Психологические аспекты преемственности детского сада и школы
статья по психологии

Нпомнящих Татьяна Анатольевна

Школа и детский сад - два важных смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как изменяется его социальная позиция, он включается в особый школьный режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку к школе, должна существовать преемственность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты преемственности детского сада и школы.

«Школьное обучение никогда не начинается

   с пустого места,  а всегда опирается

на определённую стадию развития,

  проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Школа и детский сад - два важных смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как изменяется его социальная позиция, он включается в особый школьный режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку к школе, должна существовать преемственность.

Сегодня я хочу затронуть несколько проблем, с которыми я, как педагог-психолог сталкиваюсь чаще всего и для решения которых необходимо налаживать взаимодействие с детскими садами:

1 проблемой является не всегда верный выбор родителями школы для обучения ребёнка.

Я имею в виду, прежде всего детей с особыми потребностями и это проблема не  детей с ОВЗ. Для них мы разрабатываем специальные адаптивные образовательные программы. Но ведь в школу каждый год поступают на обучения дети, которые просто не способны к усвоению образовательной программы в условиях стандартного класса. Таким детям в лучшем случае требуется коррекционный класс, который есть не во всех школах, чаще специализированная программа или школа.

В основном родители таких детей не компетентны в выборе современных образовательных программ и больше ориентируются на престижность учебного заведения или удобное месторасположение, а не на способности и интересы собственного ребенка.

Я часто слышу от родителей «Мой ребенок не «псих» и не «даун», он не будет учится в 17 школе…», таких родителей приходится долго убеждать в том, что школа не враг и предлагает смену программы, школы для пользы ребенка и бывает что такая ситуация длится годами.

А теперь давайте подумаем о том, что ребенка с особенностями в большинстве случаев видно еще в детском саду. И при плотной работе специалистами детских садов с родителями таких детей, при ориентации и знакомстве родителей с разными школами, с плюсами которые эти школы дадут их ребенку, думаю, родители будут выбирать школу более осознано, и я надеюсь, что количество особых детей в начальных классах значительно уменьшится.

А о тех, особых детях, кто все же будет поступать в начальные классы школы, мы будем узнавать заранее, от детских садов.

В идеале в детских садах  должны быть базы данных, т.е. методисты и воспитатели, педагоги-психологи детских садов, создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей, зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могут возникнуть на начальном этапе обучения детей в школе.

Школьный психолог, опираясь на полные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях его развития (полученных из детского сада) уже впервые дни пребывания ребенка в школе разрабатывает индивидуальные программы поддержки (сопровождение в период адаптации), реабилитации и коррекции психического развития (дети ОВЗ, дети группы риска) первоклассников.

В свою очередь школьный психолог, наблюдая за процессом адаптации детей к школе и анализируя результаты регулярных психодиагностических обследований, направляют получаемую информацию в дошкольные учреждения, на основании которой методисты и воспитатели вносят соответствующие коррективы в содержание и методику проведения своей работы с дошкольниками.

Таким образом, непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, помогут предотвратить возможные негативные последствия.

2 проблема: готовность ребёнка к обучению в школе. Одной из основных проблем является рост числа детей, не готовых к школе, как физически, так и психологически.

Физиологическая готовность: здесь, не мало важную роль играет возраст ребенка. В периодизации психического развития ребенка, дошкольный возраст имеет определенные границы - от 3 до 7 лет. Кризис 7 лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший школьный возраст от дошкольного детства. Поэтому желательно отдавать детей в школу не ранее 7 лет, для мальчиков лучше с 8 лет, т.к. мальчики развиваются медленнее девочек.

При поступление ребенка в 1 класс, у ребенка происходит скачкообразное изменение внутренних и внешних факторов, то есть: смену ведущей деятельности (дошкольный возраст - игровая, младший школьный возраст - учебная), смену условий обучения, смену режима дня и т.д.

Тем не менее, сейчас многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятельность не с 7, а с 6 лет из – за чего у ребенка возникает целый букет проблем.

Шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить). Ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Он считает оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно»,- это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок (смайликов), замечаний вызывает тревожность и состояние дискомфорта.

Имеются проблемы и в общение, чем меньше по возрасту ребенок, тем выше у него самомнение (неадекватно завышенная самооценка является возрастной нормой до 6 лет), к тому же дети убеждены, что у них все должно получиться хорошо, в том числе и отношения с одноклассниками; как результат сильное переживание своих неуспехов.

Комплексное исследование разных сторон развития шестилетних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее – психологически комфортнее - при обучении в подготовительных группах детского сада. Детсадовский ритм жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. Сокращение дошкольного детства на один год требует большего взаимодействия детского сада и начальной школы во избежание возникновения трудностей адаптации.

        Конечно, не все абсолютно зависит от возраста, стоит учитывать и особенности развития личности, тогда мы говорим и учитываем психологическую готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям.

Любой ребенок, пришедший в школу из детского сада,  хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них - социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Кроме того, высокие отметки для маленького ученика- залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений, его особенно  значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком - в зависимости от семейных традиций.

Не только педагогам известно, что трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Влияет и отношение других детей. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Помимо учебы формирование жизненного мира определяется в младшем школьном возрасте и другими значимыми сторонами жизни. Важную роль играет общение, прежде всего с одноклассниками. Появившееся в конце дошкольного детства осознание переживаний выводит мотивы общения на новый уровень, делает возможным становление на их основе сущностных связей с миром.

3 проблема: которая встречается реже, но все же - это проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к обучению в школе.

В основном программы детских садов не подразумевают получение учебных знаний и умений (чтение, счет) и родители ведут своих детей в учреждения дополнительного образования, считая, что ребенку не лишне будет уметь читать, считать и т.д. В результате повышенные нагрузки, переутомление, возможно ухудшение здоровья, но ребенок к первому классу умеет бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.

Но есть еще частные сады, где в содержание дошкольного образования выстраивается так называемая "школьная" логика, т.е. вместо развития необходимых познавательных процессов практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике.

И вот такой умненький ребенок приходит в школу и теряет интереса к учёбе, ведь то чем занимаются в 1 классе он уже знает, в результате у ребенка закрепляется низкая учебная мотивация на весь период школьного обучения.

Сотрудничество педагогов-психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у родителей понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопления знаний, может исправить эту негативную практику, поможет сохранить здоровье детей и их заинтересованность в процессе обучения, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

Механизмом решения проблемы преемственности, на мой взгляд, является последовательное выполнение следующих этапов совместной работы:

  • заключение договора между детским садом и школой по обеспечению

преемственности;

  • составление плана работы совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  • проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники;
  • совместная работа ДОУ и начальной школы по обеспечению готовности детей

обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

  • планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  • проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа с родителями (консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
  • Готовность ребенка к обучению на новой ступени образования следует оценивать нетолько и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться.

Непомнящих Т.А., педагог - психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы.

Тема преемственности актуальна, так как адаптация к школе- один из самых стрессовых моментов в жизни ребенка.можно создать самые привлекательные условия в школе, а ребенок будет скучать по не очень хо...

Семинар по преемственности детского сада и школы

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.(круглый стол с элементами тренинга)...

Преемственность детского сада и школы

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познава...

Психологический аспект преемственности от начального к среднему звену школы

Материал для психолога при работе с педагогами в целях продуктивной организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации к средней школе....

Преемственность детского сада со школой по физическому воспитанию

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления....

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...

Преемственность детского сада и школы в вопросах обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах.

В целях повышения эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, работа по формированию культуры безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна бы...