Памятка мастерам групп для прохождения успешной адаптации подростков – первокурсников
консультация по психологии

Строкова Ксения Сергеевна

Деятельность мастера группы должна опираться, на ряд принципов: Уважай; Обучай; Доверяй но проверяй; Формируй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_masterov_grupp.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка мастерам групп для прохождения успешной адаптации подростков – первокурсников:

Деятельность мастера группы должна опираться, на ряд принципов:

1. «Уважай». Основной принцип межличностного общения, основанный на восприятие любого даже самого недисциплинированного подростка как самостоятельной и сформировавшейся личности. Критика действий подростков должна быть аргументированной; нельзя и недопустимо унижать их достоинство; терпение, такт и желание помочь должны стоять на первом месте.

2. «Обучай». Этот принцип включает в себя следующее:

2.1. Информирование студентов о практических сторонах жизни в деятельности центра: о расположении корпусов и системе взаимосвязи между ними, нумерации учебных аудиторий, о службах, которые есть в центре, и о том, в каких случаях к ним можно и нужно обращаться.

2.2. Формирование морально-психологического климата в группе - привитие традиций, обучение правилам достойного поведения и элементарным основам культуры поведения, внедрение навыков общения.

3.«Доверяй, но проверяй». Подросток обучающийся в центре отличается от школьника более широкими рамками свободы. Мастер не обязан выполнять «полицейские» функции, но доверяя обучающимся в вопросах организации их собственного рабочего времени, наставник, прежде всего, должен довести до сознания каждого понятие «дисциплина». Понятно, что достигается это достаточно жестким контролем.

4. «Формируй». Этот принцип работы мастера группы имеет долговременный, стратегический характер. Мастер группы выступает здесь активным фактором воздействия на подростка: - на базе изменения личности необходимо подсказать, над чем конкретно надо работать подростку, чтобы он стал полноценным специалистом; постараться сгладить негативные стороны проявления некоторых черт характера; сориентировать подростка на достижение реальных целей; научить их реально оценивать свой потенциал. Действенным средством формирования профессионально-нравственной культуры является работа мастера группы по побуждению участия подростков во внеучебной деятельности в любом ее направлении. Постоянная, систематическая занятость в различных формах внеучебной работы позволяет выработать некоторые профессиональные качества будущих специалистов, соответствующие новому уровню требований культуры:

4.1. Проведение любого внеучебного мероприятия требует четкости, разработанности, умения проявить инициативу, принимать решения.

4.2. Возникновение альтернативных предложений, их обсуждение, поиск наиболее приемлемого варианта неизбежно вызывает споры, противостояние мнений – отсюда необходимость выработки навыков разрешения конфликтных ситуаций, умения находить компромисс, аргументировать свою точку зрения.

4.3. Внеучебная работа требует от подростков высокой личностной организованности, умения распределять свое время таким образом, чтобы получить удовлетворение от проведения мероприятий с наименьшими потерями, не снижая качества обучения.

4.4. Выработка концепции внеучебного мероприятия, разработка плана его реализации, методов и способов проведения мероприятия в значительной мере приучает к творческому отношению к порученному делу. Момент творчества не только имеет самостоятельное значение, но и развивает личность, служит стимулом активной деятельности.

4.5. Реализация любого мероприятия по внеучебной работе развивает организаторские способности: от умения найти необходимых людей, создать условия для их слаженной работы. Кроме того, анализ ошибок и упущений, сделанных во время подготовки и проведения мероприятий, дает необходимый опыт объективного отношения к оценке результатов своей деятельности.

4.6. Подготовка и проведение внеучебных мероприятий, входящих в план внеучебной работы, заставляет подростков вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга.

4.7. Совместна творческая работа, развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности.

Вышесказанное не означает, что некоторые из профессиональных качеств, указанных выше, вырабатываются только при участии подростков во внеучебной работе. Конечно, нет – в учебном процессе эти черты специалистов тоже развиваются. Однако следует признать, что эффективность приобретения любых навыков зависит от формы: активной или пассивной. А в этом смысле не учебная работа – форма активная и, следовательно, результативная. Идеален вариант, когда мастер группы не только стимулирует участие во внеучебной работе, но и проявляет действительный интерес к ее результатам, более того сам участвует в этой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Методическая разработка на тему "Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности"

Психологические особенности адаптации студентов первого курсаОрганизация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях техникумаАнкета для родителей студентов 1...

Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации

Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника.  Здесь у них  начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, н...

Успешная адаптация первокурсников колледжа

Материал о том, как помочь адаптироваться в колледже...

О ВАЖНОСТИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

успеха успех — лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего родители) обязательно приду...

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ «Мы вместе» составлена с учётом основной общеобразовательной программой МАДОУ ...

Памятки для родителей по успешной адаптации ребенка в детском саду.

В памятках для родителей представлен материал по подготовке ребенка к детскому саду, закономерностям адаптации, по возможным типичным ошибкам родителей в период адаптации ребенка в детском саду....