Типы профессий конспект к презентации
элективный курс по психологии (9 класс)

Забияка Ольга Анатольевна

Конспект к презентации "Типы профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

«Типы профессий»

Цель: психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений обучающихся.

Задачи: 

  • расширить знания учеников о рынке труда;
  • формирование и развитие у десятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений;
  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

Оборудование: презентация, компьютер, колонки, проектор, бланки для диагностики, раздаточный материал (распечатанный бланк с информацией о специальностях, направлениях и образовательных учреждений г. Комсомольск-на-Амуре) видео образовательных учреждений для абитуриентов.

Педагог-психолог. Организационный момент

В нашей стране существуют следующие стадии образования это: Дошкольное, начальное 1-4 классы, основное общее 5-9 классы, а затем у вас появляется выбор: пойти в специальное образовательное учреждение (колледжи и техникумы) получить диплом, сдать вступительные экзамены и поступить в университет если есть такое желание или вы можете пойти учиться в 10-11 класс, сдать ЕГЭ и поступить в высшее учебное заведение.

Педагог-психолог: Чем отличается вступительное испытание от ЕГЭ?

В качестве вступительного экзамена вузы РФ принимают результаты ЕГЭ. Однако ряд учебных заведений имеет право проводить дополнительные испытания (например, МГУ). А для некоторых специальностей они являются обязательными в любых университетах и институтах.

Чтобы успешно справиться с вступительными экзаменами в вуз:

1. Ознакомьтесь с официальной информацией выбранного вуза на сайте.

2. Посмотрите примерные задания на сайте университета.

3.  Потренируйтесь в выполнении подобных заданий на практике.

4. При желании и наличии средств можно пройти курсы подготовки в самом университете.

Педагог психолог: перед тем как поступить в учебное заведение убедитесь в наличии у него аккредитации – право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца

Если деятельность учреждения не отвечает требованиям государственных стандартов учреждение может лишится аккредитации.

Тогда студент не получит диплом государственного образца, т.е. на госслужбу в бюджетные учреждения его не примут.

Информацию о наличии аккредитации у образовательного учреждения можно узнать на сайте: Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам

http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/

Любой будущий студент, который собирается поступать в вуз, должен выбирать заведение не только предоставляющее обучение по необходимой специальности, но также имеющее лицензию и прошедшее аккредитацию. Абитуриенту важно выяснить перед поступлением, можно ли доверять образовательному учреждению, а лучше самостоятельно проверить аккредитацию вуза.

Дипломы, выданные не аккредитованным заведением, не дают гарантии при трудоустройстве в России и за рубежом. Кроме того, с таким документом не возьмут в госучреждения на работу и не позволят учиться дальше.

Педагог-психолог: по закону об образовании, для того, чтобы иметь право на образовательную деятельность, вузу необходимо получить лицензию от уполномоченного органа. Она выдается на неопределенный срок, но в любое время может быть отозвана государством из-за каких-либо нарушений со стороны учреждения. Государственная аккредитация вуза – это статус заведения, получившего лицензию на ведение образовательной деятельности. После его подтверждения или получения государственными органами образовательное учреждение приобретает право на выдачу студентам, закончившим свое образование диплома государственного образца.

Если в процессе обучающей деятельности образовательное учреждение теряет свой статус, студент при выпуске не может получить диплом государственного стандарта. В таком случае он имеет право сдать итоговые экзамены в другом заведении, имеющем гос. аккредитацию и получить его диплом. Если филиал не подтвердил свой статус, студент может сдать экзамены и получить диплом государственного образца в главном вузе при условии наличия у него нужных документов.

Если аккредитацию отзывают во время учебного года, то образовательное учреждение должно объявить об этом своим студентам и предложить условия для компенсации ущерба. Если обучающийся остался без диплома, может обратиться в суд и вернуть все деньги, уплаченные за обучение.

Педагог-психолог: существуют следующие формы обучения они имеют свои плюсы и минусы.

Очная – обучение в дневное время. Обычно занятия идут парами, ежедневно бывает 3-5 пар, что соответствует 6-10 часам.

«+» очной формы:

– предоставляет возможность личного общения с преподавателями, что позволяет получать ответы на все появляющиеся в процессе учебы вопросы;

– насыщенная студенческая жизнь: общение в кругу сверстников, участие в научной жизни вуза, а также в различных мероприятиях;

– частые зачеты и контрольные стимулируют студентов регулярно обращаться к конспектам и учебникам, что способствует приобретению качественной базы знаний;

– для мужской половины студентов очная форма обучения привлекательна возможностью отсрочки от армии.

«-» очной формы:

– дневная форма обучения в большинстве случаев дороже заочной;

– очная форма обучения занимает большую часть времени студента, в такой ситуации совмещать учебу и работу достаточно сложно;

– поскольку учеба является основной деятельностью студентов-очников, со стороны преподавателей к ним предъявляются более высокие требования.

Очно-заочная (вечерняя) – обучение с 18 до 21-22 часов 4-5 раз в неделю.  Обычно занятия идут парами, ежедневно бывает 2-3 пары.

«+» очно-заочной формы:

– наличие прямого контакта с преподавателем, который готов ответить на любые интересующие вопросы;

– возможность совмещения учебы и работы, т.к. сам образовательный процесс проходит вне рабочего времени. Таким образом, по окончании вуза студент будет иметь и образование, и опыт;

– вечерняя форма, как правило, дешевле очной формы;

– зачастую более лояльное отношение преподавателей к студентам вечерней формы обучения, т.к. многие из них совмещают образовательный процесс с работой.

«-» очно-заочной формы:

– далеко не все студенты готовы совмещать учебу и работу в полном объеме, т.к. получается довольно высокая нагрузка: работать с 8 до 17-ти, в шесть вечера приезжать на занятия и уходить оттуда в 22.30 в лучшем случае. Этот режим очень сложно долго выдержать, такой график у многих вызывает переутомление;

– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе и 4 лет в колледже.

Заочная – студенты 1-2 раза в год приезжают на сессии в образовательную организацию сроком на 20-40 дней. Во время сессии учащиеся посещают занятия, по окончании которых сдают экзамены. В межсессионое время учащиеся самостоятельно осваивают учебную программу, выполняют курсовые и контрольные работы, которые высылают в адрес учебного заведения.

«+» заочной формы:

– больше свободного времени, посещение образовательной организации занимает лишь пару недель за полгода;

– существует реальная возможность для совмещения работы и учебы;

– официальная плата за обучение по заочной форме меньше;

– так же, как и на вечерней форме, более лояльное отношение преподавателей к студентам, здесь больше оцениваются знания, чем посещаемость;

– есть возможность получить опыт работы, будучи ещё студентом образовательной организации.

«-» заочной формы:

– по заочной форме обучения получить знания сложнее, большую часть информации студент получает самостоятельно, а для этого необходима хорошая саморегуляция и высокий уровень мотивации самого обучающегося;

– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе и 4 лет в колледже;

– студенческая жизнь не столь яркая и насыщенная, как по очной форме обучения.

Дистанционное обучение – обучение с применением компьютерных и информационных технологий, предназначеных для передачи знаний на расстоянии. Используются видеоконференции, чаты и особые каналы взаимодействия студентов с преподавателями и между собой. Такая форма позволяет обучаться в иногородних учебных заведениях, не покидая своего города.

«+» дистанционного обучения:

– обучение дисциплинам в индивидуальном темпе – скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний;

– доступность обучения для любого человека – независимо от географического положения и времени;

– технологичность образовательного процесса – использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий;

– социальное равноправие – подразумевает равные возможности получения дистанционного образования независимо от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

«-» дистанционного обучения:

– отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению;

– необходима регулярная жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и сознательности студента;

– необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома;

– отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний;

– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе;

– студенческая жизнь не столь яркая и насыщенная, как на очной форме обучения.

Педагог психолог: с развитием техники, информационных технологий и течением времени число профессий постоянно увеличивается.

Появились новые специальности такие как:

СММ-специалист (маркетинг в соц. сетях), коуч, веб-психолог, контент-менеджер, копирайтер(составитель текстов), веб-дизайнер, специалист вертикального растениеводства, андеррайтер(ответственный за заключение страховок), байер(аналитика спорта), блоггер, джоббер(работник фондовой биржи, имиджмейкер, неонщик(специалист по наружной рекламе),  пейджмейкер(художник работающий в издательствах или рекламах), спичрайтер(составитель текстов для высокопоставленных лиц), стендист(работник на выставке), шопер и многие, многие другие.

Игра 1. Игра 2.

Опросник ДДО Климова

Педагог-психолог: Этот тест поможет определить подходящий вам тип будущей профессии. Вам нужно выбрать предпочитаемую деятельность из 20 пар.

Каждый вопрос имеет две части, соединенные союзом «или». Из двух вариантов вам нужно выбрать только один!

Подсчитайте количество плюсов в каждом столбике, чем больше плюсов, тем больше ваша склонность к определённому типу профессии.

1. «Человек-природа» (П).

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

• животные, условия их роста, жизни;

• растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

2. «Человек-техника» (Т).

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их)
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.

3. «Человек-знаковая система» (З).

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой, то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

• хорошая оперативная и механическая память;

• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

• хорошее распределение и переключение внимания;

• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

• усидчивость, терпение;

• логическое мышление.

5. «Человек-человек» (Ч).

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

• люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

• доброжелательность, отзывчивость;

• выдержка;

• умение сдерживать эмоции;

• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

• способность владеть речью, мимикой, жестами;

• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

• умение убеждать людей;

• аккуратность, пунктуальность, собранность;

• знание психологии людей.

Примеры профессий в соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему миру

Тип профессий

Примеры профессий

Человек - природа

Садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д.

Человек - техника

Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д.

Человек - знаковая система

Чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д.

Человек - художественный образ

Маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т. д.

Человек - человек

Продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, пре-подаватель училища, техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор и т. д.

Завершение занятия: знакомство учащихся с учебными заведениями, специальностями и направлениями в городе Комсомольск-на-Амуре (раздаточный материал).  Просмотр роликов образовательных учреждений для абитуриентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации "Типы профессий"

Данная презентация может использоваться на классном часе по профориентации: в первой части дается представление об основных типах профессий (человек-человек, человек-знак и т.д.), во второй части викт...

Профориентация. Типы профессий.

Урок из курса профориентации в 9 классе. Типы профессий по методике Климова...

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Презентация для классного часа на тему "Типы профессий"

Презентация для классного часа на тему "Типы профессий"...

Типы профессий (Дополнительный материал к разделу "Как обстоит дело с выбором профессии?", учебник по немецкому языку 9 класс И.Л. Бим, Л.В. Садомова)

Дополнительный материал "Типы профессиий"  для учебника по немецкому языку 9 класс И. Л. Бим, Л. В. Садомова  к разделу  " Как обстоит дело с выбором професии?" ...

Типы профессий

Конспект«Типы профессий»                           Цель: психологическая диагностика и самодиагностика по вы...

Брошюра "Типы профессий"

Материал в краткой и очень простой форме позволяет объяснить учащимся  типы профессиональной направленности....