ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья (10, 11 класс)

Егорова Диана Анатольевна

В данной статье я делюсь опытом работы в летних оздоровительных лагерях с сиротами, который учатся  в учреждениях профессионального обучения и находятся на постинтернатном сопровождении.

Ключевые слова: принципы работы, летний оздоровительный лагерь, постинтернатное сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В Центре содействия семейному воспитанию № 9, где я работаю воспитателем, находятся не только ребята, которые учатся в школе, но и юноши и девушки, закончившие 9 классов и по договору с администрацией Центра проживающие в нем  до окончания колледжа.

В летнее время эти воспитанники так же, как и более младшие дети, выезжают на отдых в лагеря. Практика показывает, что программа отдыха воспитанников, находящихся на постинтернатном сопровождении, должна быть адаптирована к возрасту и интересам этих юношей и девушек.

 В этом отношении удачен опыт сотрудничества воспитателей ЦССВ  № 9 и лагерей, где отдыхают наши воспитанники. Для того, чтобы каждый участник смены мог полностью реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать свои возможности, все приехавшие на смену имеют право выбора творческой студии – структурного объединения, в которое занимаются ребята из разных отрядов. Кроме традиционных студий, направленных на занятия декоративно-прикладным творчеством, спортом, хореографией и  вокалом, существует и отдельная студия, которая  создается с учетом интересов приезжающих в лагерь юношей и девушек, и основные формы ее работы предлагаются в вечернее время, причем при активном участии самих ребят.

Принцип работы этой студии – творческие занятия, конкурсы, соревнования по  следующим направлениям:

  • Видеосалон;
  • Психологическое кафе;
  • Клуб любительской авторской песни;
  • Туристический клуб.

Основные формы работы этого  объединения (просмотры и обсуждение культовых видеофильмов, психологические беседы и тренинги, занятия по обучению игре на гитаре, ночной поход) предлагаются в основном в вечернее время, иногда даже после отбоя, что является предметом особой гордости членов студии. Представляю сценарии нескольких мероприятий, предназначенных именно для воспитанников старшего возраста, находящихся на постинтернатном сопровождении.

Деловая игра «Выборы»

Цель: выявление ребят, обладающих организаторскими способностями, создание из участников игры органа самоуправления отряда.

Условия. У каждого участника свой номер, под которым он играет, и личная карточка, в которую он по ходу игры отмечает номера понравившихся ему участников каждого тура.

I тур – «Разминка» (в карточке не отмечается). Проводится по правилам игры «Снежный ком»: участник называет свое имя с прилагательным, начинающимся с той же буквы, что и имя, характеризующее его положительные качества.

II тур – «Если…». Задача – продолжить предложение «Если я попаду в Совет самоуправления, то…»

III тур – «Ситуация» задача – найти разрешение предложенной ситуации, уже имевшей место в лагере за первые дни смены.

IV тур – «Стать равным среди первых…». Задача – ответить на вопрос: «Какое отношение имеет предложенное высказывание кого-либо из великих к нашему отряду?»

  • «Человек по своей природе есть существо общественное». (Аристотель).
  • «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое». (А. Шопенгауэр).
  • «Живешь, собственно, только тогда, когда пользуешься расположением других». (И. Гете).
  • «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования». (А. Барбюс).
  • «Мир изобилует великими людьми. Разве каждая деревня, каждый город, каждый край не имеет своего великого человека?». (К. Боуви).
  • «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». (И. Гете).
  • «Уважение к людям есть уважение к самому себе». (Дж. Голсуорси).

V тур – «Задай вопрос». Здесь нужно сформулировать один вопрос любому из участников игры и получить на него ответ. Затем отметить понравившийся вопрос.

В конце игры проводится тест «Лидер ли я?»

Победители игры становятся членами Совета самоуправления.

Психологическая игра «Адаптация»

Цель: выявить лидеров, генераторов идей и исполнителей, создание творческой атмосферы.

Для этого в начале игры подростки делятся на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание – вокруг пяти лидеров собирается пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Автор идеи получает красный жетон, художник – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке)

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (ведущий предварительно собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, следя, чтобы они не попали в ту же группу). Автор идеи получает красный жетон, исполнитель – зеленый.

Четвертое задание – «три «Д» (друг для друга): придумать для соседней группы задание. Автор идеи получает красный жетон, исполнитель – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.

Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручение лидерам групп особых  знаков, подчеркивающих их статус.

Адаптация программы летнего оздоровительного учреждения к участию в ней юношей и девушек, находящихся на постинтернатном сопровождении,  показала, что, несмотря на желательность в лагере органов самоуправления, наиболее оптимален вариант, когда в жизнедеятельности воспитанников старшего возраста в равной мере принимают участие и взрослые. Важно, чтобы их отношения базировались на основе сотрудничества и приоритета молодежных интересов. В связи с этим возникла необходимость в такой структуре управления отрядом, в которой бы обеспечивалась взаимосвязь педагогического управления и юношеского самоуправления. Разработанная структура управления предполагала, что взрослые будут выполнять просветительские, ориентирующие и методические задачи. Был выработан комплекс правил, обеспечивающих взаимосвязь юношеского самоуправления и педагогического управления: включение воспитанников в решение проблемных управленческих ситуаций, согласование действий подростков и педагогов, взаимная ответственность и взаимная отчетность подростков и взрослых. Юношеское самоуправление рассматривалось как форма организации жизнедеятельности отряда, обеспечивающая развитие самостоятельности юношей и девушек в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, а главное, развития их инициативности.

Библиографический список

  1. Организация досуговых мероприятий: учебник/ Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, А. Б. Подобин и др.; под ред. Б. В. Куприянова. – М.: Академия, 2017. – 256 с.
  2. Образование и социальная дифференциация: коллективная монография. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 456 с.
  3. Куприянов Б. В. Миновская О. В., Ручко Л. С. Организация детского отдыха. Методика организации ролевой игры: Практическое пособие. Бакалавр. Практический курс. – М.: Юрайт, 2018. – 254 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»

 Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...

Программа для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Азбука туриста»

 Лето - радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Необходимо организовать отдых под присмотром, чтобы он оказался полезным и полноценным.Интересным и полезным нап...

План работы воспитателя летнего оздоровительного лагеря Соловьевой Е.Л. на июнь .

План работы воспитателя летнего оздоровительного лагеряСоловьевой Е.Л. на июнь 2022г....

План работы отряда летнего оздоровительного лагеря

План работы отряда летнего оздоровительного лагеря...

Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов в детском оздоровительном лагере...