Взаимосвязь манипуляции и слухов в подростковом возрасте
статья по психологии

Григораш Олеся Валерьевна

В настоящее время ярко выражено применение манипуляции на общество. Данная статья дает понимание об этой проблеме и раскрывает истинные причины и трудности. В тексте раскрываются основные принципы подросткового возраста, и говорится о том, как проявляется манипуляция среди подростков через слух. Также проводится взаимосвязь этих двух терминов (манипуляция/слух).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь манипуляции и слухов в подростковом возрасте

Григораш Олеся Валерьевна

Педагог-психолог ГБОУ СОШ №77

(с углубленным изучением химии)

Санкт-Петербург., ул. Блохина, д. 31

Аннотация

В настоящее время ярко выражено применение манипуляции на общество. Данная статья дает понимание об этой проблеме и раскрывает истинные причины и трудности. В тексте раскрываются основные принципы подросткового возраста, и говорится о том, как проявляется манипуляция среди подростков через слух. Также проводится взаимосвязь этих двух терминов (манипуляция/слух).

Ключевые слова

Психология, социум, манипуляция, слух, взаимосвязь феноменов, подростковый возраст.

Введение

  Манипуляция, как способ управления людьми, интересовала меня достаточно давно, и мне хотелось разобраться в том, как она зарождается, как могут реагировать на неё люди? В особенности меня интересует поведение подростков (14-15 лет) на такое явление, как слух, поскольку я считаю, что манипуляция и слух взаимосвязаны. Мне интересно наблюдать за поведением людей, прослеживать при каких-то ситуациях изменения в поведении, анализировать изменения и находить данной информации применение. Однако не только для меня эта тема актуальна.

В нашем мире манипуляция встречается везде, поэтому каждый может стать «жертвой»  данного явления. И, разумеется, никто не защищён от действия слухов, которые по частоте встречаемости не отстают от манипуляции.

Взаимосвязь манипуляции и слухов в подростковом возрасте

Манипуляция – вид социального воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение людей. Жертвой манипуляций может быть и скопление людей – толпа. Манипуляция, влияя на человека, изменяет его поведение. Несложно догадаться, что существуют разные реакции людей на манипуляцию.

Существуют варианты реакций:

  1. Активная самозащита посредством прямого выражения агрессии. Человек, которым манипулируют, чувствует это и хочет пресечь игру манипулятора, однако не знает, как это сделать. Он переживает сильные чувства боли, гнева, обиды, разочарования и методом «лобовой атаки» пытается победить манипулятора.
  2.  Уход от противостояния (избегание). Жертва, почувствовав дискомфорт в диалоге с манипулятором, сознательно или по привычке уходит от конфронтации и не замечает нападения. Может быть, вообще уходит из ситуации (покупатель молча разворачивается и уходит в другой магазин). Причины у избегания могут быть самые разные – от житейски мудрой позиции не реагировать на мелочи до банального страха перед противостоянием, боязни проиграть.
  3. Встречное манипулирование. Является разновидностью активной самозащиты. Манипулировать навстречу, чтобы победить манипулятора его же оружием и по возможности получить еще и материальную выгоду.

Название моей работы включает в себя слово «слух», поэтому стоит указать особенности, и что же собой представляет данное понятие.

Слух – процесс распространения информации.

Имеются различные классификации слухов. Ниже приведены некоторые из них:

Виды слухов по информативной характеристике:

  1. Абсолютно недостоверные
  2. Недостоверные с элементами правдоподобности
  3. Достоверные
  4. Частично достоверные

Виды слухов по экспрессивной характеристике:

  1. Слух-желание. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, именно такие слухи создают завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления – вспышки агрессивного поведения по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного.
  2. Пугающий слух. Это слухи, вызывающие эмоционально негативные настроения и состояния. Возникают такие слухи в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.). Особенно широкое распространение пугающие слухи приобретают в ситуациях социальных и политических реформ, смены власти или общественного устройства в целом.
  3. Агрессивный слух. Данные слухи представляют собой продолжение слухов-пугал. В основе некоторых сюжетов пугающих слухов обычно также имеется немалый агрессивный заряд. Однако основной социально-психологической функцией агрессивных слухов является не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и пугающим слухам, а короткими фразами, которые взывают к отмщению. Такие слухи непосредственно требуют ответа в виде агрессии.
  4. Нелепые слухи. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главным в них является очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются совершенно самопроизвольно, как результат путаницы. Слухи данного типа особенно часто появляются в периоды переломов массового сознания, когда люди находятся в растерянности. Их основная функция заключается в попытках построения более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда и появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое.

Виды слухов по происхождению:

  1. Стихийные
  2. Умышленно сфабрикованные

Виды слухов по силе влияния:

  1. Будоражащие групповое мнение
  2. Вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение
  3. Разрушение связи между лицами и группами

После довольно подробного разбора двух основных понятий статьи следует перейти и к основной цели данной работы.

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям у подростков ещё не достаточно сформированы, что может быть связанно с проблемой в становлении адекватной самооценки, особенностями стереотипов поведения, неуверенность в себе, а также, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования. Стоит заметить, что подростки используют достаточно жёсткие приёмы манипуляции. Одним из таких является достаточно распространенный "а слабо", который можно расшифровать примерно так: "Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это... ". Проблемными являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими: "С такой рожей, как у тебя, никакая девочка не захочет с тобой общаться". Таким образом подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость.

Дети подросткового периода могут оказывать влияние и на своих родителей при помощи манипуляций. Чаще всего, пытаясь отстоять свою независимость, подростки стремятся вызвать у родителей следующие чувства: страх, стыд, гнев, вину.

Подростки часто используют слухи, дабы воздействовать на своих одноклассников/знакомых (зависит от коллектива, в котором пускается слух), то есть манипулировать ими. Конечно, они могут не воспринимать свои действия как манипуляцию из-за своей ещё неопытности и возраста. Например, представим следующую ситуацию: в класс пришла новая девочка. Так называемая «звезда класса» почувствовала конкуренцию со стороны новенькой. Если она подговорит класс против этой девочки, то она может потерять свою репутацию, если кто-нибудь расскажет об этом классному руководителю. Поэтому она решает пустить слух (конечно, не основываясь на материале о слухах, происходит создание слуха на подсознательном и интуитивном уровне), рассказав своей близкой подруге, что, допустим, эта новенькая одевается на каком-нибудь (предположим, что в этом классе именно по этому критерию считают человека) рынке. Услышав такую новость, эта девочка расскажет её двум своим подругам, а они в свою очередь другим одноклассникам. Так слух и распространится по классу, а потом и по школе в целом. Здесь конечно тяжелее выяснить, кто пустил этот слух, что будет очень выгодно для той самой «звезды». Ещё подростки могут угрожать слухами. Продолжим пример с новенькой. Ситуация: новенькая девочка сдружилась с лучшими подружками «звезды» класса, и это не нравится нашей героине. Она, узнав какую-нибудь провокационную  информацию о новенькой, может начать угрожать ей: «Если ты не перестанешь общаться с моими подругами, то вся школа узнает об этом (непосредственно информацию, возможно постыдную для новенькой)».

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно говорить, что в подростковой среде основным способом манипуляции является слух и при помощи него подростки пытаются самоутвердиться. В самом определении манипуляции было сказано, что это вид социального воздействия, представляющий собой стремление изменить поведение людей. При описании видов слухов по экспрессивной характеристике, можно проследить изменения поведения людей (смотреть описание слухов). Итак, изменение поведения прослеживается при действии слухов и при манипуляции. Уже основываясь на этой схожей черте и ранее предложенной теории, можно сказать, что эти два явления взаимосвязаны.

Как упоминалось выше, манипуляция – это воздействие на человека или на какое-либо скопление людей. Подростки не могут совершать масштабные и сложные манипуляции, да и между сверстниками не получится манипулировать чувством жалости, например. Также было отмечено, что слух – это процесс распространения какой-либо информации. Стоит отметить, что пустить слух довольно просто, а распространить его ещё проще, и для подростка тоже, не так ли? Таким образом, подростки используют такое явление как слух, чтобы манипулировать. Конечно, в большей степени это проявляется между подростками, так как при взаимодействии подростка и взрослого человека имеются отличительные особенности поведения при коммуникации.

Список литературы:

  1. Беззубцев С. А. Слухи, которые работают на вас – Санкт-Петербург 2003 год
  2. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание – Санкт-Петербург 2008 год
  3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений – Санкт-Петербург 2011 год
  4. Ольшанский Д. В. Психология масс – Санкт-Петербург 2002 год
  5. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий – Москва  1984 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста

Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые пр...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...