Успешная адаптация первокурсников колледжа
статья на тему

Аверкина Наталья Александровна

Материал о том, как помочь адаптироваться в колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnaya_adaptatsiya_pervokursnikov_kolledzha.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Успешная адаптация первокурсников колледжа

«Нам предстоит научиться спокойно работать

в коллективе, в котором собраны дети

не только разных способностей, но и

с разными жизненными целями...»

С. Соловейчик

Кардинальное реформирование российского общества породило новые

требования к человеку. Современному обществу необходимы люди,

способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный

подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость

поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям

социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов

нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного

процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие

учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее

значимый период, существенно влияющий на возможности личной

самореализации, профессионального самоопределения и построения

карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той

психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой

ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать

все годы обучения.

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие

ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для

успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Под адаптационной способностью понимают способность человека

приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим)

среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Процесс адаптации в техникум – это процесс изменения характера связей,

отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного

процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей

системы ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются

новые способы познавательной деятельности и формируются определенные

типы межличностных отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация

студентов в техникуме, тем выше будет психологический комфорт, учебная

мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на

старших курсах.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

в новую социальную среду;

в учебно-познавательный процесс;

в новую систему отношений.

Бывшие школьники, поступающие в колледж, – только на пути к

самоопределению. Часть из них осознанно выбрали специальность, по

которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и

такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет

приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду,

насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных

навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как

сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только

в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет

строиться личностный и профессиональный рост, происходить

формирование жизненных планов.

В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся.

Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали

“результата”, менее способные, но часто с “клубком” психологических

проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в

своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.

Специфика процесса адаптации в ссузах определяется различием в методах

обучения и в его организации в средней школе и техникуме, что порождает

своеобразный отрицательный эффект–дидактический барьер.

Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые

необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Попытки

компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит

немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения.

Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая

успеваемость на первом курсе и даже отсев по результатам сессии.

Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают

существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и

колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является

несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем

и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не

что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при

организации способов учения.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям

обучения в техникуме:

Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного

приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего

специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее

требованиям к своим обязанностям;

Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции

(объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же

групп со студенческим окружением в целом;

Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым

формам и методам учебной работы.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной

позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то

есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и

выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной

цели, преподаватель – создавать для этого условия.

Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед

студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед

людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта,

недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая

такое поле выборов, преподаватель не должен, да и не может скрыть своего

оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать

слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок,

всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. В

противном случае ответственность за любые последствия принятых решений

он с себя снимет и переложит на преподавателя или классного руководителя.

Продолжительность приспособления к новым социальным условиям

составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели,

когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий.

Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни

проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: “Я и

моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники

получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума,

преподавателями, студентами, со своей группой и руководителем группы.

Студенты под руководством психолога проходят через систему тренингов. В

период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои

способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли

изучаемых предметов в профессиональном формировании личности,

определяют свои интересы и творческий потенциал.

В рамках адаптационного периода организуются различные занятия:

экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.

Подготовка к “Неделе первокурсника” начинается в конце учебного года:

утверждаются на административном совещании кандидатуры классных

руководителей, проводится интенсивный семинар по организации

воспитательного процесса в группе, моделирование взаимодействия с

родителями, обсуждение недели первокурсника предыдущего набора, так как

работа коллектива по социально-педагогической и психологической

адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на первом курсе

является составной частью специальной системы социально-воспитательной

работы.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к

обучению в техникуме, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного

образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы

социально-педагогической, психологической адаптации студентов к

условиям обучения проводится работа по формированию и актуализации у

студентов положительной мотивации учебной деятельности,

психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению

учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной

организации умственного труда, по формированию и развитию

профессионально важных качеств будущего специалиста.

Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование;

индивидуальные собеседования; организации учебно-воспитательного

процесса; целевые посещения классными руководителями учебных занятий,

целых учебных дней в группах; педагогические советы, посвященные

анализу процесса адаптации нового набора студентов; родительские

собрания по темам: “Психологические и возрастные особенности студентов

первого курса”, “Особенности обучения в техникуме”, «Условия успешной

адаптации студентов первого курса».

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину

состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе,

основными из которых являются: гуманное отношение к реальным

трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении;

психологическое сопровождение образовательного процесса, с целью

формирования общих и профессиональных компетенций; разумная

сохранность контингента; формирование устойчивого интереса к избранной

профессии; создание оптимальных условий для развития творческих

способностей студентов, например, вовлечение в волонтерскую деятельность

или участие в издании студенческой газеты “Ровесник” ; выработка учебных

умений и навыков и ответственного отношения к учению; организация

процессов воспитания и самовоспитания, например, через дисциплину

“Введение в специальность”.

В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном

этапе адаптационного процесса выступают:

определение группы “риска” студентов первого года обучения, в

адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;

осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного

периода, изменение характера их восприятия;

освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;

развитие мотивов учебной деятельности;

осознание правильности сделанного профессионального выбора;

разработка программ достижения успеха.

На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики,

социометрии определены следующие трудности в адаптации студентов

первого курса:

отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из

школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;

неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная

психологическая подготовка к ней;

неумение осуществлять психологическое саморегулирование

поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного

контроля педагогов;

поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из

домашних условий в общежитие;

отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение

конспектировать, работать с первоисточниками, словарями,

справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют

объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с

недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.

Социально-психолго-педагогическая адаптация студентов – первый этап

развития, формирования творческой личности как субъекта

профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших

студентов. Приходя в техникум получить профессию и изучая различные

дисциплины, наши студенты должны приобретать нечто более значимое,

чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые

речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление

к самообразованию и личностному росту. Иными словами те компетенции,

которые определены ФГОСами. Поэтому работа коллектива по социально-

педагогической адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на

первом курсе является составной частью специальной системы социально-

воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий

для самореализации – основная социальная, психологическая и

воспитательная задача для нашего коллектива.

Литература

1 Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с.

62-69

2 Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с

различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004 – №8. –С. 67-76.

3 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. //

Просвещение, 1982 – 192 с.

4 Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. –

(Серия "Мир психологии").

5 Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности

к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.

6 Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И.

Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.

7 Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях

педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004 – С.63-

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕНИНГИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Данная программа нацелена на развитие социального интеллекта, снижения уровня агрессии, повышение мотивации к учебе молодых людей. Развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают ...

Программа адаптации первокурсников

Цели:- развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров психологической защиты и перехода на личностный уровень общения;- осознание условий, влияющих на функционирование группы;- ов...

Программа адаптации первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения

Программа адаптации детей-сирот-первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ  "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения....

Памятка мастерам групп для прохождения успешной адаптации подростков – первокурсников

Деятельность мастера группы должна опираться, на ряд принципов: Уважай; Обучай; Доверяй но проверяй; Формируй....

Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности лично...

Программа социально – психологической адаптации первокурсников в колледже.

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»...

Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности лично...