Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Сопровождение детей группы риска
статья по психологии

Сопровождение детей группы риска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_soprovozhdenie_detey_gruppy_riska.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в в условиях детского оздоровительного лагеря.


Актуальность данной темы особенно возрастает в летний период; это связано с тем, что именно в этот период значительно ослабевает воспитательное влияние на подростка образовательных учреждений.

Организованный летний отдых — это не только защита от негативного воздействия социальной среды, но и возможность для духовного, интеллектуального и творческого развития подростка.

Организация досуговой и трудовой занятости в летний период предоставляет подростку идеальные условия для поиска себя и проб всевозможных поведенческих и социальных ролей, что является важнейшим психолого-педагогическим посылом для организации эффективной первичной профилактической работы с подростками

Подростковый возраст — период конфликтов с самим собой и другими, когда частыми спутниками ребёнка становятся смена настроений и непонимание себя.


Психологическое состояние подростков характеризуется:


  • неустойчивостью [противоречивостью]: настойчивость может смениться апатией, отсутствием желаний что-либо делать; повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется
    ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с
    цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

  • осознанием собственной индивидуальности: появление интереса к своему внутреннему миру, формирование самооценки;

  • приоритетом в общении со сверстниками, потребностью в близких отношениях и признании окружающих: особое значение для подростка приобретает причисление себя к референтной [значимой] группе;

  • «чувством взрослости»: демонстрация взрослости, независимости, желание разрыва семейных
    связей и сопротивление родителям;

  • любознательностью, пытливостью ума, стремлением к познанию и информации: подросток стремится
    овладеть как можно большим количеством знаний; постепенно развивается критическое мышление;

  • интересом к лицам противоположного пола: именно в это время вспыхивают искры первой романтической влюбленности. Именно в это время человек начинает учиться любить и строить близкие отношения.


Кризис подросткового возраста

Кризис [противоречие] подросткового возраста заключается в том, что подросток стремится получить статус взрослого и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.


В подростковом возрасте можно выделить основные типы кризисов:


  • «Кризис независимости» характеризуется негативизмом, упрямством, грубостью, бунтарством под
    ростка по отношению к социальному окружению.

  • «Кризис зависимости» характеризуется чрезмерным послушанием, возвратом к детским интересам
    и формам поведения, зависимостью от взрослых, несамостоятельностью, инфантильностью в суждениях
    и поступках, подчинением мнению большинства, стремлением быть «как все».


К категории детей «группы риска» относятся дети:


  • состоящие на внутришкольном учете;

  • имеющие стойкую недисциплинированность;

  • замеченные в употреблении токсических, алкогольных веществ;

  • склонные к прогулам школы, конфликтам с учителями, родителями, ребятами и т.д.


Особенности семей, в которых воспитываются дети «группы риска»

Чаще всего дети «группы риска» воспитываются в:


  • семьях, в которых родители ведут асоциальный образ жизни (злоупотребляют спиртными напитками, не работают, привлекались к судимости, жестоко обращаются с детьми);

  • семьях, находящихся в социально уязвимом положении (неполные семьи, многодетные семьи, опекунские семьи, малообеспеченные семьи и т.д.);

  • семьях, в которых родители занимаются своими делами, часто самоустраняются от воспитания детей.

Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.

Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.

Задачи:

- создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;

- создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;

- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;

- повышение психологической компетентности педагогов, родителей

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению

  • Диагностика (индивидуальная и групповая)
  • Консультирование (индивидуальное и групповое)
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая)
  • Коррекционная работа
  • Психологическое просвещение
  • Профилактика

Формы и методы работы

  • Познавательно-развлекательные игры
  • Развивающие игры
  • Ролевые игры
  • Беседы
  • Психологический тренинг
  • Конструирование, рисование
  • Музотерапия, сказкотерапия

Работа педагога-психолога по сопровождению отдыха детей осуществляется в нескольких направлениях:

-работа с детьми;

-работа с педагогами;

-работа с родителями;

Основные виды деятельности:

-индивидуальное и групповое консультирование;

-диагностическая деятельность;

-просветительская деятельность;

-групповые формы занятий с детьми;


Задачами  профилактики для детей «группы риска» в период летней оздоровительной кампании являются:


  • формирование многообразного, полноценного, успешного социального опыта и социальной активности;

  • профилактика употребления ПАВ, формирование основ ЗОЖ;

  • развитие положительного потенциала и способностей личности;

  • коррекция девиантного поведения;

  • снижение уровня напряжения несовершеннолетнего, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;

  • формирование эффективной модели конструктивной социальной адаптации и самореализации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»

 Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...

Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»

 Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...

Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов в детском оздоровительном лагере...

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье я делюсь опытом работы в летних оздоровительных лагерях с сиротами, который учатся  в учреждениях профессионального обучения и находятся на постинтернатном сопровождении.Ключевые ...