Программа "Уроки для души"
рабочая программа по психологии

Анна Викторовна Солоненко

Программа по внеурочной деятельности психологического сопровождения обучающехся младшей школы "Уроки для души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uroki_dlya_dushi.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР:

Директор ГБОУ СОШ № 564

_________________________________

Адмиралтейского района СПб:

___________________________________

/Молодцова Н.Ю./

Распоряжение № ______

от «28»  августа   2018 года

/ Корсакова Н.Л./

Приказ по школе №_________

от «30»  августа   2018года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Уроки для души»

для 1, 2, 3, 4, классов

Автор-составитель:  

Педагог-психолог: Солоненко Анна Викторовна

2018-2019


                                           Пояснительная записка

                                           
Программа внеурочной деятельности «
Тропинка к своему Я» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования
Рабочая программа курса «Тропинка к своему Я» составлена на основе нормативно-правовой базы:

 Закон РФ «Об образовании»;

 Устав школы;

 Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2018 – 2019год.;

 составлена на основе курса Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

        Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

        Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие

школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

        Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению

распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

        Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

        Цель курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

        Описание места предмета в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 136 часов.

                Общая характеристика предмета:

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1.Введение в тему.

                2.Развёртывание темы.

                3.Индивидуализация темы.

                4.Завершение темы

                Формы организации учебного процесса:

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

        Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.        

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).


1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  • учиться наблюдать
  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах
  • учиться работать в паре и в группе
  • выполнять различные роли
  • слушать и понимать речь других ребят
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

  2 класс

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков
  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
  • делать выводы в результате совместной работы в группе
  • учиться графически оформлять изучаемый материал
  • моделировать различные ситуации
  • усваивать разные способы запоминания информации                

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться договариваться и приходить к общему решению
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

 3 - 4 класс  

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.


Содержание программы

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

Содержание занятий 1 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Я – школьник. 11 часов

Знакомство. Введение в мир психологии. Образ Я, как система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе.

2

Мои чувства. 18 часов

Общение, как процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью к совместной деятельности.

3

Валеология.  5 часов.

Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья.

 Ожидаемые результаты:

К концу 1 –го класса ребенок должен:

- идентифицировать себя как  школьника;

- развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;

- понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;

- распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;

- уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;

- уметь объяснить свои шаги при принятии какого – либо решения;

- уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;

- осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит;

- иметь представление о понятии «здоровье».


Содержание занятий 2 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Вспомним чувства. 16 часов.

Актуализация знаний об эмоциональной сфере человека. Помощь детям в исследовании своих качеств, изучении своих индивидуальных особенностей.

2

Какой Я – Какой Ты? 11 часов.

 Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им.

3

Валеология. 7 часов.

Обсуждение различных жизненных ситуаций. Обучение детей навыкам ориентировки в сложных ситуациях и принятия рациональных и безопасных решений.

Ожидаемые результаты:

К концу 2 –го класса ребенок должен:

- получить полное представление о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках;

- выполнять творческие задания;

- научится сдерживать свои эмоции;

- способствовать  сотрудничеству в играх и учебе;

-уметь договариваться, уступать друг другу;

-распределять задания без помощи взрослых;

- научиться пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации;

- владеть информацией о вредных привычках.


Содержание занятий. 3 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Я – фантазер. 7 часов.

Темы нацелены на помощь детям в осознании ценности умения фантазировать, развивать креативные способности.

2

Я и моя школа. 5 часов.

Работа над осознанием особенностей позиции ученика, предоставление учащимся возможности отрефлексировать свои чувства в отношении учителя.  

3

Я и мои родители. 3 часа.

Помощь детям в осознании справедливости  требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями

4

Я и мои друзья. 4 часа.

Осознание качеств настоящего друга. Трудности в отношениях с друзьями.

5

Что такое сотрудничество. 11 часов.

Представление о сотрудничестве. Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого, договариваться с людьми, взаимодействовать?

6

Валеология. 4 часа.

Информация о курении. Вредное влияние дыма. Творческая работа.

Ожидаемые результаты:

К концу 3 –го класса ребенок должен:

- научится анализировать собственные личностные качества;

- иметь представление о самооценке;

- научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме;

- выполнять стандартные задания, уметь действовать по образцу;

- уметь налаживать отношения с окружающими, делать  шаги навстречу близким людям  при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей;

- уметь противостоять давлению;

- знать негативные последствия курения.


Содержание занятий. 4класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Кто Я? Мои силы, мои возможности. 11 часов.

Помощь  детям в усвоении понятия «способности», в исследовании своих способностей и возможностей, помощь в  осознании своей уникальности.

2

Я расту, я изменяюсь. 3 часа.

Осознание детьми происходящих в них  изменений, обучение планированию целей и путей самоизменения.

3

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3 часа.

 Размышление о будущем. Дать детям возможность задуматься о своем будущем, попытаться спланировать его.

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 часа.

Кто такой интеллигентный человек? Понятие «интеллигентный человек», обсуждение проблемы идеалов.

5

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 10часов.

Осознание личной свободы и свободы другого человека, признание и уважение прав других людей.

6

Валеология. 4 часа.

Вредные привычки.   Творческая работа.

Ожидаемые результаты:

К концу 4 –го класса ребенок должен:

- легко включаться в беседы о прошлом и будущем;

- уметь анализировать происходящие изменения в самих себе;

- знать и размышлять о своих способностях и возможностях;

- составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;

- приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- научиться ощущать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;

- научиться быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах;

- знать виды давления на личность и способы сопротивления им;

- знать негативные последствия курения и употребления алкоголя.

 Формы реализации программы:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Методы реализации программы:

  • практический;
  • объяснительно – иллюстративный;
  • частично – поисковый;
  • наблюдение.

6. Материально-техническое обеспечение  программы.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. 1. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.

 

2.  Игры и игрушки

 Игрушки.

 На каждого ученика

3. Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедиапроектор

Фотокамера.

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия

 Проекционный экран, СD-диски

1

5. Оборудование кабинета

 Учебно-наглядные пособия (стенды, таблицы)

6

 Календарно – тематическое планирование

Первый класс

Тематическое планирование 1 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Я – школьник.

1

Знакомство. Введение в мир психологии.

1

2

Как зовут ребят моего класса.

1

3

Положительный образ Я.

1

4

Культура моей страны и Я.

1

5

Зачем мне нужно ходить в школу.

1

6

Мой класс.

1

7

Какие ребята в моем классе.

1

8-9

Мои друзья в классе.

1

1

10

Мои успехи в школе.

1

11

Моя «учебная сила».

1

Мои чувства

12-13

Общение.

1

1

14

Человеческие эмоции. Что такое мимика.

1

15

Радость. Как ее доставить другому человеку.

1

16

Радость можно передать прикосновением.

1

17!-

Радость можно подарить взглядом.

1

18-19

Жесты. Жесты народов разных стран.

1

1

20

Разные чувства.

1

21

Грусть.

1

22

Страх.

1

23

Страх, его относительность.

1

24-25!

Страх и как  его преодолеть.

1

1

26

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

27

Может ли гнев принести пользу?

1

28

Обида.

1

29

Принятие решений.

1

ЗОЖ

30

Как вести здоровый образ жизни.

1

31

Режим дня. Правильное питание.

1

32-33

Творческая деятельность.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

                   Второй класс

Тематическое планирование 2 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Вспомним чувства.

1

Мы рады встрече.

1

2

Понимаем чувства другого.

1

3

Мы испытываем разные чувства.

1

4-5

Чем люди отличаются друг от друга?

1

1

6

Хорошие качества людей.

1

7

Самое важное хорошее качество.

1

8

Кто такой сердечный человек.

1

9

Кто такой доброжелательный человек.

1

10

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

1

11

«Я желаю добра ребятам в классе».

1

12

Чему радуется мое сердце?

1

13

Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

14-15

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

1

1

16

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

1

Какой Я – Какой Ты?

17

Какой Я?

1

18

Вкусы и увлечения. Положительный образ Я.

1

19

Творческая работа.

1

20

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

1

21

Учусь находить новых друзей и  интересные занятия. Положительный образ Я.

1

22

О чем говорят выразительные движения.

1

23

Учусь понимать людей. Общение.

1

24 - 25

Школьные трудности.

1

1

26 - 27

Домашние трудности.

1

1

ЗОЖ

28

Информация о безопасном поведении.

1

29

Легко ли я поддаюсь чужому влиянию?

1

30-31

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

2

32-33

Творческая работа.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

                  Третий класс

                               Тематическое планирование. 3 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Я - фантазер.

1

Я – третьеклассник.

1

04.09

2

Кого можно назвать фантазером?

1

11.09

3

Я умею фантазировать!

1

18.09

4

Мои сны.

1

25.09

5

Я умею сочинять!

1

02.10

6

Мои  мечты.

1

09.10

7

Фантазии и ложь.

1

16.10

Я и моя школа.

8

Я и моя школа.

1

23.10

9

Что такое лень?

1

30.10

10 – 11

Я и мой учитель.

1

1

13.11

20.11

12

Как справляться с «Немогучками».

1

27.11

Я и мои родители

13

Я и мои родители.

1

04.12

14

Я умею просить прощения.

1

11.12

15

Почему родители наказывают своих детей?

1

18.12

Я и мои друзья.

16

Настоящий друг.

1

25.12

17

Умею ли я дружить?

1

15.01

18

Трудности в отношениях с друзьями.

1

22.01

19

Ссора и драка.

1

29.01

Что такое сотрудничество.

20

Что такое сотрудничество?

1

05.02

21

Я умею понимать другого.

1

12.02

22

Я умею договариваться с людьми.

1

19.02

23

Мы умеем действовать сообща.

1

26.02

24

Что такое коллективная работа?

1

05.03

25

Мой характер.

1

12.03

26

Учусь оценивать себя сам.

1

19.03

27

Учусь взаимодействовать.

1

02.04

28

Учусь настаивать на своем.

1

09.04

29

Я становлюсь увереннее.

1

16.04

30

Когда на меня оказывают давление.

1

23.04

ЗОЖ

31

Основные  опасные и безопасные ситуации. Принятие решений.

1

30.04

32

Учусь принимать правильные решения.

1

07.05

33

Творческая работа.

1

14.05

34

Итоговое занятие.

1

21.05

Итого:

34 ч.

                Четвертый класс

 Тематическое планирование 4 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Теория

Практика

Дата

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

1

Мое лето.

1

2

Кто Я?

1

3

Какой я – большой или маленький?

1

4

Мои способности.

1

5

Мой выбор, мой путь.

1

6

Мой внутренний мир.

1

7

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1

8

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

9

Что значит верить?

1

10

Самоуважение.

1

11

Привычки.

1

Я расту, я изменяюсь.

12- 13

Мое детство.

1

1

14

Я изменяюсь.

1

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

15- 16

Мое будущее.

1

1

17

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

18

Кто такой интеллигентный человек?

1

19

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1

20

Что такое идеальное Я?

1

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

21

Кто такой свободный человек?

1

22

Права и обязанности школьника.

1

23

Что такое «право на уважение»?

1

24

Права и обязанности.

1

25

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1

26

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

27-28

Дружба.

1

1

29

Учусь сопротивляться давлению.

1

30

Учусь говорить «нет».

1

ЗОЖ

31

Вредные и полезные  привычки.    Информация о курении.

1

32

Курение. Вредное влияние дыма.

1

33

Творческая работа.

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

34 ч.

Список используемой литературы:

Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...