Материал для родителей.
материал по психологии

Платонова Оксана Георгиевна

Данные рекомендации научат родителей анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поощрение – один из методов воспитания.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от плохого, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того, чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т.д. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка, которые требуют от него усилий (физических, умственных, нравственных). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – поступить так в другой раз. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий.

Особенно целесообразно поощрять положительные действия детей перед обществом сверстников. Этим достигаются две цели: во-первых, придать общественную значимость хорошему поступку, во-вторых – показать пример положительного поведения ребенка для подражания остальным детям. Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку.

 Всего несколько добрых фраз в присутствии дошкольника оказывают на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно. Если ребенку безразлично, как о нем отзываются, то здесь идет речь не о воспитании, а о перевоспитании. Иначе говоря, если дошкольник не будет считаться с мнением окружающих, то станет поступать так, как ему заблагорассудится.

Вот почему так важно поддерживать в детях стремление заслужить положительную оценку их действий. Появляющаяся с возрастом осознанность хороших поступков будет влиять на поведение ребенка, создавая основу для активного послушания.



Предварительный просмотр:

Учите ребенка поступать правильно.

Что значит учить детей поступать правильно? Это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Накапливание нравственных понятий происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем возрасте ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими.

Нравственное воспитание детей 2-3 лет начинается с пробуждения у них добрых чувств, отзывчивости, доброжелательности, симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к воспитателю, к сверстникам. В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: например, не мешать окружающим криком и шумом. Детям следует разъяснять, как они должны вести себя дома, чтобы не нарушать тишины, если родители отдыхают, на улице, в общественных местах.

Важно побуждать ребенка оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких, о тех, кто нуждается в помощи. У детей четырех-пяти лет необходимо формировать навыки коллективности, приобщать их к совместной деятельности, учить уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи.

Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности к близким и окружающим. В этом возрасте у детей проявляется способность оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать у них восприимчивость ко всему положительному и отрицательное отношение – к плохому.

В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться того, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии.

Почему это важно? Освоение детьми нравственных понятий в старшем дошкольном возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в 1 класс, где от них потребуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками, на учебных занятиях, в трудовой деятельности.

У детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность, общительность, т.е. те качества, без которых невозможно выработать дисциплинированность. При этом особе внимание следует уделять развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением окружающих, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме, без ссор и конфликтов.

К шести-семи годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем. В связи с этим усложняются и задачи нравственного воспитания. У детей следует воспитывать трудолюбие, стремление к труду, бережливость, аккуратность, умение замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах.

Для того, чтобы нравственные нормы становились основой поведения ребенка, они должны найти опору в его собственном опыте. И задача взрослых состоит не в том, чтобы навязывать дошкольнику готовые формулы, а в том, чтобы организовать его поведение в соответствии с моральными нормами. Этим самым создается предпосылка к формированию активного, сознательного послушания.



Предварительный просмотр:

Знать и понимать своего  ребенка.

Наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного детства, каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, каждый неповторим своей индивидуальностью. Каждый ребенок – особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.

 Ребенок наделен от природы определенными особенностями нервной системы. От типа нервной системы зависит его темперамент. Это и накладывает отпечаток на его поведение. Одни дети более спокойны, малоподвижны, заторможены; другие – более возбудимы, подвижны; третьи – уравновешены; четвертые – сочетают слабость нервных процессов с чувствительностью к различным воздействиям, они обидчивы, часто плачут. Вот почему один и тот же подход вызывает у разных детей разные реакции. Однако, следует помнить, что характер не дается ребенку в наследство от родственников, как, например, цвет глаз или волос.

Характер, так же как интересы и потребности, формируются под влиянием среды и воспитания. Если сын или дочь приобретают черты характера отца, матери или бабушки, то это благодаря высокой детской восприимчивости и подражательности, благодаря постоянному общению с ними.

Человек не рождается добрым, или черствым, общительным или замкнутым, трудолюбивым или ленивым, это зависит от среды, в которой растет ребенок и формируется его личность. В детях, как в фокусе, отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешенны, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны.

Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им. Дети чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать, или потребовать проявления к ним снисходительности, непреклонны, раздражительны или благодушно настроены.

 Известный польский педагог Я.Корчак говорил: «Ребенок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает и … умело их использует. Угадывает расположение, чувствует лицемерие, схватывает на лету смешное. Читает по нашим лицам так, как крестьянин по небу, какую оно сулит погоду». Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок подражает их поступкам», - говорил Януш Корчак. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, походить на близких!

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи. Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность. Нельзя эти проявления оправдывать характером, ибо характер не является врожденным и неизменным, а формируется на протяжении всей жизни человека. Капризным ребенок становится в результате допускаемых ошибок воспитания.



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ВАЖЕН КОНТАКТ С ПОДРОСТКОМ?

Подростковый возраст –это сложный период не только для подростка, ног и для всех членов семьи, потому что наступает время проверки всех членов семьи нам социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Начинается психологическое отделение подростка от родителей.

Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать родителей и других взрослых. Всегда больно видеть родителям свой идеал ребенка в кривом зеркале, но уже ничего не могут с этим поделать. И тем не менее, как никогда, нужно беречь контакт со своими взрослеющими детьми. Перед подростком открывается вся сложность окружающего мира, социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Подросткам нужен человек, который сможет понять все переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться в той сложной ситуации, которая кажется куда более сложной, чем для взрослых, поскольку здесь все впервые.

 В этом возрасте человек как бы объединяет весь свой детский эмоциональный опыт общения с другими людьми и пытается понять, кто он такой, зачем он живет, чего ему ждать от жизни, от других людей. Формируются первые жизненные ценности. Случается, что родители полностью теряют авторитет в глазах подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез, как человека, имеющего свои взгляды и мнения.

Подросток – это уже не маленький ребенок, который молча страдает от того, что его не замечают, не понимают, поскольку не может этого выразить словами. Он протестует, требует, чтобы с ним считались, чтобы его уважали, понимали, признавали. Иногда родители очень много внимания уделяют физической заботе о детях, чтобы были сыты, здоровы, одеты, учились и т.д. И очень мало заботятся о духовном развитии, мало разговаривают о жизни, о ценностях. Горько осознавать, когда между детьми и родителями потерян контакт. Постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры из дня в день, не срываясь на крик – в этом залог восстановления утраченного контакта. Восстанавливать можно только то, что когда-то существовало, а потом разрушилось, но если доверия не было никогда, то его надо все-таки пытаться создавать заново.

Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того, чтобы быть уверенным, что ваш сын или дочь выберут правильные цели в жизни, но и для того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательным к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей.

Говорите с детьми так, как бы вы хотели, чтобы они говорили с вами. Родителям, которые испытывают трудности в общении с подростками, как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Разговоры могут касаться не только школьных дел, но и вопросов любви, семейной жизни, работы, ценностей человеческой жизни. Если же подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Уважаемые родители ваш ребенок – это ваше будущее. Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножало их. Школа и учителя тоже заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для того, чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, я рекомендую вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

1.Семья – это материальная и духовная ячейка воспитания детей, супружеского счастья и радости. Основой, стрежнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенку необходимо быть членом семьи, но не ее центром. Не менее вредно, конечно, и равнодушное, а тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в отношениях к ребенку.

2.Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семьи. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3.Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, деятельность, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Ребенку необходимо выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому и для себя, и для всей семьи.

4.Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы.

5.Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня.

6.Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях взрослых. Согласуйте их между собой.

7.Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависят от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям представляется определенная самостоятельность, когда к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях.

8.Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье.

9.Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самого заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Будьте внимательны к ребенку в кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10.Семья – это дом, и как всякий дом, она может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаю вам успехов в трудном и благородном семейном воспитании вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей

Памятка родителям пятиклассника по выполнению домашнего задания....

Материал для родителей

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий...

Консультативный материал для родителей

Данный материал предназначен родителям тех детей, что имеют проблемы в развитии письменной речи. Даются основные упражнения для домашней работы с ребёнком над звуко-буквенным и слоговым анализом....

Материал для родителей

10 советов родителям...

Тестовый материал для родителей. "Какой Вы родитель?"

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Я предлагаю Вам несколько простых тестов, которые позволят Вам лучше понять своего ребёнка, обратить Ваше внимание...

Материал для родителей: классный час "День матери"

Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества  через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...