую, профессиональную и бытовую направленность.

Под интересами понимают отношения человека к предметам и явлениям жизни. Интересы характеризуются положительной эмоциональной окрашенностью, стремлением познать интересные для человека явления, предметы, события и овладеть ими.

Способности – это индивидуальные способности психики, от которых зависит успешность какой-либо деятельности.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности присущи многим людям, и благодаря этим способностям один и тот же человек может успешно овладеть различными видами деятельности.

Специальные способности– это такие способности личности, которые позволяют достигнуть высоких результатов в какой-либо узкой области деятельности.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами:

- хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений;

- лёгкость формирования двигательных навыков;

- высокая степень развития органов чувств,  в особенности зрения и суставно-мышечного чувства;

-скорость и точность сенсомоторных реакций;

- быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений;

- хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания;

- хорошая зрительная и оперативная память;

- высокая готовность памяти;

- настойчивость, решительность, смелость, терпение;

- эмоциональная устойчивость;

- самообладание, дисциплинированность;

- инициативность и сообразительность.

На поведение человека в любой ситуации неминуемо влияет его темперамент.

Слово темперамент в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей» (ввёл Гиппократ).

Типы темперамента.

Тип

Описание

Холерик

(«желчь»)

Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности, и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник

(кровь, жизненная сила)

Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик

(«слизь»)

Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активностью.

Меланхолик

(«чёрная желчь»)

Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко переживать даже не зная события, преобладают отрицательные эмоции.

Сангвиник – сильный, активный, выносливый, быстро переключает внимание, быстро принимает решения, доброжелательный, любит риска. Поэтому сангвиник водит автомобиль энергично, с хорошей динамикой. Он способен долго оставаться за рулём, долго сохранять адекватную оценку дорожной ситуации. Однако его личная импульсивность может приводить к ошибочной оценке дорожной ситуации.

Флегматик – сильный, устойчивый, выносливы, медленно переключает внимание, медленно принимает решения, доброжелательный. У него спокойный и уверенный стиль вождения. Высокая скорость на дороге флегматику противопоказана из-за  низкой скорости его мозговых процессов. Флегматик редко рискует ради удовольствия.

Меланхолик – слабый, неустойчивый, истощаемый, сложно принимает решения, тревожный, осторожный, за рулём он себя ведёт нервно и неуверенно. Теряется в интенсивном потоке мегаполиса.

Холерик – нездоровая агрессия, обилие лишних движений и стремление произвести впечатление.

Факторы риска при вождении автомобиля.

У человека не зависимо от его темперамента, всегда присутствует склонность к риску. Если он находится в компании, то склонность к риску возрастает. При действиях в одиночку его склонность к риску снижается. Так же склонность к риску снижается с опытом и возрастом.

Рискованный стиль вождения:

- резкий старт и торможение;

- частые перестроения без необходимости;

- действия в расчёте «на удачу»;

- желание вовлечь в свои дорожные игры других водителей;

- «рваный» стиль вождения очень опасен и не имеет ничего общего с популярным «спортивны» стилем. Кроме того, он ведёт к неопределённо большому расходу топлива.

Низкая внутренняя самооценка человека всегда толкает его на самоутверждение за счёт автомобиля:

- выбор престижной марки автомобиля;

- выбор привлекательного цвета автомобиля;

- выбор мощной аудио системы автомобиля.

Как правило под этой маской скрывается неуверенный в себе человек, требующий ежеминутного признания своей значимости.

Что влияет на формирования стиля вождения?

  1. Социальное окружение, родственники и друзья, которые могут негативно повлиять на формирование навыков вождения (внедряя идеи о вседозволенности на дороге).
  2. Иррациональные идеи поведения «русского» водителя: со мной этого не случится; все водят машину хуже меня; все знают правила хуже меня; не знаю как все, но я тороплюсь.
  3. Автореклама, основанная на агрессии.
  4. Киноиндустрия.

Водитель должен уметь распознавать на дороге других водителей, относящихся к опасным категориям по следующим признакам:

- агрессивный или «рванный» стиль вождения;

- неуверенный стиль вождения;

- водитель такси или маршруток;

- водители служб доставки;

- неместные водители;

- начинающий водитель;

- автомобили имеющие внешние повреждения.

Этика водителя.

Основные причины низкого уровня безопасности дорожного движения:

- меры по совершенствованию управления дорожным движением отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей;

- социально-психологический климат в дорожном движении оставляет желать лучшего.

Этика –философское исследование морали и нравственности. Термин «этика» употребляется для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Этика водителя связанна с прогнозированием развития ситуации и, следовательно необходима  как важный элемент взаимодействия на дорогах.

Этичное поведение на дороге предполагает не использовать преимущество, данное правилами в ущерб другим участникам движения. Оно напротив, предполагает помочь другим участникам движения, чтобы в итоге помочь себе:

  1. Не ослепляй дальним светом фар.
  2. Уступайте, даже имея преимущество в движении.
  3. Правило пропуска – «через одного».
  4. Двигайся  строго по обозначенным полосам.
  5. При интенсивном движении не меняйте полосу без необходимости.
  6. По возможности освобождайте левые полосы движения.
  7. Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.
  8. Оказывайте помощь при обгоне: обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий.
  9. Будьте понятны и предсказуемы в своих действиях.
  10. Внимательно относитесь к пешеходам.

Этичное поведение – это осознание, что люди могут иметь притуплённое чувство опасности в том числе, и на дороге, а именно:

- сотрудники ГИБДД;

- дорожные рабочие;

- пожилые люди;

- дети.

При парковке не закрывайте пожарные гидранты и люки.

Паркуясь помните о других водителях.

Этичное поведение так же предполагает:

  1. Что при парковке своего автомобиля, надо думать и о других водителях;
  2. Не садитесь за руль при болезненном состоянии, поскольку оно снижает реакцию водителя на дороге;
  3. Водитель берёт ответственность на себя за жизнь и здоровье своих пассажиров.

И ещё если можно отказаться от поездки – откажись!

И самое главное – уступай дорогу автомобилям экстренной помощи!

Задание:

  1. Прочитай лекцию.
  2. Ответь на вопросы в тетради:

- Ваш тип темперамента.

- Какие особенности Вашего вождения характерны при Вашем темпераменте?

- Назови категории участников дорожного движения, требующие особого внимания?

- Как могут повлиять на стиль Вашего вождения Ваши близкие?

- Какое влияние оказывают на водителя киноиндустрия и реклама?

- Невербальный язык общения на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Экономические основы деятельности фирмы"

Урок разработан на основе учебного материала И.В. Липсиц. Данный материал изучается в разделе главы "Что такое фирма и как она действует на рынке", предназначен для учащихся 11 классов базового курса....

Ориентировочная основа деятельности учителя по подготовке метапредметных уроков

Презентация показывает как подготовить метапредметный урок...

Дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА".

Дополнительная общеобразовательная программа  среднего (полного) общего образования   для детей 13-16 лет "ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА"....

Психофизиологические основы деятельности водителя. Тема 1.

Веду часы у водителей. Не смогла найти презентаций к лекциям. Может быть кому-нибудь  пригодится....

Лекции, практикум и билеты по дисциплине "Психофизиологические основы деятельности водителя"

Лекции по дисциплине "Психофизиологические основы деятельности водителя" разработаны на основе учебного пособия "Курс лекций по учебному предмету "Психофизиологические основы деяте...

Методическая разработка "Психофизиологические основы деятельности водителя"

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательной школы. Данная дисциплина является частью программы  базового курса подготовки водителей транспортных средств всех катего...

Статья "Об основных этических основах концепции И.П. Иванова"

В статье рассматриваются различные аспекты понятия нравственной направленности личности, гуманистический характер воспитательных отношений и позиции педагога, заложенных в концепции коллективной творч...