Открытое коррекционно - развивающее занятие "Оскорбление и доброта"
план-конспект по психологии

Влазнева Наталья Алексеевна

Конспект открытого коррекционно - развивающего занятия в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oskorblenie_i_dobrota.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Открытое коррекционно – развивающее занятие

в 4 классе

 «Оскорбление и доброта»

Подготовила и провела:

педагог – психолог Влазнева Н.А.

01.10. 2019 г.

Цель: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи:

Личностные: коррекция и развитие самооценки: гармонизация личности обучающегося, повышение его уверенности в себе, своих возможностях.

Регулятивные: развитие умения обучающихся справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями;

Познавательные: изучение обучающимися способов, как справиться с обидой;

Коммуникативные: закрепить приобретенный опыт общения и конструктивных форм поведения.

Оборудование: демонстрационный материал (картинки с ситуациями, демонстрирующими проявление обиды, злости, радости), бумага для рисования, цветные карандаши, воздушные шары, музыкальное сопровождение.

Методические приемы:

  • Беседа.
  • Закрепление знаний в играх, упражнениях.
  • Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.
  • Релаксационная техника.
  • Рисование.
  • Работа с песней.
  • Психогимнастика

Инсценировка и анализ психологических этюдов.

Ход занятия

I. Вводная часть

1.Приветствие:

Упражнение «Пожелания».

2.Разминка:

Упражнение «Скульптура и глина» .Учащиеся разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — глина. Скульптор должен придать «глине» форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, которую ей придают. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем они меняются местами. Учащимся не разрешается переговариваться.

3. Вводная беседа.

Сегодня мне бы хотелось, чтобы наш разговор пошел о тех ситуациях в жизни каждого из нас, которые нам бы хотелось переиграть. Очень часто мы поступаем под влиянием сиюминутного настроения, эмоций, выливая свое раздражение на ни в чем не повинного человека, который просто попался под руку. Притом мы даже не осознаем, что обидели его и как сильно обидели своей едкостью, остротой, вспыльчивостью, пренебрежением. Понимаем мы степень своей вины только тогда, когда оказываемся в подобных ситуациях и вспоминаем пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».

А как вы, ребята, понимаете эту пословицу?

(мнение учащихся, их трактовка, подкрепленная примерами).

4. Сообщение темы занятия.

II. Основная часть

Психолог.

А сейчас мы послушаем песню-притчу Светланы Копыловой. Притчи в исполнении Светланы Копыловой трогают до глубины души. Её творчество заставляет нас задуматься о многих вещах, которыми мы уже привычно пренебрегаем в повседневной жизни.

Мы послушаем притчу «Гвозди».  ( параллельно может идти видеозапись этой притчи).

https://www.youtube.com/watch?v=uVFRcinJVrc

Жил человек, гневливый до предела,

Он молод был и вот отец его,

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди,

По нескольку десятков каждый день,

Потом все меньше и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

Отец его заданье дал другое

Когда он снова сможет гнев сдержать,

За каждую победу над собою

По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашел гвоздя ни одного

И сын сказал, довольный сам собою:

Смотри отец, я победил его!

Гнев побежден и взгляд отца важнее,

Чем столб его, уставший от гвоздей.

И молвил он, что сказанное в гневе

Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым

Так в сердце шрамы словно от гвоздей

От грубого, презрительного слова

Навеки остаются у людей.

Обратная связь (вопросы ученикам)

О чем думается после этой притчи?

Почему отец дал такое задание сыну?

Помогло ли это задание сыну справиться с гневом?

Что символизировали гвозди?

Чему учит нас эта притча?

Выводы:

Задание, которое отец дал сыну помогло воспитать ему силу воли и умение контролировать свои эмоции.  Даже если ты извинишься перед человеком, которого обидел, след от этой обиды все равно останется.

- Хороши ли такие эмоции как грусть, злость, обида?

- А именно они часто являются результатом необдуманных поступков, оскорблений. Значит, мы должны уметь справляться с такими негативными эмоциями. И сегодняшнее занятие поможет нам в этом.

-Давайте каждый сейчас вспомнит, оскорбляли ли его когда-нибудь? Или каждый из вас подумает,  может, кого- то обижал?

- Так, что же такое оскорбление? Оскорбле́ние — это умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

Оскорбление может быть нанесено в виде высказывания (словесно, письменно) или в виде действия (плевок, неприличный жест), а также публично или в отсутствие объекта оскорбления. Во многих странах оскорбление считается преступлением. Оскорбление  переходит в обиду, а обида приносит острую боль человеку.

А что такое доброта? Доброта - это стремление помочь людям, причем не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

ПСИХОЛОГ

А сейчас мы разберем пословицы и поговорки народной мудрости.

Вытягивать будем по одной и постараемся прокомментировать их.

  1. Не делай другим того, что себе не желаешь.
  2. Тёплое слово и в мороз согревает.
  3. Добрые слова дороже богатств.
  4. Доброе слово и кошке приятно.
  5. Злое слово хуже дубины бьет.
  6.  Обиду злобой не успокоишь, огня маслом не погасишь
  7. Сказанное слово — пущенная стрела
  8. Горы и камни разрушает вода, человека губит слово. (Киргиз.)
  9.  Сказанное слово — зарубка на дереве. (Тувин.)
  10.  Малое слово большую обиду творит.
  11. Стрела ранит тело, а слово — душу. (Осетин.)
  12.  Острое словечко колет сердечко.

( ученики достают по пословице и комментируют их).

Упражнение “Копилка обид”.

- Нарисуйте свои обиды. (На работу дается 8-10 минут. Дети рисуют под музыку.)

- Чем похожи рисунки?

- Сложим ваши “обиды” в копилку.

- Кто может нам помочь избавиться от обиды?

- Всегда ли стоит обижаться во время споров?

- Удается ли вам самим справиться с обидой?

- А что лучше самому себе помочь или ждать помощи?

- Что же нам делать с обидами? Что мы сделаем с копилкой обид? (Рисунки рвём, копилку с обрывками сминаем и выбрасываем в мусорную корзину.)

- Как нам быть с нашими обидами в жизни?

- Прощать.

- Как относиться к обидчику?

- Прощать.

Психогимнастика.

Встаньте напротив друг друга, и попробуем изобразить обидчика, (плечи распрямить, кулаки сжать в кулак, вот-вот начнется драка. Глубоко вдохнуть, крепко накрепко сомкнуть челюсти, затаить дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Все! Неприятности позади! Улыбнитесь и пожмите друг другу руки), а теперь изобразим обиженного человека, (у него опущены плечи, руки и голова, грустное лицо, человек может молчать и громко сопеть). Какие чувства мы испытывали в одной ситуации и в другой? (ответы детей).

Упражнение на развитие самоконтроля. Набрать в рот воздух, сжать пальцы в кулаки, закрыть глаза, посчитать до 10 и выдохнуть, разжать пальцы, потрясти руками.

Физминутка

Игра «Волшебные воздушные шары». Сейчас мы с вами оказались в волшебном мире и превратились в волшебные воздушные шары. Шары волшебные и быстро сдуваются, если не слышат о себе добрых и ласковых слов. Мы будем обращаться друг к другу при помощи ласковых слов. Чем больше добрых, ласковых слов назвать, тем больше будут по размеру волшебные воздушные шары.

Упражнение «Паровозик».

Время поведения: 5 минут.

Для начала учитель задаёт ребятам вопрос: «Кто может быть виновен в крушении поезда, если нет никаких помех?» Чаще всего дети отвечают, что машинист.

Далее учитель просит ребят группами выстроиться в затылок друг другу, положив руки на пояс предыдущему однокласснику – «паровозиком».

Затем им даётся следующая установка: один хлопок – это шаг вперёд, два хлопка – шаг назад, три хлопка – шаг вправо, четыре хлопка – шаг влево.

Во время выполнения упражнения будет много ошибок, и тот, кто ошибается занимает место в конце цепочки.

По окончании игры учитель задаёт вопросы:

1. Во время игры создалась конфликтная ситуация. Кто её создал?

2. Всегда ли машинист виноват в крушении поезда?

Вывод: конфликтная ситуация – результат действия не одного человека, а группы людей и решать её нужно вместе.

Упражнение «Ладошки».

На ватмане все обучающиеся обводят ладошки. На каждой ладошке пишут ласковое слово.

Психологический этюд «Поссорились - помирились»

- Дети, действительно, обиды надо уметь прощать и лучше дружить со всеми, и дарить друг другу только свою доброту.

- А вы знаете, что такое доброта?

- Можно ли ее увидеть?

- Представьте себе, какая она?

  - Да, дети, доброту, как и обиду, нельзя увидеть, потрогать, но от нее нам становится тепло, приятно и радостно на сердце. Нам хорошо, когда рядом с нами добрая, ласковая мама, добрые, хорошие люди и искренние друзья.

доброта -

- это просто приятное, хорошо, вежливое слово;

- это ваша искренняя помощь или совет тому, кто в ней нуждается;

- это просто ваша улыбка, как теплое солнышко, которое согреет в лютый мороз того, кому тяжело и грустно.

Давайте подарим всем свою доброту, ведь это нам ничего не будет стоить, а всем будет приятно ее получить. А знаете, как это сделать? Нет? Очень просто! Сейчас я вас научу. Станьте в круг. Давайте согреем свои руки теплым дыханием, как будто вкладываем в них свою добрую душу. Представьте себе, что от вашего теплого дыхания в ваших ладошках загорелась маленькая искорка, как будто солнечная капля - теплая и мягкая.

А теперь протяните свои руки ко всем, улыбнитесь и подарите им свою доброту. Вот так! (Дети сдувают кажущуюся искорку со своих ладоней)

Теперь вы знаете, как дарить людям доброту.

Дорогие дети! Желаю, чтобы доброта, которую подарили вы друг другу, было так много, чтобы хватило на всю жизнь, чтобы вы дарили ее всем, и чтобы она у вас никогда не кончалась!

Упражнение “Лопни шар”.

- Надуйте воздушный шарик и напишите маркером на нем свою обиду. А теперь лопните шар!

- Нет шарика – нет обиды!

- Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!

III. Заключительная часть

Итог занятия

Ребята, назовите тему нашего занятия. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? Ответы детей.

Я уверена, что каждый из вас сегодня понял, как легко обидеть словом человека и как непросто загладить эту обиду. Давайте же будем более внимательными друг к другу, более терпимыми и забот

Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- С каким настроением вы уходите с занятия?

2. Ритуал прощания “Уходи, обида, прочь!”

Все участники встают в круг, держатся за руки и хором говорят: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”.

Литература

  1. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Монина Г.Б., Лютова-Роберс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2005.
  3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей – СПБ.; М.: Речь, 2017.
  4. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». – М.: Генезис, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...

Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...