Главные вкладки

    суицидальное поведение подростков
    рабочая программа по психологии

    Рагузина Наталья Николаевна

    суицидальное поведение подростков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл suitsidalnoe_povedenie.docx36.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток"
    Пояснительная записка.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

    Семье в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

    По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

    Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

    2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на следующие нормативные документы

    1. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

    2. Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,

    3. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,

    4. Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,

    5. План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537,

    6.  «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86;

    7.  Статья 14 Федерального закона РФ  № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

    8.  ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах  системы  профилактики  безнадзорности  и правонарушений  несовершеннолетних»;

    9.   Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

    10.   Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

    11.   Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),

    Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

    Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:


    1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

    2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

    3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

    4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.

    5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

    6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

    7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
      3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

    2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

    3. Работа с неблагополучными семьями.


    4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

    Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

    Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

    Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

    Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

    Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

    Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

    Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

    Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

    Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

    Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

    5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


    1. Принцип 
      ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

    2. Принцип 
      уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

    3. Принцип 
      приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

    4. Принцип 
      ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

    5. Принцип 
      эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.


    6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

    Достоинства настоящей программы авторы видят


    • В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

    • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

    • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.


    Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

    Содержание программы


    • Задачи общей профилактики суицида.

    • Задачи классного руководителя на этапе общей профилактики суицида.

    • Первичная профилактика суицида.

    • Задачи классного руководителя на этапе первичной профилактики суицида.

    • Вторичная профилактика суицида.

    • Третичная профилактика суицида.

    • Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).

    • Задачи классного руководителя на этапе третичной профилактики суицида.


    Работа по профилактике суицида в школе проводится не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.

     

    Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).


    Важно! Все проводимые на этом этапе мероприятия направлены на содействие адаптации ребенка и взрослого в учреждении образования.

    Адаптация — это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. В норме все субъекты учебно-воспитательного процесса должны адаптироваться к условиям образовательного учреждения, причем на трех уровнях: физическом, психическом и социальном.
    В целях эффективной физической адаптации учреждение образования соблюдает режим учебного процесса с учетом возрастных особенностей, рассадку детей в классе с учетом рекомендаций врача, организует питание в школе и др.

    Психологической адаптации будет содействовать наличие благоприятного психологического климата в учреждении образования, психологическое здоровье педагогов и других субъектов образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей учеников и педагогов в процессе организации деятельности, возможностей личностной реализации и др.

    Для эффективной социальной адаптации важным является наличие сплоченного педагогического и классного коллектива, общие для всего учреждения образования правила и нормы, традиции, ценности и др.

    Задачи классного руководителя на этапе общей профилактики суицида.


    1. Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей (что уже входит в план мероприятий психолога).

    2. Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование и др.).

    3. Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др.



    Первичная профилактика суицида.

    Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.

    В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    В рамках повышения компетентности педагогов и родителей следует разработать для них памятки, в которых будет содержаться информация, как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что делать, если ребенок высказывает суицидальные намерения. Для этой же аудитории целесообразно пригласить медиков с лекцией по проблематике депрессии и суицидального риска. По вопросам проблемных взаимоотношений с ребенком для родителей и педагогов должна быть организована консультативная психологическая помощь.

    Каждый случай сотрудники СППС должны оценить с точки зрения сложности, распределить ответственность, решить вопрос привлечения других специалистов (медиков, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста по вопросам опеки и попечительства, юриста и др.), определить примерные сроки, в течение которых будут решены проблемы ребенка, и пр. По сути, это обычная работа по сопровождению подростков группы риска, где дополнительной задачей является профилактика суицидального риска.

    Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, тем более что это является частью психологопедагогического сопровождения. Предлагаем следующие методики:


    1. Патохарактерологический опросник (Личко).

    2. Тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга).

    3. Опросник суицидального риска (ОСР).

    4. Опросник социально-психологической адаптации (Роджерса–Даймонда).

    5. Шкала самооценки уровня тревожности (Спилбергера–Ханина).

    6. Опросник агрессивности (Баса–Дарки).


    Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.

    Работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, должна носить комплексный характер.

    Как правило, если в семье есть реабилитационные ресурсы, заинтересованность в помощи, отсутствует фактор алкоголизации, педагог-психолог может справиться сам. Если мы столкнулись с неблагополучной, алкоголизированной семьей или семьей, в которой один из родителей имеет психиатрический диагноз, педагог-психолог не справится самостоятельно. Необходимо разделить ответственность (на консилиуме) со специалистами СПЦ, медиками и др.

    Задачи классного руководителя на этапе первичной профилактики суицида.


    1. На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (по нашему опыту, почти у всех подростков группы риска или находящихся в социально опасном положении он есть).

    2. Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду.

    3. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.

    4. Участвовать в работе консилиума.

    5. Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения. Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., то есть осуществить то, что обычно делаетпедагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения.

    6. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка.

    7. Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать).

    8. Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.



    Вторичная профилактика суицида.

    Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида.

    В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства. Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого). Оценить степень риска педагог-психолог может, используя следующие диагностические методы:


    • Опросник суицидального риска (ОСР),

    • Карта риска суицидальности,

    • Шкала оценки риска суицида (Патерсона),

    • Шкала безнадежности (Бека).


    В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.

    Первоочередные (начальные) задачи классного руководителя при незначительном риске суицида.


    1. Классный руководитель должен предложить подростку эмоциональную поддержку.

    2. Проработать суицидальные чувства.

    3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

    4. Направить к психотерапевту (психиатру).

    5. Постараться встретиться через определенное время и наладить постоянный контакт.


     

    Задачи классного руководителя при наличии риска средней степени.


    1. Предложить подростку эмоциональную поддержку.

    2. Проработать суицидальные чувства.

    3. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).

    4. Обсудить альтернативы самоубийства.

    5. Заключить контракт.

    6. Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.

    7. Связаться с семьей, друзьями.


     

    Задачи классного руководителя при наличии высокого риска суицида.


    1. Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.

    2. При необходимости удалить орудия самоубийства.

    3. Заключить контракт.

    4. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.

    5. Информировать семью.


    Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.

    В случае необходимости оказания психотерапевтической помощи семье у психолога должна быть информация, которую он сможет предоставить родителям (телефон, адрес, условия оказания помощи).

    Педагоги и школьный персонал, которые могут быть включены в суицидальный случай, нуждаются в выражении своих чувств, переживаний. Служба СППС должна предоставить им возможность групповой или индивидуальной консультации, в том числе с приглашенными специалистами, так как педагог-психолог или социальный педагог также могут быть включенными в кризисную ситуацию и нуждаться в помощи.

    Чтобы решить подобные задачи можно организовать в районе добровольную антикризисную бригаду, куда войдут различные специалисты (психолог, социальный педагог, врач, юрист и др.), обученные кризисной помощи. СППС учреждения образования мог бы обратиться к специалистам антикризисной бригады за помощью и тогда, когда у них уже произошел суицидальный случай. Кроме этого, все включенные в суицидальный случай субъекты должны внести предложения относительно стратегий и индивидуального плана работы.

    Может так произойти, что все ваши действия и шаги не изменят намерения суицидально настроенного подростка и он попытается совершить или совершит задуманное. В этом случае перед специалистами СППС встанет дополнительная задача сопровождения одноклассников, сверстников, педагогов и родных несостоявшегося (или состоявшегося) самоубийцы.
    Третичная профилактика суицида.

    Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения.

    В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

    Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. По мнению Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют три главных компонента ближайшего постсуицида:


    • актуальность конфликта,

    • степень фиксированности суицидальных тенденций,

    • отношение к совершенной попытке.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    суицидальное поведение подростка

    В материале кратко раскрыты возростные категории детей совершающих суицид, причины , которые могут привести подростка к суициду. Приведены поведенческие реакции подростков на которые следует...

    презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

    Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

    Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"

    Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жи...

    Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

    Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

    презентация для просвещения педагогов по теме "Суицидальное поведение подростков"

    Психолог - педагогам о предотвращениии детского суицида....

    Родительское собрание. Тема «Предупреждение суицидального поведения подростков»

    Когда мы теряем ребенка из-за болезниили несчастного случая – это огромное горе,но когда ребенок сам  прерываетсвой жизненный путь – это непоправимая трагедия....

    Диагностика суицидального поведения подростков.

    Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом они позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, ...