Главные вкладки

    программа здоровья
    рабочая программа по психологии

    Рагузина Наталья Николаевна

    программа здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_zdorovya.docx30.57 КБ
    Файл programma_zdorovya.docx30.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа для 5 класса

    «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ни что»    

    Сократ

    Пояснительная записка.

    .

    В процессе обучения в соответствии с идеями здоровье-сберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у  пятиклассников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Обучение этих школьников бережному отношению к своему здоровью,  с юного возраста – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

    Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

    Исходя, из основных положений ФГОС второго поколения данная программа актуальна.

    АКТУАЛЬНОСТЬ данной авторской педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.

    НОВИЗНА. В настоящее время отсутствует программа по внеклассной работе физического воспитания, а имеющиеся не отвечают требованиям, целям и задачам нашего учреждения, что и является новизной данной авторской педагогической разработки.

    Авторская педагогическая разработка «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся 5 класса  и предназначена для работы даже в  системе начального образования.

    Цель программы:

    Работать над формированием первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.

    Задачи программы:

    Формирование у  школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

    Развитие познавательной активности детей, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. Воспитание у детей 5 класса потребностей к здоровому образу жизни.

    При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

    Принципы построения программы:

    Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании». Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье-сберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.  Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

    Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

    Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье-сберегающих технологий. Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

    Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

    Участники программы:   В реализации программы участвуют обучающиеся 5 класса.

    Сроки реализации программы:   Программа рассчитана на полгода, 1 час в неделю.

    Формы и режим занятий.    Занятия проводятся 1 раз  в неделю. Наполняемость группы – 16 человек.

    Занятия в классе и в природе. Уроки – путешествия.  Уроки – КВН. Праздники. Игры.

    Викторины.

    Экскурсии.

    Методы и приёмы работы.

     «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми:

    занимательная беседа, рассказ, чтение, инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов,

    кинофильмов и др. Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

    Ожидаемые результаты

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

    Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

    Формулировать самому простые правила поведения в природе.

    Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

    Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.

    Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

    Составлять план выполнения задач.

    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников.

    Предполагать, какая информация необходима.

    Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

    Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

    При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

    Учиться подтверждать аргументы фактами.

    Организовывать учебное взаимодействие в группе.

    Основное содержание курса:

    Основное понятие здоровья. Компоненты его составляющие. Что такое здоровье? Сон – лучшее лекарство. Настроение. Эмоции. Чувства. (1 час)

    Организм человека. Жизненно важные органы. Забота об органах чувств. Глаза. Органы слуха. Крепкие зубы здоровью любы. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Скелет – наша опора. Надежная защита организма – кожа. Забота о коже. Питание и здоровье. (6 часов)

    Гигиена. Принципы закаливания. (3 часа)

    Вредные привычки. (7 часов)

    Тематическое планирование предмета «Здоровье».

    Тема занятия

    Количество часов

    Сроки

    1.

    Что такое здоровье? Сон – лучшее лекарство. Настроение. Эмоции. Чувства.

    2

    2.

    Своя игра «Знатоки пословиц о здоровье»

    2

    3.

    Забота об органах чувств. Дороже алмаза мои два глаза. Органы слуха.

    2

    4.

    Крепкие зубы здоровью любы. Уход за зубами.

    2

    5.

    Уход за руками и ногами. Скелет – наша опора.

    2

    6.

    Забота о коже. Надежная защита организма – кожа.

    2

    7.

    Золотые правила питания.

    1

    8.

    Игра Брейн-Ринг «Быть здоровыми хотим»

    1

    9.

    Гигиена органов. Закаливание организма

    2

    10.

    Гигиена одежды.

    1

    11.

    Режим дня школьника.

    1

    12.

    Вирусные инфекции и их профилактика.

    1

    13.

    Вредные привычки – вторая натура.

    2

    14.

    О вреде табака, алкоголя, психотропных веществ.

    1

    15.

    Культура и здоровье моей семьи и я.

    2

    16.

    Викторина «Мое здоровье»

    1

    Бытовые приборы

    2

    Сотовые телефоны, польза ,вред

    1

    Физическая культура и спорт

    2

    Чем мы дышим.

    1

    Что мы едим, презентация

    1

    Умение слушать - искусство

    1

    Анализ работы по курсу, игра

    1

    Результативность деятельности учителя в сфере охраны здоровья учащихся:

    1. Изменения в образе жизни и состоянии здоровья школьников 5 класса.
    2. Активная заинтересованность младших школьников в проведении уроков предмета «Азбука здоровья».
    3. Участие и интерес в проведении внеклассных мероприятий здоровьесберегающей тематики.
    4. Составление презентации о соблюдении правил укрепляющих здоровье своего класса.

    Интернет ресурсы.

    http://www.hudson.k12.ia.us/ElementaryInfo/Pages/Important Dates.html

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/ja/jajt8.html

    http://publiclink.com.pl/phoebe.php?q=cute-strawberries-wallpaper&page=6

    http://fotki.yandex.ru/users/elena-komarov/album/168188/



    Предварительный просмотр:

    Программа для 5 класса

    «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ни что»    

    Сократ

    Пояснительная записка.

    .

    В процессе обучения в соответствии с идеями здоровье-сберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у  пятиклассников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Обучение этих школьников бережному отношению к своему здоровью,  с юного возраста – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

    Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

    Исходя, из основных положений ФГОС второго поколения данная программа актуальна.

    АКТУАЛЬНОСТЬ данной авторской педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.

    НОВИЗНА. В настоящее время отсутствует программа по внеклассной работе физического воспитания, а имеющиеся не отвечают требованиям, целям и задачам нашего учреждения, что и является новизной данной авторской педагогической разработки.

    Авторская педагогическая разработка «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся 5 класса  и предназначена для работы даже в  системе начального образования.

    Цель программы:

    Работать над формированием первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.

    Задачи программы:

    Формирование у  школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

    Развитие познавательной активности детей, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. Воспитание у детей 5 класса потребностей к здоровому образу жизни.

    При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

    Принципы построения программы:

    Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании». Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье-сберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.  Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

    Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

    Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье-сберегающих технологий. Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

    Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

    Участники программы:   В реализации программы участвуют обучающиеся 5 класса.

    Сроки реализации программы:   Программа рассчитана на полгода, 1 час в неделю.

    Формы и режим занятий.    Занятия проводятся 1 раз  в неделю. Наполняемость группы – 16 человек.

    Занятия в классе и в природе. Уроки – путешествия.  Уроки – КВН. Праздники. Игры.

    Викторины.

    Экскурсии.

    Методы и приёмы работы.

     «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми:

    занимательная беседа, рассказ, чтение, инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов,

    кинофильмов и др. Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

    Ожидаемые результаты

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

    Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

    Формулировать самому простые правила поведения в природе.

    Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

    Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.

    Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

    Составлять план выполнения задач.

    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников.

    Предполагать, какая информация необходима.

    Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

    Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

    При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

    Учиться подтверждать аргументы фактами.

    Организовывать учебное взаимодействие в группе.

    Основное содержание курса:

    Основное понятие здоровья. Компоненты его составляющие. Что такое здоровье? Сон – лучшее лекарство. Настроение. Эмоции. Чувства. (1 час)

    Организм человека. Жизненно важные органы. Забота об органах чувств. Глаза. Органы слуха. Крепкие зубы здоровью любы. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Скелет – наша опора. Надежная защита организма – кожа. Забота о коже. Питание и здоровье. (6 часов)

    Гигиена. Принципы закаливания. (3 часа)

    Вредные привычки. (7 часов)

    Тематическое планирование предмета «Здоровье».

    Тема занятия

    Количество часов

    Сроки

    1.

    Что такое здоровье? Сон – лучшее лекарство. Настроение. Эмоции. Чувства.

    2

    2.

    Своя игра «Знатоки пословиц о здоровье»

    2

    3.

    Забота об органах чувств. Дороже алмаза мои два глаза. Органы слуха.

    2

    4.

    Крепкие зубы здоровью любы. Уход за зубами.

    2

    5.

    Уход за руками и ногами. Скелет – наша опора.

    2

    6.

    Забота о коже. Надежная защита организма – кожа.

    2

    7.

    Золотые правила питания.

    1

    8.

    Игра Брейн-Ринг «Быть здоровыми хотим»

    1

    9.

    Гигиена органов. Закаливание организма

    2

    10.

    Гигиена одежды.

    1

    11.

    Режим дня школьника.

    1

    12.

    Вирусные инфекции и их профилактика.

    1

    13.

    Вредные привычки – вторая натура.

    2

    14.

    О вреде табака, алкоголя, психотропных веществ.

    1

    15.

    Культура и здоровье моей семьи и я.

    2

    16.

    Викторина «Мое здоровье»

    1

    Бытовые приборы

    2

    Сотовые телефоны, польза ,вред

    1

    Физическая культура и спорт

    2

    Чем мы дышим.

    1

    Что мы едим, презентация

    1

    Умение слушать - искусство

    1

    Анализ работы по курсу, игра

    1

    Результативность деятельности учителя в сфере охраны здоровья учащихся:

    1. Изменения в образе жизни и состоянии здоровья школьников 5 класса.
    2. Активная заинтересованность младших школьников в проведении уроков предмета «Азбука здоровья».
    3. Участие и интерес в проведении внеклассных мероприятий здоровьесберегающей тематики.
    4. Составление презентации о соблюдении правил укрепляющих здоровье своего класса.

    Интернет ресурсы.

    http://www.hudson.k12.ia.us/ElementaryInfo/Pages/Important Dates.html

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/ja/jajt8.html

    http://publiclink.com.pl/phoebe.php?q=cute-strawberries-wallpaper&page=6

    http://fotki.yandex.ru/users/elena-komarov/album/168188/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»

    Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...

    Игровая программа "Здоровому - все здорово"

    Пропаганда ЗОЖ, формирование активной жизненной позиции, потребности быть здоровыми...

    Игровая программа "Здоровым быть здорово!"

    Игровая программа "Здоровым быть здорово!", которую могут провести ученики старших классов для младших....

    Программа "Здоровые дети - здоровая нация"

    Это программа по ЗОЖ для воспитанников интернатов....

    конкурс "самый здоровый класс" в рамках программы Здоровье

    ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.Н.М.АмосовЦель конкурса: Создать в Гимназии условия для формирования у ребёнка установки на здоровый ...

    Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)

    Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа)  разработана в   целях совершенствования системы питания детей в  учреждении      и орг...

    Программа «Здоровые дети –здоровая нация» 7 "Б" класса МБОУ СОШ №34 г. Ставрополь

    По программе «Здоровые дети – в  здоровом городе» учащиеся 7-Б класса МБОУ СОШ № 34 работают первый год. Основная цель этой программы – внедрение форм здорового образа жизни,  привитие любви...