Девиантное поведение подростка. Проблема или протест?
проект по психологии (9 класс)

Голышева Екатерина Сергеевна

ФГОС. В этом слове у каждого педагога были свои ощущения, переживания на начальном этапе, затем стало приходить понимание и принятие принципов заложенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Каждый из нас, и я  в том числе, ощущал себя первопроходцем на определенных этапах формирования УУД. Но путем самообразования, систематического совершенствования профессиональных компетенций заложенных в стандарте мы подошли к завершающему этапу формирования УУД.

Выпускник девятого класса обучен принимать самостоятельные решения, имеет активную гражданскую позицию и это он должен подтвердить, защитив социальный проект. Роль куратора грамотно направить ученика на разработку и реализацию проекта.

Задача не простая. Направлять, а не указывать. Сопровождать, а не быть автором. Проявлять мудрость и терпение, а не сковывать ученика рамками своего мнения. Ведь само слово «курировать» происходит от латинского curareзаботиться.

Как сделать так, чтобы учащийся сам принимал решения? Самостоятельно умел проявить свои личностные качества в реализации социального проекта и мог создать востребованный продукт как способ достижения цели проекта.

Один из моих курируемых учеников предложил тему проекта «Девиантное поведение подростка. Проблема или протест?». Судьба автора не простая. Он сам из трудных подростков и ему, как никому, близок портрет девиантного подростка. Он знает его из своих собственных ощущений, опыта «детей улицы», криминогенной субкультуры.

Проект находится в стадии реализации. В ближайшее время будет обобщен и размещен на сайте в форме статьи для педагогической общественности и другой заинтересованной аудитории. Возможно, данный проект позволит переоценить, переосмыслить такое явление в обществе как девиация.

Девиантное поведение принято считать проблемой. Мы ее изучаем, составляем программы по «решению проблемы девиантного поведения», пытаемся исправить, перевоспитать, в целом изменить «ребенка».

Автор проекта предлагает иную точку зрения. Принять, а не менять. Уважать, а не сочувствовать. Быть рядом, а не диктовать. Увидеть в «трудном» подростке задатки конструктивной девиации. Быть мудрым взрослым, который будет рядом с подростком во время поиска ресурса перехода от деструктивной к конструктивной форме поведения личности.

Удачи автору проекта и мудрому куратору! Чтобы проект был реализован полностью. А читатели имели возможность познакомиться с завершенным проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golysheva.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Девиантное поведение подростка. Проблема или протест?».

Куратор: педагог – психолог Голышева Е.С.

Актуальность. 

Поведение человека, так или иначе, обусловлено возрастными особенностями. Подростковый и детский возраст наиболее уязвим для негативного воздействия. В этот период ребенок переживает переход от детства к отрочеству, а от отрочества к юности, многочисленные внутриличностные конфликты. Сама специфика этих возрастов грозит девиациями. Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.  Девиантным подросткам сложно в общении со взрослыми и  со своими сверстниками. В первом случае взрослые не понимают, не принимают, избегают.  Сверстники в отношении с девиантными подростками насторожены, боятся, не принимают одни и другие так называемые «дети улицы» свои, родные, близкие по духу, зачастую заместители  родителей и ближайшего окружения подростка. Девиантный подросток испытывает эмоциональные проблемы, прежде всего у него нет гармоничных отношений с социумом, он всегда ощущает себя плохим по отношению к родным, учителям, одноклассникам. Криминогенная среда, в которой он находится, делает из него агрессивного, озлобленного и тогда смысл метафоры «от тюрьмы и от сумы ни кто не застрахован» становится реальной. Так как же это предотвратить, а при необходимости достойно изменить на конструктивное поведение личность подростка. Данный социальный проект одна из возможностей изменить  деструктивное девиантное поведение подростка на конструктивное поведение.

Цель: Создание условий для переоценки и переосмысления жизненных ценностей подростками с девиантным поведением и формирование   конструктивных форм  поведения.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме подростков с девиантным поведением.  
  2. Провести опрос среди подростков с девиантным поведением на выявление степени готовности изменения его к иным формам поведения.
  3. Разработать  буклет «Девиантный подросток глазами самого девиантного подростка».
  4. Размещение материалов на сайте в педагогическом сообществе.

Гипотеза: возможно социальный проект по теме: «Девиантное поведение подростка: проблема или протест» будет интересен педагогам, инструкторам - организатором и другим заинтересованным, кто реально  хочет помочь подросткам с девиантным поведением.

Предмет социального проекта: изучение проблемы формирования девиантных форм поведения у подростков  и возможности изменить на конструктивные формы поведения.

Субъект социального проекта: подростки с девиантным поведением.

Новизна проекта: использования личного опыта подростков с девиантным поведением.

Конечный результат:

  • Создание  статьи, которая станет полезным для людей заинтересованных помочь подросткам изменить деструктивные формы поведения на конструктивную девиацию.
  • Статья может быть полезна и в подростковой среде, для мотивированных сверстников. Они хотели бы, но не знают, как  принять подростка в свое окружение, тем самым изменив криминогенный социум в котором проживает подросток.

  1. «Девиантное поведение подростка: проблема или протест».

1.1  Возникновение девиантного поведения в подростковом возрасте.

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение. 

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

 Само понятие девиантное поведение неоднозначно, так как представляет интерес в различных сферах  деятельности юриспруденции, социологии, педагогики, психологии и т.д. поэтому,  имеет  разное толкование, как:

  • Девиантное поведение - (deviant behavior) - (иногда  - «отклоняющееся поведение»), устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией. {Экономико-математический словарь}.
  • Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизация, и прочие правонарушения. {Психологический словарь}.
  • Девиантное поведение - (DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности.   {Социологический словарь}.

Иными  словами нестандартное («ненормативное») поведение — выходящее  за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присущее меньшему количеству людей.

Проявляется в двух основных формах:

  •  девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
  •  креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих.

В данном проекте  интерес представляет обе формы в контексте перехода от деструктивной формы к творческой форме поведения.

Признаки девиантного деструктивного поведения.

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. 

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- преступность

- алкоголизм

- наркомания

- самоубийство

- «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта. 

Общепринято таких подростков называть проблемными, при этом это слово настолько прижилось, что стало синонимом всего происходящего отрицательного характера.  Однако если обратиться к словарю то: проблема  (др.-греч. πρόβλημα преграда, трудность, задача) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Данный проект предусматривает принять подростка, таким, какой он есть не пытаться его перевоспитать, изменить, корректировать его поведения.  А поверить в него, найти вместе с ним его мечту и помочь ее реализовать. Соответственно  рассмотрим вопрос в контексте, как протест подростка с девиантным поведением.

Протест (от лат. protesto – букв. гласно заявляю).  обычно понимают реакцию на общественную ситуацию: иногда в поддержку, но чаще против неё. Категорическое возражение против чего-либо, решительное заявление о несогласии с чем-либо, о нежелании чего-либо. (1)

 

__________________________________________________________________

1.Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- М., 2009.

1.2. Причины девиаций

Отечественный психолог и социолог Игорь Семенович Кон среди ведущих причин девиаций детей и подростков выделил:

  • проблемы подростка в школе;
  • психические травмы;
  • отрицательное влияние группы на несформировавшуюся личность;
  • снижение самоуважения и низкую самооценку личности.

Таким образом, спровоцировать девиантное поведение детей и подростков могут следующие факторы и причины:

  • неустойчивость психики, слабость процессов;
  • завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов);
  • проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников;
  • тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения;
  • первичные девиации (многие формы отклоняющегося поведения возникают на фоне имеющихся);
  • патологические поражения мозга в онтогенезе (травмы, заболевания, врожденные аномалии);
  • включенность в молодежные субкультуры;
  • неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность;
  • наложение реакции эмансипации на реакцию группирования со сверстниками;
  • низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи.
  1. Факторы негативного формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции. Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека. Недостатки в воспитании ребенка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

 

Негативная личностная позиция самого ребенка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение; 

б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления.

        Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема девиантного подростка широко изучена. Однако не каждый подросток, у которого наблюдаются факторы негативного формирования личности, становится девиантным подростком. Одна категория детей, проживая в неблагоприятной среде, умеют себя самореализовать среди сверстников и одноклассников, т.к. они успешные в учебе, активные, творческие, умеют общаться. Такие дети находят себя в кружках, секциях там их принимают взрослые и сверстники. Есть категория детей, которые очень тревожные, ранимые, их все жалеют, сочувствуют и им этого вполне какое – то время хватает. В дальнейшем они  возможно станут зависимыми людьми, как один из вариантов, а может, найдется сильный волевой человек, который будет готов поддерживать и совместно искать ресурсы для выживания, изменение ситуации и т.д.  Существует  еще та самая девиантная категория подростков, которые, не сумев адаптироваться в социуме, начинают протестовать, по принципу не желаете принимать нас хорошими, будем плохими.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Девиантное поведение подростков

В данной работе дана классификация девиантного поведения и пути её коррекции....

Суицид как форма девиантного поведения подростков

В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Проблема девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение  (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся обществен...