Готовимся отделиться от семьи и войти во взрослую самостоятельную жизнь. Занятие с элементами тренинга.
план-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс)

Дубинцова Галина Валерьевна

«Я уже взрослый!» Наверное, каждый учитель старших классов неоднократно слышал такие слова от подростков. А что значит эта фраза: быть взрослым человеком?  Какими качествами он обладает? Как правильно ставить задачу и планировать свое будущее? Данное занятие позволит ребятам найти ответы на эти и другие вопросы, получить навык планирования предстоящей жизни и организации совместных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_otdelitsya_ot_semi.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

Готовимся отделиться от семьи
и войти во взрослую самостоятельную жизнь

       

Составила:

Дубинцова Г.В., педагог-психолог


Цель занятия: формирование потребности подростков к саморазвитию, подготовка к переходу во взрослую самостоятельную жизнь.

Задачи:

  1. Создать условия психологически комфортного взаимодействия участников.
  2. Отработать практические способы принятия решения и достижения цели.
  3. Снять эмоциональное напряжение, повысить самооценку.
  4. Подвести итоги занятия.

Целевая группа: подростки 15-17 лет, 12-15 человек.

1. Организационный этап.

Ведущий. Вы сейчас стоите на пороге взрослой самостоятельной жизни. Различные чувства переполняют вас при мысли, что совсем скоро необходимо будет выйти в этот новый большой загадочный мир. Это может быть азарт, чувство свободы, так давно желаемое вами, надежды на исполнение своих мечтаний, а может быть тревога, растерянность и даже страх. Сегодня мы вместе с вами постараемся разобраться, что же это значит быть взрослым, самостоятельным человеком, что необходимо сделать для того, что бы мечты сбывались, и успех сопутствовал вашим начинаниям.

Упражнение «Мамино ожерелье»

Описание упражнения:

Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Ведущий: Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (участники ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе.

Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье. Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Упражнение «Я – это...»

Цель упражнения: знакомство участников, формирование доверительной атмосферы.

Оборудование и материалы: листы бумаги А4 по количеству участников, цветные карандаши или фломастеры, малярный скотч.

Описание упражнения: Всем раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 минут придумывает десять слов или фраз, которые его характеризуют. На листе указывает свое имя, а далее записывает эти характеристики и прикрепляет листочек на грудь. Затем участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики.

Обсуждение. После того как надписи прочитаны, все садятся в круг и начинают обсуждать: что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех?

Принятие  правил работы в группе.

Цель упражнения: организация продуктивной деятельности участников.

Описание упражнения: «Круг, в котором мы сейчас сидим, это рабочее пространство нашей группы. На основе общения друг с другом в этом пространстве мы будем узнавать себя, исследовать свои желания, потребности, возможности. Чтобы наше общение было эффективным, необходимо следовать нескольким простым правилам взаимодействия».

Совместно с участниками обсуждаются и записываются правила работы в группе.

2. Практический этап.

Ведущий. Давайте теперь перейдем к теме нашего занятия. С момента рождения вы постоянно общаетесь с различными людьми, это могут быть ваши родственники, учителя, продавцы в магазине, доктора, соседи по дому и т.д. Кто-то наверняка вам нравится или даже вызывает восхищение с кем-то очень трудно найти взаимопонимание, а некоторым вы готовы подражать. Я предлагаю вам вспомнить успешных людей, чей жизненный путь может служить примером для других, тех, кто добился славы, признания и внес большой вклад в развитие нашего мира. Я предлагаю вам сейчас составить характеристику успешного взрослого человека.

Упражнение «Психологический портрет взрослого человека».

Цель:  формирование представления подростков о личностных качествах, присущих эффективно функционирующему взрослому человеку.

Оборудование и материалы: листы бумаги А4, ручки, маркерная доска, ватман, маркеры.

Описание упражнения:

Ведущий разбивает группу на подгруппы по три человека. Каждая тройка составляет   характеристику   успешного   взрослого человека.   Характеристика может иметь вид списка личностных качеств. Представитель каждой тройки зачитает разработанный список качеств, после чего все вместе составляют на доске полный психологический портрет успешного взрослого человека.

Обсуждение: Теперь я хочу, что бы вы еще раз посмотрели на наш список и подумали, какими из указанных качеств вы обладаете уже сейчас, а какие еще необходимо развивать.

Необходимо остановиться более подробно на обсуждении таких качеств, как самостоятельность, ответственность, способность принимать решения и достигать цели.

Ведущий: Сейчас я хотела бы воспользоваться метафорой предложенной Брайаном Трейси в книге «Личность лидера».

«Вы росли и развивались (вначале как младенец, а затем как маленький ребенок), постоянно приближаясь к этой долине. Созревая, вы начинали брать некоторую долю ответственности на себя. В подростковом возрасте диапазон вашей ответственности постоянно рос. Наконец, вам исполнилось 18 лет, и вы стали человеком вполне зрелым. По одну сторону лежит страна беззаботного детства, а по другую — взрослая жизнь вместе с характерной для нее полной ответственностью. Поскольку вы добрались до этой долины, то должны сделать глубокий вдох, задержать воздух в легких и перепрыгнуть через нее. Вам уже до конца жизни суждено пребывать на той ее стороне, где располагается зрелость. Вы ответственны за себя. Как вы думаете, что делает в данной ситуации большинство людей? Вместо того чтобы храбро прыгнуть и оказаться по эту сторону, во взрослой жизни, они долго мечутся туда-сюда, а потом отступают. Другие решают разделить дистанцию на несколько этапов. Но, к сожалению, такой прыжок — да и всякий иной — невозможно совершить поэтапно, посему эти люди приземляются на самом дне долины оправданий. Там они и завязнут, причем навсегда. Им суждено торчать в этой долине, придумывая всё новые и новые обоснования, почему они не добились успеха. Поэтому поймите, что должны взять на себя полную ответственность за собственную жизнь! Вы наверняка перепрыгнете эту долину! И сами убедитесь, что если вы переберетесь на другую сторону, то уже никогда не вернетесь назад».

Ведущий: Для того, что бы прийти туда, куда вы хотели нужно четко представить пункт назначения, грамотно и аккуратно подготовиться к дороге и взять с собой хороших друзей. Результат будет хорошим в том случае, если вы научитесь планировать свою жизнь.

Упражнение «Мой жизненный путь».

Цель упражнения: формирование навыка планирования своей жизни.

Оборудование и материалы: листы бумаги А4, ручки.

Описание упражнения: Вы путник на дороге «Жизни», предлагаю представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Возьмите листы бумаги и напишите ответы на 3 вопроса:

Что делать (цель).

Когда (сроки).

Что нужно (средства, действия).

Например, получить хорошую работу в будущем. Помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы.

Обсуждение:

Какова цель жизненного пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности достижения цели?

Ведущий: Планировать свою жизнь вы уже попробовали, а теперь давайте поиграем.

Упражнение «Подними шкаф» (контрольное упражнение)

Цель упражнения: научить участников принимать коллективное решение, направленное на достижение положительного результата.

Оборудование: листы А 4 и ручки по количеству троек, макет шкафа (прямоугольник из бумаги или потолочной плитки размером 190х50 см).

Описание упражнения:

Все участники разбиваются на группы по три человека. Ведущий зачитывает инструкцию: «Вы купили новую мебель, ее доставили до подъезда и вам сейчас необходимо поднять ее по лестнице на 5 этаж. Набор мебели: шкаф 190х50х70 см, две тумбочки 90х60х70 см и два ящика 40х80х30 см. Ваша задача – в своих тройках определиться, кто, что будет делать в данной ситуации и записать последовательность действий. На работу дается 3 минуты»

После того, как группы закончат работу, ведущий предлагает озвучить свои результаты. В ходе ответов ведущий уточняет следующие моменты:

- кто несет шкаф;

- кто идет впереди, а кто сзади;

- что делает в это время третий участник;

- за какое количество подъемов можно доставить мебель на место и т.п.

Когда все группы озвучат свои результаты, ведущий подводит итог: «Все вы справились с заданием, предложили несколько вариантов решения поставленной задачи, смогли договориться о совместных действиях. А сейчас мне нужны три добровольца, которые готовы показать, как они будут поднимать шкаф».

Троим добровольцам выдается макет шкафа, а оставшиеся участники выстраиваются так, что бы получился подъезд (две стены, перила и проход на площадке).

В ходе выполнения задания ведущий задает уточняющие вопросы:

- действие происходит на лестнице, что тяжелее, подниматься вверх или поддерживать снизу шкаф;

- как удобнее первому двигаться спиной вперед или лицом;

- как сделать разворот на узкой площадке, чтоб не повредить шкаф и не задеть перила;

- на каком этаже вы будете делать остановку, чтобы отдохнуть и т.д.

Обсуждение:

Сначала члены группы, которые несли шкаф, делятся своими наблюдениями о том, что помогало, а что мешало выполнить задание. Как смогли договориться о согласованности действий? Было ли желание бросить этот шкаф и уйти? Готовы ли ребята теперь выполнить такую работу по настоящему?

Далее обсуждение проводится со всеми участниками группы.

Легко или трудно было принимать решение?

Кто в тройке брал на себя роль лидера?

Что чувствовали остальные участники тройки?

Был ли хорошо продуман план совместной работы или в результате проигрывания ситуации открылись мелкие недоработки?

Какие качества помогли справиться с заданием?

Упражнение «Мои достижения».

Цель упражнения: научить участников акцентировать внимание на положительных результатах своей жизни.

Оборудование и материалы: мяч.

Описание упражнения: Прожив определенный участок своей жизни, вы добились определенных достижений. Тот, кто из вас поймает мой мяч, должен рассказать чего ты достиг в жизни, что тебе больше всего удается.

Подчеркивается, что работа над собой – это не только поиск недостатков, но и нахождение сильных сторон. Лишь опираясь на свои сильные стороны, можно понять другого, стать к нему терпимее.

Упражнение «Поплавок в океане».

Цель упражнения: научить участников расслабляться, снимать напряжение, тревогу и страх.

Описание упражнения: Надо вообразить себя маленьким поплавком в огромном океане. Но у вас нет ничего, что помогало бы плыть, – компаса, карты, руля, весел и, самое главное, – цели. Вы плывете туда, куда несут океанские волны и дует ветер. Большая океанская волна накрывает вас, но вы легки и вновь оказываетесь на поверхности. Вот один раз накрыла волна, вот – два, но вы остаетесь на поверхности. Греет солнце, вода не очень холодная, она хорошо держит… Вы – поплавок в океане… Один (одна), и вся Вселенная в ваших руках.

3. Завершающий этап.

Упражнение «Комплименты».

Цель упражнения: создание позитивного настроения, получение обратной связи от участников в конце занятия.

Описание упражнения:

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний). Участники стоят лицом друг к другу и образуют пару. Первый партнер оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив. Он говорит ему что-либо приятное, связанное с его личностными качествами. Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и …» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это внимание). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и, таким образом образуют новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Далее ведущий предлагает участникам поделиться мнением о тренинге.

Источники:

1. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души. Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е. П. Кораблиной. СПб.: СОЮЗ, 2001.

2. По материалам сайтов:

http://festival.1september.ru/

http://trepsy.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с элементами тренинга совместно с родителями"Я и моя семья"

Основная цель  мероприятия:способствовать  укреплению взаимопонимания в  семье,  повышению социально-психологической  компетентности  родителей ,развитию  комм...

Классный час с элементами тренинга "Я и моя семья"

Цель:·        Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;·        Формировать понятие «счастливая семья»;·...

Групповое занятие с элементами тренинга для семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Занятие , организованное педагогом -психологом с целью привлечение семей, воспитывающими ребенка с ОВЗ к   взаимодействию с образовательным учреждением, оказание психологической помощи семья...

Консультация для родителей «Семь правил для взрослых»

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным...

Групповое занятие с элементами тренинга для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.Задачи:  Повысить педагогическую культуру родителей;Повысить чувство родительской ответственности за воспитание своих детей;Познакоми...

Занятие с элементами тренинга "Ответственное поведение в семье и социуме"

Занятие с элементами тренинга "Ответственное поведение в семье и социуме"...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Моя семья-моя гавань».

Занятие проводится с участием родителей. Приглашаются родители у кого в отношениях с детьми есть недопонимание, конфликтные ситуации, родители детей с СДВ (синдром дефицита внимания). Необходимое усло...