Программа арт-терапии "Цветной мир" с использованием компьютера
рабочая программа по психологии (5 класс)

В процессе реализации программы ребенок не только обучается рисовать посредством компьютерных программ, но и постигает, как посредством арт-терапии справиться с агрессией и негативизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya_programma_egor.docx213.15 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и рекомендована

методическим советом МКОУ ГСОШ      

03.12.2018 г. Протокол № ___

Руководитель методического совета

               ________________________________

(подпись, ФИО руководителя)

УТВЕРЖДЕНА

Приказ от __ декабря 2018   №___

Директор учреждения ___________А.П.Кайль

Рабочая программа по арт-терапии с помощью компьютерных графических редакторов

 «Цветной мир»

для учащегося 4 класса с отклоняющимся поведением.

Срок реализации программы  год

Разработал: Етмишева Татьяна Михайловна,

педагог-психолог

I квалификационная категория

с. Газ-Сале 2018

 

Один рисунок стоит тысячи слов.
Восточная мудрость

Пояснительная записка

Введение

Одной из основных проблем у ребёнка, воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, является высокий уровень тревожности, агрессивность, нарушение адаптационных процессов. Большинство психологов считает, что причина данного явления кроется в изъятии ребенка из привычной среды жизни, нахождение далеко от родителей. По сравнению с домашним ребёнком, ребенку в условиях интерната недостает заботы и ласки. В этом случае творческая деятельность способна создать эмоционально теплую атмосферу.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками интерната имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является арт-терапия, понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл.

Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

- возможность невербального общения, что важно для такего ребёнка, потому что он затрудняются в словесном описании своего переживаний;

- возможность свободного самовыражения и самопознания.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, емуаготерапия, песочная терапия и т.д.

Среди методов арт-терапии, которыми я, по личным наблюдениям, отдаю предпочтение в работе с трудными подростками относится изотерапия средствами компьютера.

 

Направленность

Арт-терапии выступает эффективным методом, направленным на профилактику девиантного поведения. Было замечено, что для  учеников с девиациями в поведении наиболее предпочтительным инструментом для рисования является компьютер. Как отмечает Шон МакНифф (профессор университета США по специальностям "Искусство", "Экспрессивная терапия", "Психология искусства", автор книг «Искусство и психотерапия», «Арт-терапия ребёнка и подростков») «появление компьютерных технологий предоставляет большие дополнительные возможности для визуальных искусств».  

Новизна

Новизна программы в том, что программа предусматривает работу ребенком посредством графического редактора программы PAINT и графического редактора программы «Магия рисования». В XXI веке детям интересно все, что связано с компьютерами, работой на компьютере можно замотивировать к занятиям даже ребёнка, для которых характерны проявления негативизма, агрессии, подозрительности и т.п.

Кроме того, компьютерные технологии позволяют экономить как материальные, так и временные ресурсы.

 

Актуальность

Использование методов арт-терапии в работе с ребёнком с нарушениями в поведении позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своего силах.  

                 

Педагогическая целесообразность программы

  В процессе реализации данной программы воспитанник не только обучается рисовать посредством компьютерных программ, но и постигает как, посредством  арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающих у него запредельные эмоции, справиться с агрессией и негативизмом.

Цель программы:

  • устранение неэффективного псефологического напряжения;
  • формирование положительного образа Я и самооценки;
  • коррекция агрессивного поведения.

Задачи программы

  • снятие эмоционального напряжения;
  • коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
  • коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
  • развитие чувства собственной значимости;
  • формирование способов эффективного взаимодействия ребёнка (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи другого, оценить свои достоинства);
  • поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
  • развитие умения контролировать свои действия;
  • развитие воображения.

Адресат

Данная программа предназначена для ребенка 12 лет, ученика 4 класса, воспитанника пришкольного интерната.

Краткая характеристика ребенка.

С первых дней учёбы мальчик испытывает трудности в обучении и поведении. Мальчику сложно осваивать учебные предметы, эти сложности связаны с несформированностью учебных навыков и умений. Общее развитие у Егора ниже среднего: сведения об окружающем мире находятся на минимальном уровне.

Работоспособность низкая, он быстро устает, не может приложить волевые усилия при выполнении учебных заданий, самостоятельно работать не может, т.к. наметить последовательность действий не в состоянии. Егор не понимает инструкцию, поэтому не выполняет заданий, даже с минимальным уровнем сложности. Память кратковременная. Уровень концентрации внимания низкий, быстро утомляется и  отвлекается. Познавательные интересы в учебной сфере не сформированы. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание. Способность к волевому усилию значительно снижена, так как часто не доводит начатое дело до конца.

Устойчивость внимания во время урока низкая. Не выполняет требования учителя (не выполняет упражнение, не пишет на уроке).  Отвлекается на уроках, отвлекает одноклассников, постоянно разговаривает не по теме урока. Ходит по классу, мешая другому учащемуся заниматься, на просьбу учителя сесть за парту и начать работать отвечает: «не буду», «не хочу»

Ребенок часто употребляет бранные слова, замечания учителя и одноклассников игнорирует.

Не принимает правила поведения как внутришкольные, так и общественные. При малейшего разногласиях с одноклассниками начинает кидать в него стулья, употреблять в его адрес не цензурные слова, бросать чужие вещи на пол, замечания учителя и одноклассников игнорирует.

Одноклассники постоянно жалуются на него, т.к. на переменах толкает учащегося, дерется, кидает в него предметы, которые попадают ему под руку.  Специально создает конфликтные ситуации с учащимся. Постоянно настраивает учащегося, чтобы один из него  ударил одноклассника, или обозвал. Ребёнок его боятся, некоторая часть сторонится его, другая заискивает перед нему. Ученик  не считает себя виноватым, всегда виноваты другие.  

На уроках физической культуры не даёт вести уроки, грубит учителю, отказывается выполнять требования педагога.  

Мальчик подвижный, очень сильно возбудимый. На любые замечания в свой адрес бурно реагирует, неадекватно себя ведет.

Со сверстниками малообщителен. Не контактен со взрослыми, относится к нему неуважительно; на замечания учителя отвечает не цензурными словами, может бросить в учителя первый попавшийся предмет. За свои поступки не переживает, не старается исправиться. Коммуникативные навыки не развиты, все вопросы решает кулаками, на замечания взрослых бурно реагирует: громко кричит, использует нецензурную лексику не только по отношению к одноклассникам, но и к учителям, сбрасывает с парты учебники.

В игровой деятельности ребенок не умеет подчиняться общему правилам игры.

По результатам теста Басса-Дарки выявлена повышенная агрессивность по всем критериям (особенно по физической, вербальной агрессии, подозрительность, раздражительность, негативизм).

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у ребёнка

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешнему сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

Блок 4. Коррекция зависимости от окружающего. Обучение умению самостоятельно решать проблемы

Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.

Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.

На каждый блок задач отводится 4 занятия.

Срок реализации программы

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы- 32 часа

Режим занятий

Формы занятий – индивидуальная.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Каждое занятие строится по единому принципу:

  1. Приветствие (позволяет настроить на работу);
  2. Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
  3. Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
  4. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
  5. Ритуал прощания.
  6. Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять псефологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Учебно-материальная база

Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- компьютер с программным обеспечением.

Способ проверки ожидаемых  результатов:

Тест «Несуществующее животное»

Календарно-тематический план.

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Примечания

Декабрь

1

Знакомство

1

04.12.2018

2

Мое имя

1

11.12.2018

3

Я люблю...

1

18.12.2018

4

Настроение

1

25.12.2018

Январь

5

Настроение (продолжение)

1

15.01.2019

6

Наши страхи

1

22.01.2019

7

Наши страхи (продолжение)

1

29.01.2019

Февраль

8

Я больше не боюсь?

1

9

Новичок

1

10

Ласка

1

11

Общая история

1

Март

12

Волшебный лес

1

13

Сказочная шкатулка

1

14

Доброта

1

15

Радость

1

16

Волшебники

1

Апрель

17

Солнце в ладошке

1

18

Встреча с другом

1

19

Помирились

1

20

Правила дружбы

1

Ожидаемые результаты

-Освобождение ребенка от негативных переживаний ( тревожности, страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своему окружением;

-Свобода творческого самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями

-Раскрытие внутреннего ресурсов ребенка;

Список литературы

1.      Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.

2.      Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.

3.      Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002. 4.      Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

5.      Программа арт-терапевтического занятий с ребёнком-сиротами и ребёнком, оставшемуся без попечения родителей /под ред. И.А. Подольской. – Калуга. 2009.

6.      Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на псегоотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ.  М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСЕМУО-Пресс, 2001.

7.      Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.

8.      Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005 9.      Юнг.

Блок 1.

СНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

Занятие 1. «Знакомство»

Приветствие (знакомство)

Игра «Мое имя»

Цели. Идентификация себя со своему именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

— Тебе нравится твое имя?
— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли тебе, что имена растут вместе с людьми? Сегодня ты маленький и имя у тебя маленькое. Когда ты подрастёшь, имя подрастет вместе с тобой и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша — Мария» и т.д.

Игра «Угадай, кого не стало»

Цели. Развитие внимания, наблюдательности.
Из игрушек, выстроенных в ряд, убирается одна, либо игрушки меняются местами. Ребёнок должен угадать, что изменилось.

Рисование на тему «Автопортрет»

Расслабление

Ребёнок садится в удобной для него позе. Ведущий говорит: «Устраивайся поудобнее, расслабься, закрой глаза и послушай, что происходит вокруг и внутри тебя. Произнеси свое имя сначала так, как тебя зовут сейчас, а потом так, как тебя будут звать, когда вы вырастете. Почувствуй, какое у тебя красивое имя, оно только твое».
По окончании упражнения ребёнок говорит «до свидания».

Занятие 2. «Мое имя»

Приветствие

Беседа

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.
Ребёнок раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает ребёнку сказать что-нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если ребёнок испытывает затруднения или высказывает негативную оценку, ведущий помогает исправить положение. После этого на автопортрет ребенка приклеивается «ромашка» с именем ребенка.

Арт-терапевтическое упражнение «Рисование самого себя»

Цель. Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
Психолог предлагает ребёнку нарисовать себя в трех зеркалах:

— в зеленом — таким, каким он представляется себе;
— в голубом — таким, каким он хочет быть;
— в красном — таким, каким его видят друзья.

Расставание

Занятие 3. «Я люблю...»

Приветствие

Беседа

Ведущий беседует с ребёнком по теме домашнего задания об «истории» его имени. Психолог говорит, что для каждого человека его имя — самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давай это сделаем.

Игра «Разыщи радость»

Цели. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешнему впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.
Психолог просит ребёнка назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят ему радость. Предлагает завести книгу-тетрадь со следующими главами:

— качества, которые нравятся в людях;
— дела, которые удается делать хорошо;
— вещи, которые люблю;
— любимые книги, фильмы, мультфильмы;
— любимые места;
— приятные сны;
— наши мечты.

Арт-терапевтическое рисование на тему «Я люблю больше всего...»

Цели. Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд.
Ребёнок рисуют то, что он больше всего любит. Все рисунки сохраняются в специальную папку; если ребёнок будет нуждаться в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от него радость.

Расставание

Занятие 4. «Настроение»

Приветствие

Ведущий читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленького котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущегося котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленького котенка озябли во дворе.
Легли он, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»
Прошли он тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.

После чтения ведущий спрашивает ребёнка: изменялось ли его самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?

Беседа

Ведущий говорит с ребёнком об изменении его самочувствия во время прослушивания стихотворения, объясняет ему, почему у него изменилось настроение.

Арт-терапевтическое рисование на тему «Мое настроение»

Цели. Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить.
После выполнения рисунков ребёнок рассказывают, какое настроение он изобразили.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающему.
Ведущий предлагает ребёнку:

а) нахмуриться как:

— осенняя туча,
— рассерженный человек;

б) позлиться, как:

— злая волшебница,
— два барана на мосту,
— голодный волк,
— ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

— заяц, увидевший волка,
— птенец, упавший из гнезда,
— котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

— кот на солнышке,
— само солнце,
— хитрая лиса,
— будто ты увидел чудо.

Расставание

Блок 2.

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ

Занятие 5. «Настроение» (продолжение)

Приветствие

Беседа

Цели. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.
Ребёнок предлагает способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?»

Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие эмпатии.
Ребёнок при помощи сравнения говорит, на какое время года, природное явление, погоду похоже его настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое?»

Рисование самого запомнившегося эпизода сценки «Котята» (см. занятие 4)

Цели. Рефлексия с опорой на художественное изображение.
Под звучание спокойной мелодии ребёнок рисует, затем обсуждает с психологом рисунок. Рассказывает, почему он изобразил именно этот эпизод, какие чувства при этом испытал.

Прощание

Занятие 6. «Наши страхи»

Приветствие

Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище»

Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, емуитация преувеличенного чувства страха.
Ведущий предлагает ребёнку исполнить сценки, где звери пугались «страшного» и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».

Упражнение «Расскажи свои страхи»

Цели. Выявление реальных страхов ребёнка, развитие умения говорить о своего негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.
Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был такому маленькому, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у тебя такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Ребёнок по желанию рассказывают о ситуациях, когда ему было страшно.

Арт-терапевтическое рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Цели. Снятие страхов, осознание своего страхов.
Звучит тихая музыка. Ведущий просит ребёнка по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Цели. Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.
Звучит плавная музыка, под эту музыку движения ребёнка мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную — резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую — тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку — стоят без движения и «слушает» свое тело.

Расставание

Занятие 7. «Наши страхи» (продолжение)

Беседа о страхах

Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.
Ведущий просит ребёнка ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошему»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как ты думаете, кто больше боится — ребёнок или взрослые?».
Далее рассматривает с ребёнком рисунки, сделанные на прошлом занятии, и спрашивает: Как побороть этот страх? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается в компьютере?

Арт-терапевтическое рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»

Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.
После прозвучавшего предложений о том, как можно побороть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту тему. Он предлагает ребёнку выбор — на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.д.). Страх можно напечатать и просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавиться.

Расставание

Ребёнок становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

Занятие 8. «Я больше не боюсь»

Приветствие

Игра «В темной норе»

Цель. Снятие страха перед темнотой.
В комнате, где находятся ребёнок, как бы по ошибке выключают на 3—5 минут свет. Психолог предлагает представить, что он попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своему волшебным фонариком. Роль светлячка достаётся ребенку. Ведущий с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает ребёнку дойти до освещенного места.

Игра «Слепой и поводырь»

Цель. Развитие социального доверия.
Ребёнок в паре со взрослым. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Арт-терапевтическое рисование «В темноте»

Обсуждение

Прощание

Блок 3.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ.
ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЁНКА

Занятие 9. «Новичок»

Приветствие

Рисование на тему «Три характера»

Цель. Развитие умения передавать эмоциональное состояние.
Ведущий знакомит ребёнка с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных эмоциональных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить Злюку, Плаксу и Резвушку.

Игра «Комплементы»

Цели. Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят.
Глядя в глаза ребёнку, ведущий говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»

Расставание

Занятие 10. «Ласка»

Разминка

Упражнение на развитие мимического движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы ребёнок выполнили упражнение перед большему зеркалом.

Этюд «Страшный зверь»

Цели. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».

Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся,
У него горят зрачки —
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится...
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
— Рысь!!
Храбрый мальчик крикнул:
— Брысь!!

Обсуждение стихотворения.

Рисование по приведенному этюду(2-3 рисунка)

Цель. Развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ.
Когда ребёнок закончил рисовать, ведущий предлагает ему выбрать самый удачный рисунок или и рассказать, чем ему понравился именно этот рисунок.

Комплекс «Волшебный сон»

Цель. Саморасслабление.
Ведущий, читая стихи, просит ребёнка закрыть глаза.

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...

(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!

Ребёнок открывает глаза.
Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку.

Занятие 11. «Общая история»

Сочиняем «Общую историю»

Цели. Помочь ребёнку выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия — взаимопонимания.

Ребёнок выбирают основную тему сказки. Затем по очереди с ведущим, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Ребенок говорит первое предложение, ведущий продолжает и т.д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли ребёнку эта история, что он чувствовали, говоря по кругу.

Инсценировка «Общей истории»

Цели. Коррекция поведения; снятие эмоционального напряжения; работа над выразительностью движений; сплочение детской группы.

Игра «Колдун»

Цель. Овладение неречевыми средствами общения.
Колдун заколдовывает ребёнка так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить, как это произошло. Ведущий задаёт ему вопросы; отвечая на них, ребенок старается рассказать историю о том, как его заколдовали. С помощью жестов и мимики показывает направление и предметы, размер и форму предметов, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства.

Рисунок по сочиненной «Общей истории»

Цели. Развитие ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща.
Что больше всего запомнилось? Что вызвало большую радость?

Расставание

Ребёнок стоят в кругу, крепко взявшись за руки, и молча, взглядом выражают свою признательность за совместную работу.

Занятие 12. «Волшебный лес»

Приветствие

Этюд «Ежик»

Цель. Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понмать чувства другого.
Ведущий читает рассказ Г. Цыферова «Ежик»:
«Пошёл темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол. Заметил наконец в голубой луже звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень».

Рисование «Волшебный лес»

Цель. Развитие воображения, умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ.
Ведущий предлагает ребёнку представить тот лес, по которому гулял ёжик, и ответить: какое время года было, какая погода стояла в лесу, какое время суток, какое настроение было у каждого во время прогулки по лесу.

Расставание

Блок 4.

КОРРЕКЦИЯ ЗАВИСЕМУОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО.
ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Занятие 13. «Сказочная шкатулка»

Приветствие

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель. Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.
Ведущий сообщает ребёнку, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомни своего любимых персонажей и расскажите: какие он, чем он вам нравятся, опишите, как он выглядят (какие у него глаза, рост, волосы), что у тебя с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки ты превратишься в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирай любой персонаж и покажи, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Волшебное колечко»

Цель. Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.
Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким — это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой — это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большему, сильным и красивым — это твое будущее?»
Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а ведущий гладит его, укачивает, баюкает... Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» — большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» — большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует — что интересного и увлекательного случится в его жизни.

Игра «Принц и принцесса»

Цель. Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности. В центр ставится стул — это трон. Ребенок сегодня будет Принцем. Ребенок садится на трон. Говорит ему что-нибудь хорошее.

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Цель. Гармонизация и развитие здоровой «Я»-концепции.
Ведущий предлагает нарисовать себя снова в трех зеркалах, но не в простых, а волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во втором — большим и веселым; в третьем — счастливым.
После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты больше похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

Прощание

Занятие 14. «Доброта»

Этюд «Злодей»

Цель. Формирование моральных представлений, воспитание новых форм поведения.
Ведущий читает стихотворение В. Еремина «Злодей».

Выселил Петя
Из норки
Жука;
Кошку с котенком
Согнал
С чердака;
Новые классики
В скверике
Стер,
Скучную книжку
Забросил
В костер.
И услыхал
От знакомых людей,
Что из него
Вырастает Злодей.
Стыдно и страшно
Стало Петру.
Бросился Петя
Обратно
К костру.
Скучную книжку
Спешит он
Спасти,
Только костер
Догорает почти...
Грустно склонился
Злодей
Над золой.
Значит, он добрый,
А вовсе не злой?

Ребёнок обсуждают поведение героя: почему люди назвали мальчика «Злодеем»? Какие плохие поступки он совершил? Как вы бы поступили?

Чтение рассказа Э. Шемуа «Не смей!»

Цель. Развитие человеческих качеств, привитие новых форм поведения.
После прочтения рассказа ведущий задает вопросы: Почему Федор был главным на песочной куче? Как Татьяна победила его? Боялась ли его Татьяна? Почему она защитила паучка?

Этюд «Впереди всех»

Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.
Ведущий читает рассказ Я. Тайца.
«Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — С Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар.
А Маша осталась одна:
— А я с кем пойду?
Толя сказал:
— Возьми Мишку косолапого!
Маша взяла Мишку. Вот и пара.
Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех».
После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?

Рисование «Добро и зло» (по прочитанным сюжетам)

Расставание

Занятие 15. «Радость»

Этюд «Утро»

Цели. Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира; психомышечная тренировка.
Ведущий читает стихотворение В.Я. Данько «Утро»:

Дили — дили — дили — дили! —
Дили — дили — дили — дили!
Колокольчики звонли.
Колокольчики будили
Дили — дили — дили — дили!
Всех зайчат и ежат,
Колокольчики будили
Всех ленивых медвежат,
Всех жуков, пауков,
И воробушек проснулся,
И веселых мотыльков,
И галчонок встрепенулся...
Динь, день! Динь, день!
Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!
Не проспите новый день!

Ребёнок под весёлую музыку изображает пробуждение лесных жителей.

Этюд «Радость»

Цель. Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.
Выделяя звонкие слова, ведущий читает стихотворение М. Карема «Радость» в переводе В.Д. Берестова.

Радость пробежала по дорожке.
Радость распахнула все окошки.
Радуется клен, что он силен, —
Радугу на ветках держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется елка.
Разбудите, ребёнок, всех людей!
Радость запрягает лошадей.
Надевайте лучшие одежки, —
Радость распахнула все окошки!

Этюд «Я всё люблю»

Ребёнок читают записи из книги-тетради, которую завели на занятии 3, рассматривают рисунки из специальной папки. Ведущий читает стихотворение А. Костецкого:

Я все люблю, что есть на свете:
Цветы и липу у ворот,
И почтальона дядю Петю,
Весну и лето, Новый год.
Люблю я очень маму с папой,
Люблю печенье с молоком,
Люблю здороваться за лапу
С соседским косолапым псом.
Люблю лететь на карусели
И сны смотреть, когда я сплю,
И так, немножко, еле-еле,
Вот столечко — себя люблю! ...

Ведущий просит ребёнка определить эмоциональный настрой мальчика в отношении окружающего мира и себя и ответить на вопрос: чем он обусловлен?

Этюд «Шарик»

Цель. Развитие взаимоотношений ребёнка, сочувствия, умения прийти на помощь.
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:

На веревочке у Вари
Красный шарик с петушком.
Ой, какой красивый шарик!
Все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг
Шарик выхватил из рук!
Улетает красный шарик
Высоко под облака.
Чуть не плачет наша Варя:
Очень жаль ей петушка.
Подошла к подружке Таня,
Стала Варю утешать:
— Шарик твой мы не достанем,
Так давай с моему играть!
Зайчик беленький на нем,
Будем с нему играть вдвоём!

После чтения ребёнок отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у него проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.

Рисование по темам

Прощание

Занятие 16. «Волшебники»

Приветствие

Игра «Взаимоотношения»

Цель. Привитие новых форм поведения.
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
— Входи, не стесняйся, дружок. —
На стол самовар поставит.
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимаешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.

После чтения ребёнок обсуждает стихотворение и приходят к выводу, что результат зависит от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее он отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

Этюд «Солидарность»

Цель. Проявление сочувствия в конкретном действии.
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Солидарность».

За кота и за юлу
Брат опять стоит в углу.
Плачет Леночка всерьез:
Жалко братика до слез.
Горько плакала сначала,
Вдруг затихла, замолчала.
Лена плакать
Перестала...
Рядом с братом
В угол встала
.

Ребёнок отвечают на вопросы: какие чувства переживает девочка? Чем он вызваны? Выясняют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если друг упал, надо помочь ему встать; если ему больно, утешить, предложив игрушку.

Игра «Передай по кругу»

Цель. Достичь взаимопонимания, сплоченности.
Ребёнок на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.п.

Упражнение «Волшебники»

Цель. Развитие чувств на основе воображения.
Ребёнку дают две одинаковые фигурки «волшебников» (изображения его заранее приготовлены). Задача: дорисовать эти фигурки, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Во второй части задания ребёнок должны сами нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Прощание

Блок 5.

СНЯТИЕ ВРАЖДЕБНОСТИ ВО ВЗАЕМУООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСНИКАМИ.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Занятие 17. «Солнце в ладошке»

Приветствие

Игра «Встреча сказочных героев»

Цель. Коррекция негативных поведенческих реакций, формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры.
Психолог подбирает ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, которой со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик-с-пальчик). Ребенку волшебник дает по пять «жизней», которых он лишается, если изменят поведение своего героя.
Ребёнок садится с психологом и открывает встречу сказочных героев. Тему для разговора он выбирают сам. Он придумывают сказку для своего героя и разыгрывает ее. После игры проходит обсуждение по вопросам и заданиям.

— Опишите свои ощущения в новой роли.
— Что мешало сохранять определенный стиль поведения?
— Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?
— Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Этюд «Просто так»

Цель. Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения.
Ребёнок просматривает сценки из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с нему и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» — ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше — от одного героя к другому. Обсуждение.

Рисование «Подарок другу»

Расставание

Занятие 18. «Встреча с другом»

Приветствие

Этюд «Два друга»

Цели. Сопоставление различных черт характера; развитие способности понмать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция сферы ребенка.
Ребёнок слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга».

Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться — стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли два юных друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится — румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Ребёнок оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а ребёнок пантомимический его иллюстрируют.

Рисунок «Мои друзья»

Цель. Выяснение взаимоотношений ребёнка внутри группы; помощь при осознании себя и черт своего характера.
Ведущий предлагает нарисовать друга. Ребёнок может нарисовать своего друга как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания ребёнок с психологом обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно эти дети? Почему он нарисованы именно в таком виде?

Расставание

Занятие 19. «Помирились»

Мирная считалка

Ведущий разучивает с ребёнком «Мирную считалку» М.Д. Яснова.

На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались — и сцепились!
Прибежали разнималки —
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз — два — три — четыре — пять —
Хорошо друзей считать!

Беседа «Кого мы называем вежливым»

Цель. Нравственное воспитание, регулирование поведения в коллективе.
Ведущий обсуждает с ребёнком некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению, после этого он вырабатывают правила того, как развить в себе эти качества.

  • Вежливость — умение вести себя так, чтобы другому было приятно с тобой.
  • Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя — попрощайся.
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь — скажи, куда идешь и во сколько вернешься.
  • Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другому.

Этюд «Вежливый ребенок»

Цель. Формирование адекватных форм поведения.
В зале на стульчиках сидят ребёнок. Звучит музыка Ю. Литовко «Танец с поклонами». Входит ребенок и вежливо здоровается.

Разыгрывание ситуаций

Цель. Формирование адекватных форм поведения.
Ребёнку предлагается проиграть следующие ситуации.

  • Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.
  • Два мальчика поссорились — помири их.
  • Твой мячик укатился в лужу, ребёнок помогли его достать, поблагодари его за помощь.

Игра «Розовое слово «привет»

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения; коррекция поведения.
Ведущий читает отрывок из рассказа Дж. Родари.
«Один мальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору, тот сказал:
— Открой рот, высунь язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки. — И потом велел мальчику пойти поискать хорошее слово. Сначала мальчик нашел такое слово (показывает расстояние сантиметров в двадцать), это было «у — у — уф!». То есть нехорошее слово. Потом вот такое (сантиметров в пять — десять) — «отстань!». Тоже плохое. Наконец он нашел розовое слово «привет!», положил его в карман, отнес домой и научился говорить добрые слова, стал вежливым».

Рисование по теме.

Расставание

Занятие 20. «Правила Дружбы»

Приветствие

Игра «Секрет»

Цель. Развитие социальной активности ребёнка.
Ребенку ведущий кладет в ладошки по «секрету» из красивого сундука (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет и зажимает в кулачок. Ребенок должен угадать что у него в кулаке.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель. Развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки.

а) Ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Ребёнок с произносит

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития, но не стоит говорить об этом ребёнку, так как в дальнейшем он могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры ребёнок с психологом обсуждают, какие желания понравились и почему.

Рисование «Новоселье»

Цель. Формирование чувства единения с группой.
Ребёнок рисует автопортрет и «селит» его в домик, рисунок которого висит на стене. Затем он раскрашивают этот дом красками.

Правила дружбы

В заключение всех встреч с ребёнком обговаривают некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов, которые оформляются в «Правила дружбы»:

— Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду помоги ему чем можешь.
— Делись с товарищем. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
— Останови товарища, если он делает что-то плохое.
— Избегай ссор, споров по пустякам; играй дружно, будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у другого; умей порадоваться успехам товарища.
— Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Релаксация «Улыбка»

Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.
« Закрой глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби все, что есть на Земле — это чудо! И каждый человек — тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в воспитательном процессе

Материал "Использование компьютера в воспитательном процессе" представлен на конкурс "Фестиваль педагогических идей", проходящий в рамках школы. На конкурсе педагоги делились своими наработками,...

Использование компьютера на уроках технологии

Презентация по использованию компьютера на уроках технологии....

О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики

В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...

Сознательное и рациональное использование компьютеров в учебной деятельности

Формирование информационно-технологических компетентностей обучающихся 5-7 классов, направленных на развитие их познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов....

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

Одной из проблем современного информационного общества являются новые для педагогики проблемы – игромания и компьютерная зависимость.Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая пр...

Использование компьютера в обучении химии

Многосторонний системный подход к обсуждаемому процессу или явлению, анализ и синтез знания, сравнение, приемы классификации и систематизации, и другие методы научного познания, используемые в п...