Девиантное поведение подростков
методическая разработка по теме

Лисьева Татьяна Александровна

В данной работе дана классификация девиантного поведения и пути её коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_podrostkov.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Девиантное поведение подростков.

Девиантное  поведение — это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином обществе.

Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности.  Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать.

Девиантное поведение — почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание — это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет, и формируются нормальные люди.

Классификация  девиантного поведения.

1 группа

2 группа

3 группа

Удовлетворение требований (требовательные дети)

Реализация власти (властные дети)

Совершение мести (мстительные дети)

Привлечение к себе внимания.

Убеждение: их любят только тогда, когда им уступают.

От чувства неполноценности (физическое состояние, материальное положение).

Манерность, клоунада, показная лень, небрежность, выкрики, хулиганские поступки, назойливость.

Повышенный тон, крик, отказ от выполнения заданий, грубость, гневливость, обман, лицемерие.

Замкнутость, заторможенность, агрессивность, вялотекущая затянувшаяся депрессия, суицидные настроения.

Коррекция поведения детей первой группы:

Требовательные дети. Детей, отнесенных к данной группе, трудно назвать девиантными, но их поведение настораживает. Их главная цель — привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Такие дети постоянно вертятся возле учителя, лезут «в глаза», задают несущественные и неуместные вопросы единственно с целью обратить на себя внимание, готовы выполнить любое поручение учителя. Чтобы на них обратили внимание, выставили перед другими, похвалили, они готовы на все. Часто такие дети ходят в фаворитах у учителей, но настоящей целью их поведения является самовозвышение, а не сотрудничество.

 Характерные особенности поведения требовательного ученика:

— хорошее поведение, надежный, постоянный помощник учителя;

— прилежный, старательный;

— назойливый,   непостоянный,   неуравновешенный,  ревнивый;

— способен на мелкие пакости, чтобы отомстить учителю и друзьям «за измену»;

— повышенная тревожность;

— любит приврать, приукрасить события.

Коррекция поведения:

1.        Внимание требовательному  ребенку лучше уделять тогда,  когда он чем-нибудь занят. Педагог похвалит его работу, обратит внимание других детей, как хорошо выполняется задание.

2.        Учитель будет игнорировать любые попытки ребенка обратить на себя внимание (капризы, проявления агрессивности и т. п.)

3.        Учитель не покажет своего неудовольствия назойливостью, неуместной настойчивостью ученика.

4.        Будет стойким, спокойным, уравновешенным, будет вести себя ровно, предсказуемо, чтобы не дать повода ученику заподозрить его в переменчивости поведения.

5.        Учитель будет одинаково внимательно относиться ко всем ученикам, чтобы не давать повода для ревности.

Коррекция поведения детей второй группы:

Властные дети. Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая цель детей, относящихся к данной группе — власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно на первый план выставляют вопрос «Кто главнее?» Свои права они привыкли отстаивать с помощью требований, т. е. крика, повышенных интонаций, отказов от выполнения заданий. Властный ребенок в жестком противостоянии со старшими и сверстниками может отказаться от всех и всего. Настаивает на своем. Возражает, часто резко и грубо. Хочет верховодить, взрывается гневом, делает все наоборот. Работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.

Видимые  признаки  поведения:

— ленивый, неопрятный, с плохими манерами;

— недоверчивый, непослушный;

— часто ощетинивается и возражает;

— забывает обещания, не держит слово;

— если сильный физически, то обижает всех, кто слабее;

— если слабый физически, то боится сильных, труслив, уходит от честного поединка, предпочитает действовать обманом.

Коррекция поведения:                                        

1.         Не уступать и не бороться. Занять спокойную, дипломатичную позицию.

2.         Отказаться от авторитарного давления.

3.         Отказаться от наказаний, это только усиливают плохое поведение.

4.         Практиковать индивидуальные этические беседы.

5.         Дать право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

6.         Создавать ситуации, чтобы властный ребенок сам пострадал от своих необдуманных поступков, применять метод естественных последствий.

7.         Учитель не должен позволить втянуть себя в конфликт, когда возникают сложные ситуации, из которых детям самим нужно найти правильный выход;

8.        Учитель относится к каждому с уважением, обращается к детям за помощью.

9.        Только в работе с властными и мстительными детьми можно применять рекомендованный А.С. Макаренко метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие Девиантное поведение ребенка.

Коррекция поведения детей третьей группы:

Мстительные дети. Цель их нестандартного поведения — месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще всего вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них.  При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну. Канючат оценки, изводят учителей вопросами типа: а почему тому так, а мне так?

Характерные особенности поведения:

— замкнутый, понурый, заторможенный;

— нередко с задержкой психического, социального развития;

— делает больно другим, когда ему больно;

— легко отступает от намеченной цели, отказывается от борьбы;

— болезненно воспринимает свои поражения и неудачи;

— имеет плохие привычки, скрытые пороки;

— любит оставаться наедине со своими переживаниями;

— уходит от общения;

— подвержен суицидным настроениям.

Коррекция поведения детей данной группы сложная и длительная. Осуществляя ее, учитель будет:

1.        Учить чувствовать таких детей полноценными, формировать  комплекс полноценности;

2.        Ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена;

3.        Хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно;

4.        Убеждать и показывать, что любит ребенка таким, какой он есть.

5.        Помогать ребенку находить путь к себе, обретать внутреннее равновесие, спокойствие.

6.        Чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка;

7.        Постоянно повторять: «Я не теряю надежды, что у тебя будет все хорошо!»

Разобраться, с чем в каждом конкретном случае имеет дело учитель, поможет классификация отклоняющегося поведения. В ней в единстве представлены причины, цели, состояния, видимые формы аномального поведения. Дети с одинаковыми нарушениями относятся к общим группам коррекции, для которых составляются целенаправленные методики коррекционного воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Суицид как форма девиантного поведения подростков

В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...