Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
методическая разработка по психологии

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Содержание и формы работы  детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Клименко Ольга Сергеевна,

педагог-психолог МБДОУ « ДСКВ №27»» г. Донской Тульская область

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Содержание и формы работы  детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию.

В основе этой  работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания  и форм  работы в нашем ДОУ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют: педагог-психолог, воспитатель, логопед, зам.зав по ВМР, инструктор ЛФК. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению учащихся. В своей системе  работы  нами используются следующие формы:

- проведение индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;

 - тематические беседы, изучение жилищных условий, подготовка рекомендаций,

- проведение  методических советов, административных совещаний;

- ведение психологических дневников наблюдений;

- анкетирование воспитанников, диагностика;

- обследование воспитанников  по запросу родителей.

Содержание работы:

- наблюдение за воспитанниками (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с воспитателем, педагогом - психологом, администрацией ДОУ, родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями, уровень и особенности интеллектуального развития;

- составление индивидуальной маршрутной карты воспитанника, где отражаются направления коррекционной работы;

- формирование такого микроклимата в группе, который способствовал бы тому, чтобы каждый воспитанник с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за воспитанниками и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее развитие;

     - организация  групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для воспитанников с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1.Сбор сведений о ребенке у воспитателей, педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом с целью выявления группы риска (дезадаптации) изучаются медицинские карты воспитанников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации, используются анкеты для изучения социально-психологической адаптации к ДОУ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.

  2. Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями  выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3.  Изучение работ ребенка (рисунки, поделки и т. п.).

4. Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения  запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует  полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

6. Выработка  рекомендаций по обучению и воспитанию.

7. Составление индивидуального психолого - педагогического дневника, что помогает отследить результативность проведённой с ребёнком работы.

8.Составление индивидуальной маршрутной карты сопровождения, совместно с  воспитателем, где прослеживается мониторинг  познавательной активности воспитанника.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях программного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики.

         Главное соблюдать основной принцип в работе: “Не навреди!”. Любая форма работы  должна помочь развитию дошкольника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка!

Приложение  № 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ДНЕВНИК  НАБЛЮДЕНИЙ

воспитанника__________группы

МБДОУ «ДСКВ №27»»

г. Донской

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Ф.И.О. воспитанника________________________________________________________

Число, месяц и год рождения_________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Телефон___________________________________________________________

Сведения о родителях_________________________________________________________

Место работы родителей

Рабочий телефон___________________________________________________________

Дата поступления в ДОУ____________________________________________________________

Дата постановки на диспансерный учет____________________________________________

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА

  1. Жилищные условия

Ребенок проживает: с матерью______________________________________________                                   с отцом________________________________________________                                   с бабушкой_____________________________________________                                    с дедушкой_____________________________________________                                   с другими ближайшими родственниками____________________

Количество членов семьи______________________________________________________

Ребенок проживает (подчеркнуть):

Отдельная квартира

Коммунальная квартира

Квартира снимается

Комната снимается

Нет жилья

2.  Материальное положение   семьи________________________________________________

3. Дополнительная информация_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕДИЦИНСКИЙ ЛИСТ

Диагноз:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткие сведения о заболевании:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткие сведения об истории заболевания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Фамилия_________________________________Имя_____________________

Черты индивидуальности

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Познавательные способности

память

мышление

внимание

речевое развитие

2. Волевые черты характера

произвольное внимание

настойчивость в работе

организованность (планирование, самоконтроль)

3. Коммуникативные навыки

самооценка

самоутверждение (уверенность, неуверенность)

Взаимодействие с группой детей (доминирующее проявление выделить)

дружелюбие

агрессивность

безразличие

замкнутость

Взаимоотношения со взрослыми

вежливость, тактичность

безразличие

агрессивность

Характеристика

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Взаимоотношения

Со сверстниками

Может восстанавливать контакт

Агрессивен

Обособлен от коллектива

Со взрослыми

Идет охотно на контакт

Неохотно идет на контакт, стесняется

Боится воспитателя

В малой группе

Ведущий, лидер

Ведомый, подчиненный

Нейтрален

Особенности освоения программного материала

Умеет слушать

Умеет выделить задачу

Имеет недостаточный уровень развития моторики

Трудно включается в практическую работу

Имеет достаточный уровень произвольного внимания

Понимает инструкцию сразу

Требует повторения, объяснения

Доступна только индивидуальная инструкция

Имеет достаточный запас слов

Связно выражает свои мысли

Поведение и деятельность в процессе НОД

Дисциплинирован

Умеет организовать свою двигательную активность

Внимателен

Медлителен

Рассеян, невнимателен

Нарушает дисциплину

Работоспособность

Работает сосредоточенно

Быстро устает, становится вялым

Устает к концу недели

При ответе контролирует движение тела

Может обратиться с просьбой к воспитателю

Реагирует агрессивно на замечания

Жалобы на плохое самочувствие во время НОД

Часто пропускает ДОУ по причине заболевания

Приложение № 2

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №27»»

МАРШРУТНАЯ КАРТА

 ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  ВОСПИТАННИКА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ф.И.О. воспитанника________________________________________________

Возраст_________________________________________________________

Группа__________________________________________________________

Адрес__________________________________________________________

п/п

Вид деятельности

Ответственные

Сроки

проведения

Отметка о выполнении,

результат

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Изучение особенностей семьи. Посещение на дому, подготовка жилищных актов обследования  воспитанника.

Педагог- психолог,

воспитатель

Сентябрь

2.

Создание условий для развития воспитанника.

Адаптация программного материала.

Воспитатель

В течение года

3.

Анализ заинтересованности воспитанника, создание ситуации успеха.

Воспитатель,

педагог-психолог

В течение года

4.

Помощь в овладении социальными навыками, сохранение социальной независимости.

Педагог - психолог,

воспитатель

В течение года

5.

Индивидуальные и групповые занятия, направленные на снятие эмоциональной тревожности(тренинг)

Педагог-психолог

В течение года

6.

Развитие межличностных отношений с воспитанниками в группе

Педагог-психолог, воспитатель.

В течение года

7.

Привлечение к участию в совместных мероприятиях ( праздники, конкурсы и др.)

Воспитатель

В течение года

8.

Организация летнего отдыха воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Зам.зав по ВМР, педагог- психолог, инструктор ЛФК, воспитатель,

логопед

июнь-август

9.

Помощь в получении социальных льгот в отношении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Зам.зав по ВМР,

воспитатель

В течение года

10.

Диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на изучение актуального уровня развития познавательной  сферы.

Педагог-психолог

Сентябрь-октябрь,

апрель-май

11.

Осуществление психолого-педагогической помощи: содействие в решении личных проблем, консультирование.

Педагог-психолог

В течение года

12.

Организация и проведение занятий по ЛФК с учетом рекомендаций мед. работника, врачей.

Инструктор ЛФК

В течение года

13.

Социальное партнерство с медицинскими специалистами, направленное на здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья

Медицинские службы

По запросу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Статья "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"

Статья на тему "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"...

Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....