Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Разрешение конфликтов
статья по психологии

Разрешение конфликтов в детском оздоровительном лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_razreshenie_konfliktov.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

5. Разрешение конфликтных ситуаций и пути выхода из них.

Конфликт — это ситуация, в которой двое или несколько людей не могут добиться согласия между собой.

Способы воздействия детей в конфликтной ситуации

К ним относятся:

• «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают друг у друга какие-то вещи, занимают чужое место и т.д.;

  • «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через других людей через жалобы,
    обращение к взрослым или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;

  • «психологическое воздействие» — давление на взрослого и других детей с помощью крика, плача,
    топанья ногами и т.д.;

  • «словесное воздействие» — указания другому, что он должен делать или чего он не должен делать
    («отдай, уходи»), или заявление о собственных действиях, или отказ от выполнения заданий;

  • «угрозы и санкции» — предупреждения о возможных негативных последствиях действий других детей,
    воспитателя: угроза жалоб («а я расскажу!»), угроза нарушения дисциплины («я не буду убирать за собой»),
    угроза разрыва отношений в целом («я с тобой больше не дружу!»), а также различные междометия и слова,
    произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну!» и др.);

  • «аргументы» — попытки объяснения, обоснования своих притязаний или неправомерности притязаний
    партнера, призыв к соблюдению правил, негативная оценка действий партнера, оценка своих действий и т.д.


Неконструктивные способы реагирования взрослого на конфликт между детьми

Неверные реакции взрослого (воспитателя) в ситуации конфликта между детьми:


  • игнорирование (нежелание каким-либо образом разрешить конфликт);

  • подавление («заминание» конфликта, при котором конфликтующие стороны до конца не разрешили
    конфликт);

  • поиск «правого и виноватого» (у подростков возникает стремление защитить себя и обвинить другого).


Алгоритм работы взрослого в ситуации конфликта между детьми

Взрослый (воспитатель) в ситуации конфликта между детьми может задать ряд вопросов, способствующих разрешению конфликта:


  • Из-за чего произошел конфликт?

  • Хочешь ли ты разрешить конфликт?

  • Можешь ли ты сформулировать, что конкретно не устраивает твоего «противника» в твоем поведении?

  • Как ты думаешь, в чем он прав?

  • Как ты думаешь, в чем он не прав?

  • Как ты думаешь, в чем ты прав?

  • Как ты думаешь, в чем ты не прав?

  • Что ты получишь, если разрешится конфликт?

  • Что ты потеряешь, если конфликт не разрешится?

  • Каким, по твоему мнению, должно быть справедливое решение?

  • Давай подумаем, какие варианты решения этого конфликта могут быть?

  • Какой из них для тебя наиболее приемлем?

  • Хочешь ли ты сохранить отношения с этим человеком?


• Нужен ли тебе нейтральный посредник для налаживания отношений с твоим «противником»?
Данные вопросы необходимо обсудить с подростками — участниками конфликта.

 Правила разрешения конфликта в детском коллективе

При возникновении конфликта между детьми его участников необходимо ознакомить с правилами разрешения конфликта:


  • все сказанное здесь остается конфиденциальным (не разглашается);

  • нельзя издеваться над «противником», унижая или оскорбляя его обидными словами;

  • запрещается перебивать говорящего;

  • необходимо вести себя достойно, говорить честно.


Формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтной ситуации

Существуют различные формы обучения детей конструктивному разрешению конфликтов. К ним относятся:

• учебные дискуссии;

• тренинг профилактики конфликтного поведения;

• мозговые штурмы;

• кейс-технологии (наработка навыков эффективного разрешения конфликтов через разбор проблемных ситуаций);

• конфликтологические мастерские и т.п.

Наиболее эффективные способы разрешения конфликтов и снижения эмоционально-психологической напряженности в кризисные периоды пребывания детей в оздоровительном лагере:

1. Аудиовизуальный способ. Общеизвестно, что определенные звуки голоса, тон и визуальный контакт снижают напряжение. Если голос начинает звучать тише - это дает сигнал к спокойствию. Кроме того, существенную роль играет разница в тоне и скорости речи. Если голос понижается, коммуникация становится менее категоричной, что невольно заставляет успокоиться.

2. Кинестетический способ (движения, положение тела). Желательно, чтобы в периоды возникновения напряженности движения вожатых были предсказуемыми и точно рассчитанными, а не нервными и резкими. В ситуации конфликта фактически у любого человека возникает естественная потребность быстрее передвигаться, осуществлять резкие движения, но именно тогда вожатому или любому психологически подготовленному педагогическому работнику оздоровительного лагеря необходимо сознательно, с волевым усилием замедлить движения, свести жестикуляцию к минимуму, то есть продемонстрировать максимально спокойное поведение.

3. Вербальный способ. Вступая в речевой контакт с наиболее раздраженными детьми, необходимо сказать им что-то нейтральное или эмоционально положительное (может быть, упомянуть о том, чем они недавно успешно занимались), а затем ненавязчиво, косвенно, исподволь подсказать им наиболее адекватный способ конструктивного поведения, а значит, и следующий шаг коммуникативных действий.

 

Профилактика конфликтов в детском оздоровительном лагере

Наиболее педагогически продуктивным подходом к созданию системы профилактики конфликтов в детском оздоровительном лагере или на определенных этапах развития лагерной смены является формулировка в организационный период смены предельно четких норм жизнедеятельности в отряде, которые касаются не только соблюдения режимных моментов, но и взаимоотношений в отряде. Обозначенные правила и нормы должны не забываться и выполняться. Всё это зависит от последовательности выдвижения педагогических требований вожатых, от того насколько они не «забывчивы», последовательны, принципиальны в своих требованиях к детям, насколько они сами нацелены на то, чтобы пунктуально выполнять установленные нормы.

К таким общепризнанным нормам и правилам, выведенным из педагогической практики, можно сегодня отнести:

- недопустимость физической и вербальной агрессии (вожатый должен быть гарантом не только физической, но и эмоциональной безопасности детей);

- нравственный запрет на осмеяние любых предложений товарищей;

- необходимость соблюдения строгой конфиденциальности (информацию о конкретных детях не нужно «выплескивать» за пределы конкретного отряда, делать ее источником досужего обсуждения - она должна оставаться внутренним достоянием «отрядной семьи»).

Кроме обозначенных, общепризнанных сегодня правил вожатые могут предложить отряду совместно выработать собственные нормы и правила, регулирующие контекст их общей жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. В летнем оздоровительном лагере. Работа площадки "Музыкальная радуга".

Летние каникулы являются, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для оздоровления и развития ребенка. Мы предоставляем детям возможность получить дополн...

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье я делюсь опытом работы в летних оздоровительных лагерях с сиротами, который учатся  в учреждениях профессионального обучения и находятся на постинтернатном сопровождении.Ключевые ...

Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании

Программа подготовки кадров, участвующих в реализации летней оздоровительной кампании...