"Путешествие по дороге из желтого кирпича".
методическая разработка по психологии (5 класс)

Золотарёва Екатерина Валерьевна

Тренинговое занятие «Путешествие по дороге из желтого кирпича» проводится в игровой форме с элементами соревнования, что стимулирует интерес и мотивацию участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_doroge_iz_zheltogo_kirpicha.docx147.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

Тренинговое занятие «Путешествие по дороге из желтого кирпича»

Тренинговое занятие «Путешествие по дороге из желтого кирпича» проводится в игровой форме с элементами соревнования, что стимулирует интерес и мотивацию участников.

Цель: Формирование ответственного отношения к нормам поведения.

Участники — ученики 5-го класса.

Задачи: создание условий для анализа обсуждаемого материала и выделения наиболее важного для себя, высказывание своей позиции, сравнение с мнениями остальных, включение всех участников, повышение заинтересованности, поддержание благоприятного психологического климата, создание условий для формирования положительного эмоционального фона.

Необходимые материалы: листы А4, желтые листы бумаги, по форме напоминающие кирпичи (примерно 9х18 см), разноцветные стикеры с клейким краем, фломастеры.

Ход занятия

Участники сидят в кругу.

Введение в игровую проблемную ситуацию

Педагог:

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Если люди объединяются в группу по два, три или более участников, то они вынуждены договариваться о правилах общения:

  • как обращаться друг к другу;
  • как распределять обязанности и т.д.

Иногда мы соглашаемся с предложенными правилами, иногда являемся сами инициаторами соблюдения той или иной нормы. Некоторые из правил соблюдать просто и естественно, а некоторые даются с трудом.

Предлагаю вам провести исследование правил, которые предлагаются нам и которые предлагаем мы. Назовем их «Правила жизни, мои и чужие».

Упражнение «Две команды»

Ведущий делит участников на две равные команды, и они по очереди дают ответы на вопросы:

— Зачем людям нужны правила?

— Почему их важно соблюдать?

Ведущий помогает участникам сделать вывод о связи между успешным взаимодействием в группе и соблюдением правил.

Проектная работа

С помощью считалки и жребия участники делятся на 4–5 групп и получают задание — сформулировать правила поведения в разных ситуациях (фантастических и реальных):

  • В гостях (у бабушки на даче, у родственников, живущих в другой стране, у Нептуна — владыки подводного царства и др.).
  • В транспорте (в машине, на ковре самолете, на улице современного города, на школьном дворе, при переходе площади в средневековом городе и др.).
  • Дома (в доме, в вашей сегодняшней квартире, в будущей квартире и др.).
  • За столом (дома, в школьной столовой, у царя Гвидона, в шатре восточного джинна и др.).
  • В общественном месте (в современном кафе, в театре Карабаса Барабаса, на рыцарском турнире и др.).

Количество тем выбирается по количеству групп. Оптимально, если в группу будут входить не более 5-6 участников.

Презентация проектов

Ведущий организует обсуждение предложенных правил, обращая внимание на то, что помогает их соблюдать, а что — нарушать и к чему это может привести.

Упражнение «Следующий»

Участники по очереди, передавая друг другу мяч, придумывают правила поведения, которые существуют в школе. Важно не повторяться.

Упражнение «Перевертыш»

Педагог:

«Часто в формулировке правил акцент делается на отрицании, они что то запрещают. А давайте попробуем «перевернуть» их, найти новые формулировки и сделать правила позитивными, разрешающими.»

Участникам предлагается переформулировать правила, которые начинаются с частички «не» или слова «нельзя» в позитивные высказывания. На пример, учитель называет правило «не ходить по классу во время урока» и кидает мяч любому участнику.

Упражнение «Дорога из желтого кирпича»

Перед началом упражнения ведущий показывает иллюстрацию художника А.М. Волкова к сказке «Волшебник изумрудного города», на которой Элли со спутниками в начале пути, а в перспективе виден изумрудный город, и обращает внимание, каким является человек в начале пути.

Участники продолжают фразу: «Я сейчас, перед исследованием своих и чужих правил общения, ...(какой?)».

Ведущий заранее готовит желтые листики небольшого размера, примерно 9х6 см, по форме похожие на кирпичи, по количеству участников и обозначает в кабинете, где проходит занятие, две точки в противоположных углах (начала пути и его окончания). «Старт» - обозначается восклицательным знаком, стрелкой или просто озвучивается. «Финиш» -должен быть представлен карточкой с надписями: «Приятное, интересное общение», «Доброжелательное общение», «Приятно общаться вместе» и т.д.

Если в группе до 15 участников, то возможна следующая модификация упражнения: каждый участник на цветном стикере пишет для себя продолжение фразы: «Успешное общение для меня — это...».

На этапе рефлексии упражнения можно предоставить возможность размещение карточек на общем плакате, доске, флипчарте и т. д. Для возможного прочтения мнений всех участников.

С помощью карточек со словами «обида», «раздражение», «тревога», «сплетни», «ссора» и др. ведущий моделирует болото, через которое нужно проложить дорогу из желтого кирпича.

Педагог:

«Итак, сейчас мы с вами станем строителями дороги из желтого кирпича. Я предлагаю вам взять по одному «кирпичику» и написать на нем одно правило — самое важное, на ваш взгляд, из всех тех, которые мы сегодня успели обсудить. Наша дорога будет проходить по опасному болоту. Наша задача — как можно быстрее построить безопасный маршрут до «финиша». Мы стоим с вами на берегу, и нам нужно перебраться на другую сторону, туда, где нас ждет «успешное интересное общение». Но прежде чем мы отправимся в путь, мы постараемся построить дорогу. Сейчас каждый из участников поместит свой кирпичик на нашей общей дороге. Если правила повторяются, то мы кладем эти кирпичики вместе и создаем таким образом более прочный камень.»

Когда дорога выстроена, каждому из участников предлагается пройти по этой дороге, наступая только на кирпичики и стараясь удерживать равновесие.

Педагог:

«Если вы случайно наступите в болото, вы утонете!»

На этом этапе участники с азартом пытаются пройти по «дорожке» и строго следят друг за другом, чтобы не нарушались озвученные ведущим правила. Чем больше было расстояние от старта до финиша и чем длиннее получилась дистанция между «кирпичиками», тем веселее и эмоциональнее проходит упражнение. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Опыт проведения занятий показывает, что у пятиклассников высказывания часто повторяются и таким образом формируются три четыре каменных острова, которые не являются дорогой. Необходимы разработка и обсуждение дополнительных правил, которые соединили бы эти острова.

При обсуждении итогов выполнения задания ведущий обращает внимание на темп выполнения и возможности сотрудничества при преодолении сложных этапов.

Подведение итогов

Педагог:

«Чем больше кирпичиков и чем они крепче, тем проще перебраться через болото и достигнуть противоположного берега. Некоторым из вас удалось это сделать, они были аккуратными и внимательными, некоторые торопились, перепрыгивали через правила и случайно попадали в болото, тонули. Так же и в жизни, если мы аккуратны и соблюдаем правила, то легко можем создавать и поддерживать приятное общение друг с другом, а нарушение правил и их несоблюдение часто ведет к ссорам и обидам.»

В зависимости от возраста участников сформулировать вывод можно попросить их самих.

В конце занятия участники продолжают высказывания: «Мне было легко на занятии, когда я… когда другие… Мне было трудно, когда я… когда другие…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "По дорогам войны 1812года"

Игра-путешествие "По дорогам войны 1812года" по станциям для учащихся 5-7 классов....

Урок-путешествие «В дорогу с десятичными дробями»

Тема урока:  Действия с десятичными дробями.Предмет: математикаЦель: повторить изученный материал по теме урока.Технология здоровьесберегающая, игровая.Задачи:ü Образовательные: обобщить и систем...

классный час "Путешествие по дороге в будущее"

Классный час, посвященный Году молодежи. Рассчитан на учащихся 5-6 классов. Проходит как виртуальное путешествие по дороге в Будущее. Детям предстоит пройти через Лес дружбы, мимо Озера здоровья, попа...

Путешествие по дорогам любимых книг

Конкурсная программа по сказкам....

Игра-путешествие «ПО ДОРОГАМ ЭЛЛАДЫ».

Игра проводится для учеников 5 классов после завершения изучения темы  «Древняя Греция»....

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ ОЛИМПИИ

Спортивная викторина...