Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по психологии

Зобнина Татьяна Николаевна

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_agressivnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения  у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

работы педагога-психолога с группой учащихся 1-4 классов

                                                                                                                                     какой

Программа составлена на основе «Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения  у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» Фомченковой Н.А., педагога-психолога Трубчевской школы-интернат IV вида.  Программа адаптирована для проведения её в смешанной группе детей (домашние дети и дети-сироты).

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения.

Данная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения  у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» позволит снизить уровень тревожности и повыситьчувство уверенности в себе,  за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.Эта программа представляет собой рабочую программу которая закрепляет и дополняет знания обучающихся с ОВЗо эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике,в изучении собственного «Я», пониманиинастроения и эмоций окружающих людей,в разрядке агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Программа ориентирована на подготовку соблюдения  норм общественного поведения, овладение коммуникативными навыками, умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.

Целенаправленная работа по данной программе дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.

Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную, косвенную и физическую агрессию на своих сверстников.

Поэтому программа разделена на 5 блоков:

  1. Я и мои эмоции.
  2. Какой я?
  3. Как справиться с гневом?
  4. Я и другие.
  5. «Я стану добрее».

Коррекционная программа разработана на основе: пособий И.В. Дубровиной, методических работ Р.В. Овчаровой, М.Р. Битяновой.

Программа составлена для обучающихся 7-10 лет (1-3 класс) и рассчитана на 29 часов, один раз в неделю.

Цель коррекционной программы:  Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.

Задачи коррекционной программы:

– снизить тревожность и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.

– переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка;

– выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

Занятия целесообразно проводить со всем классом, так как дети должны видеть как положительный, так и отрицательный примеры. Предполагаемыйрезультат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.

Календарно-тематическое планирование

29 часов, 1 час в неделю.

Четверть  

Сроки

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов.

Контроль

Примечание

Теор.

Практ.

Я и мои эмоции

7

Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах.

0,5

0,5

Тренинг выразительной мимики.

1

Эмоции и мимика

1

Мои эмоции.

0,5

0,5

Рисуем эмоции.

1

Музыка и эмоции.

0,5

0,5

Способы повышения настроения.

0,5

0,5

Какой я?

3

Психологический автопортрет.

1

Кто я?

1

Рисуем себя.

1

Как справиться с гневом?

6

В каких ситуациях мы испытываем гнев.

0,5

0,5

Способы выражения гнева.

1

Гнев и движения.

0,5

0,5

Рисование собственного гнева.

0,5

0,5

Осознание гнева через сенсорные каналы.

1

Управление собственным гневом.

1

Я и другие

7

Биография по фото.

1

Беседа «Кого мы называем добрым?»

1

Беседа «Кого мы называем вежливым?»

0,5

0,5

Я и моя семья.

1

Конфликтные ситуации в семье.

1

Я и мои одноклассники.

1

Ролевая игра «Агрессор и жертва»

1

«Я стану добрее»

5

Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.

1

Игра «Мне в тебе нравится..»

1

Игра «Кто симпатичнее?»

1

Игра «Остров забияк»

1

Игра «Поссорились и помирились»

1

Итоговое занятие

0,5

0,5

Содержание программы

  1. Раздел «Я и мои эмоции»

Цель: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике.

  1. Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах

1. Ритуал приветствия.

2. Сообщение цели занятия.

3. Знакомство с картами-пиктограммами.

4. Упражнение в распознавании эмоций.

5. Работа с дневником настроений.

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Тренинг выразительной мимики

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин».

5. Игра «Мимическая гимнастика».

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Эмоции и мимика

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин».

5. Игра «Угадай-ка!»

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Мои эмоции

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин».

5. Игра «Волшебный мешок»

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Рисуем эмоции

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».

5. Выполнение рисунка.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Музыка и эмоции

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».

5. Прослушивание, описание настроения музыки.

6. Рисуем настроение музыки.

7. Итог занятия.

8. Ритуал прощания.

  1. Способы повышения настроения

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Черепаха».

5. Беседа «Способы повышения настроения»

6. Итог занятия.

7. Релаксационное упражнение.

8. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Какой я?»

Цель: Оказание помощи в изучении собственного «Я»

  1. Психологический автопортрет

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Черепаха».

5. Упражнение «Психологический автопортрет»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. «Кто я?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»).

5. Упражнение «Кто я?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. «Рисуем себя»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами.

3. Работа с дневником настроения

4. Упражнение «Рисуем себя».

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Как справиться с гневом?»

        Цель: Ознакомление детей с понятием гнев

1. В каких ситуациях мы испытываем гнев

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4.Упражнение на релаксацию «Олени»

5. Беседа «В каких ситуациях вы сердитесь?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

        2. Способы выражения гнева

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Развивающее упражнение «Скульптура»

5. Упражненияна разрядку гнева безопасным способом.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

3. Гнев и движения

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Пружинки»

5.Упражнение на отреагирование гнева через движение.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Рисование собственного гнева

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Лепка гнева из пластилина.

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Осознание гнева через сенсорные каналы

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение на релаксацию « Волшебный сон ».

5.Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Управление собственным гневом

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Ролевая игра «СТОП»

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Я и другие»

Цель: Научить понимать настроение и эмоции окружающих людей

  1. Биография по фото

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Игра «Передай мяч»

5. Упражнение«Биография по фото»

6. Итог занятия

7. Ритуал прощания.

  1. Беседа «Кого мы называем добрым?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Кулачки»

5.Беседа «Кого мы называем добрым?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Беседа «Кого мы называем вежливым?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4.Беседа «Кого мы называем вежливым?»

5. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Я и моя семья

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4.Беседа «Что значит любить родителей»

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Конфликтные ситуации в семье

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Проигрывание ситуаций «взрослый-ребенок»

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания.

  1. Я и мои одноклассники

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Проигрывание ситуаций «ребенок-ребенок»

5. Ритуал прощания.

  1. Ролевая игра «Агрессор и жертва»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Кулачки»

5. Ролевая игра «Агрессор и жертва»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Раздел «Я стану добрее»

Цель:Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения

  1. Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Мимическая гимнастика

5. Упражнение «Горячий» стул».

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Мне в тебе нравится»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Апельсин»

5. Игра «Мне в тебе нравится..»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Кто симпатичнее?»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».

5. Игра «Кто симпатичнее?»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Остров забияк»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Нехочуха».

5. Игра «Остров забияк»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Игра «Поссорились и помирились»

1. Ритуал приветствия.

2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.

3. Работа с дневником настроений.

4. Упражнение «Конкурс хвастунов»

5. Игра «Поссорились и помирились»

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

  1. Раздел. Итоговое занятие

1. Ритуал приветствия.

2. групповой рисунок «Мир вокруг нас»

3. Ритуал прощания.

Список литературы

  1. Бережкова Е.И. Агрессия. Причины, последствия и контроль. [Текст]\  СПб.:Прайм-Еврознак, 2001 – 510 с
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]\ М.Р. Битянова – М.: Совершенство, 1998 - 298 с
  3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. [Текст]\ М.Р. Битянова – СПб.: Питер, 2009 -254 с
  4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога.[Текст]\ И.В. Дубровина – М.: Академия, 1998 – 128 с
  5. Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной школе. [Текст]\  Р.В. Овчарова – М.: Сфера 1996 - 240 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Развитие эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В данной работе приведены примеры заданий для профилактики и коррекции дисграфии, которые, помимо логопеда, может использовать и учитель на своих занятиях....

Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...