Психологическая готовность старшеклассников к итоговой аттестации
консультация по психологии (9, 11 класс)

Кочнева Ксения Васильевна

Подготовка к итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_ot_06.11.2019.docx183.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска Саратовской области

имени Героя Советского союза Танцорова Г.В.»

412801 Саратовская область, г. Красноармейск, ул. Почтовая, д. 42

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1712263/pub_5cbd60dd953d9400b3fa02a5_5cbd6268ae4f3800b29a38f8/scale_1200

Подготовила:

Педагог-психолог первой

квалификационной категории

Кочнева Ксения Васильевна

г. Красноармейск, 2019

"Психологическая готовность старшеклассников

к итоговой аттестации"

Подготовка к итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению итоговой аттестации и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена.

В результате целенаправленной и планомерной психологической подготовки учащихся формируется их психологическая, педагогическая и личностная готовность к итоговой аттестации.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Процесс формирования психологической готовности к итоговой аттестации включает следующие направления.

Индивидуальная и групповая психодиагностическая работа со старшими
школьниками. Эффективность формирования психологической готовности к
единому государственному экзамену старшеклассника зависит от особенностей развития познавательных процессов, прежде всего мышления, памяти,
внимания; учебной мотивации и таких эмоционально-личностных особенностей как стрессоустойчивость, уверенность в себе, оптимизм, эмоционально-волевой самоконтроль, локус контроля, мотивация достижения.

Проведение диагностики старшеклассников позволяет выявить школьников «группы риска», установить уровень тревожности и степень эмоциональной напряженности. Результаты диагностической работы позволяют подобрать эффективную форму и стратегию психологической поддержки школьников, которые испытывают трудности в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Следующим направлением формирования психологической готовности
школьников является индивидуальная и групповая консультативная работа.
Консультативная работа по формированию психологической готовности к
итоговой аттестации - это оказание помощи обучающимся, направленной на формирование у них знаний о трудностях, которые возникают при подготовке к экзамену; активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрети уверенность в возможности преодоления трудностей; выработку продуктивных стратегий совладания с возможными стрессами и возникающими в процессе экзамена трудностями. В процессе этой работы происходит снижение уровня ситуативной и личностной тревожности,
 обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции, формирование уверенного поведения.

Коррекционно-развивающая работа при формировании психологической
готовности школьников к итоговой аттестации состоит в том, что идет работа с учениками, которые испытывают трудности в обучении. Эта работа направлена на развитие памяти, внимания, мышления, навыков самоорганизации и самоконтроля у школьника, на снятие тревожности и формирование уверенного поведения.

Психопрофилактическая работа по формированию психологической готовности к итоговой аттестации включает групповые психологические занятия. Одним из методов такой работы является социально-психологический тренинг. В процессе тренинговой работы происходит формирование уверенного поведения, осознание личностной успешности в преодолении трудностей и личностных ценностей, выработка продуктивных стратегий совладания со стрессом.

Психологическое просвещение, заключающееся в формировании у школьников, педагогов и родителей интереса к психологическим знаниям и готовности использовать их в собственном развитии.

Для выявления общего уровня психологической готовности к итоговой аттестации мною в 2019 году был использован тест «Психологическая готовность к единому государственному экзамену», разработанный Чибисовой М.Ю., в
котором оцениваются такие показатели как «Знакомство с процедурой»,
«Уровень тревоги», «Владение навыками самоконтроля» и выводится интегральный показатель психологической готовности к сдаче итоговой аттестации.

По результатам тестирования выявлены следующие показатели (см. диаграмму).

ДИАГРАММА МОНИТОРИНГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ

УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

ИТОГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ

Показатель выраженности экзаменационного стресса среди учащихся 9-х классов (см. диаграмму).

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

8% учащихся 9 «А» класса и 21% учащихся 9 «Б» класса имеют низкую подверженность экзаменационному стрессу. Они спокойны, рассудительны, умеют управлять своими эмоциями. Готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У них все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

42% учащихся 9 «А» класса и 42% учащихся 9 «Б» класса имеют среднюю подверженность экзаменационному стрессу.

У 50% учащихся 9 «А» класса и 37% учащихся 9 «Б» класса стресс очень сильный.

Итак, эффективность психологической подготовки старшеклассников к
итоговой аттестации определяется сформированностью процессуального, познавательного и личностного компонентов психологической готовности.

У старшеклассников должен быть высокий показатель информированности о процедуре ГИА и ЕГЭ; должна быть выражена способность самостоятельно работать с материалом и информацией, планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Общему достижению успеха старшеклассников при сдаче итоговой аттестации способствуют высокая стрессоустойчивость и самооценка личности, низкая тревожность, внутренний локус контроля, преобладание мотивации достижения.

Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ учителями-предметниками:

  • адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
  • организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

Непосредственно в период подготовки к итоговой аттестации учителям-предметникам необходимо:

  • индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
  • провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
  • проанализировать результаты пробного тестирования и др.;
  • составить план собственной работы по подготовке учащихся в процессе преподавания предмета к ГИА и ЕГЭ.

Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ классными руководителями:

Классный руководитель, является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.

Работа классного руководителя в этом русле с учащимися включает следующие направления:

1. Знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Саратовской области, управления образования о проведение ГИА и ЕГЭ.

В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ЕГЭ и ликвидировать пробелы.

2. Проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль (аттестат особого образца).

3. Разработка и составление рекомендаций для учеников по самоорганизации и самоподготовке к экзаменам.

Работа классного руководителя в тандеме с учителями-предметниками состоит в:

  • отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
  • организации заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к экзаменам, а также собеседований с учителями-предметниками;
  • организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается в:

  • оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ГИА и ЕГЭ;
  • обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ГИА и ЕГЭ.
  • обсуждении организации учебной домашней работы, режима труда и отдыха обучающихся;
  • в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические и психологические аспекты подготовки к итоговой аттестации

Роль педагогов, классных руководителей и родителей в подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ...

Классный час Тема: «Психологическая подготовка учеников к итоговой аттестации»

   Оказать психологическую помощь обучающимся в снижении эмоционального напряжения, уровня тревожности и формирование эмоционально - устойчивой личности в период подготовке к итоговой...

Рекомендации родителям по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации.

Целью родительского собрания является оказание помощи ребятам в преодолении  трудностей экзаменационного периода. Помощь взрослых очень важна , поскольку человеку, кроме всего прочего, ...

Советы по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации

В материале представлены советы по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации...

Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации

Презентация по теме - Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА)....

Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассников к ОГЭ

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно для детей. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ позволяет ученику избежать излишнего волнения, повысить эффективность запоминани...