ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
проект по обществознанию (9 класс) по теме

Аганина Ирина Владимировна

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения подростков. Поиска более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных. Это стимулировало заметное развитие теории психологии и форм социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. ............................................................................................... 3-5 стр.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ.

1.1 Определение девиантного поведения подростков............................6-8 стр.

1.2Определение типов девиантного поведения, формы проявления....8-11 стр.

ГЛАВА 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГБОУ СОШ пос.ПРИБОЙ.

2.1 Социальная адаптация подростков с  девиантным поведением....12-14 стр.

2.2 Опытно - экспериментальная работа...............................................14-16 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................17-18 стр.

Список литературы ..................................................................................19 стр.

Приложение 1

Социальный  проект учащихся  по профилактике  наркомании..........26-30 стр.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования.

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения подростков. Поиска более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных. Это стимулировало заметное развитие теории психологии и форм социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков.

Актуальность данной проблемы в нашем обществе ни у кого не вызывает сомнений. Глубокие социальные изменения, происходящие в нашем обществе, - кризисное состояние экономики, культуры и образования – катастрофическое, ухудшают условия жизни и воспитания молодого поколения. Это приводит к увеличению трудностей и рисков,  с которыми сталкиваются ребенок и его родители. Как следствие, отличается целый ряд негативных явлений в детской и подростковой среде. Обозначились тенденции существенных изменений в иерархии нравственных ценностей. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части девушек и юношей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Существенно возросло число тех, кто считает вполне возможным разговаривать с применением ненормативной лексики, свободно распивать в общественных местах спиртные напитки, иметь добрачные связи, демонстрировать жестокость и агрессию по отклонению к слабым и нуждающимся в помощи. Наиболее остро потеря морально-нравственных ценностей выражается в девиантном поведении. Наблюдается возрастание масштабов детского алкоголизма и наркомании, сексуальной распущенности, рост подростковой         преступности.

Проблема девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества, т.к. через некоторое время, получив поверхностное и  однобокое образование, невоспитанное поколение без достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм станут руководителями различных уровней и рангов. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения.      

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект подростковая девиация изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории Келли П., Кречмера Э., Ломброзо Ч., Шелдона У.; психоаналитические теории Фрейда З., Юнга К., Эриксона Э.; теории аномии Дюркгейма Э., Мертона Р.; культурологические теории Миллера А., Сатерленда Э.; теория социального научения Бандуры А.; теория стигматизации Беккера Г.; конфликтологическая теория Тура О.; синтезированный подход Смелзера Н.; социально-психологический подход Линга С., Харре Р..

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии Афанасьева В.С., Гилинского Я.И., Левина Б.М., Поздняковой М.Е.

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления. Как нарушение процесса социализации, девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Алмазов Б.Н., Беличева С.А., Битинас Б.П., Кон И.С., Кумарина Г.Ф., Мудрик А.В., Невский И.А..

Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

Социально-педагогическая коррекция, сущность, понятия отражены в трудах  Акимовой М.Н., Вороновой О.В., Дубровиной И.В., Кащенко В.П., Осиповой А.А., Панфиловой М.А., Родиной Л.И., а также на сайте http://www.spbappo.ru/article75-pechat.html.

Как показывает анализ научной литературы и практики, подростку необходимы социальные умения и навыки для успешного решения проблем, встречающихся в повседневной жизни, а также его интеграция в общество, которая достигается в процессе установления социально приемлемых отношений с членами семьи, с работниками образовательных учреждений и всех социальных институтов. В школах пренебрежительное отношение педагогов к трудным учащимся, как к неподдающимся перевоспитанию, остается преобладающим, вследствие чего, они выпадают из общего воспитательного воздействия. Это  противоречит основной функции школы, а именно воспитанию всего подрастающего поколения.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему и тему данного исследования: « Коррекция девиантного поведения подростков».

Объект исследования: коррекция девиантного  поведения подростков.

Предмет исследования: средства социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков.

Цель исследования:

теоретически обосновать проблему социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков, разработать  и апробировать систему социальной деятельности по  коррекции девиантного поведения подростков, обучающихся в  ГБОУ СОШ пос.Прибой.

Гипотеза исследования.

   Социальная деятельность по коррекции девиантного поведения подростков, обучающихся в  школе, будет эффективна если:

- конкретизирована сущность и структура ключевых понятий (коррекция, девиантное поведение, средства социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков, обучающихся в  школе);

-  выявлена сущность коррекции девиантного поведения подростков;

- определена  особенность социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков;

- создана система социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков;

Задачи исследования:

1. Конкретизировать сущность и структуру ключевых понятий (коррекция, девиантное поведение, средства социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков, обучающихся в  школе).

2.  Выявить сущность коррекции девиантного поведения подростков.

3. Определить  особенность социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков.

4. Создать систему социальной деятельности по коррекции девиантного поведения подростков.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, практическая коррекция.

Новизна исследования - выявление, апробирование эффективных методов практической коррекции.

Практическая значимость - рекомендации для педагога.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ.

1.1 Определение девиантного поведения подростков.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.

Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.

Ведущими общими свойствами девиантного поведения являются:

Нарушение социальных норм и ожиданий.

Негативная оценка и стигматизация.

В отечественной психологии и педагогике  проблемы девиантного поведения связаны с трудными детьми и подростками, (группа повышенного социального риска):

  • «трудновоспитуемые»,
  • «кризисные»,
  • «педагогически запущенные»,
  • «дезадаптивные»,
  • «асоциальные» и др.

Девиация включает в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение можно назвать антидисциплинарным. Типичным проявлением девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков, ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия, попытки суицида.

Делинквентное и криминальное поведение обычно начинаются с приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег.

Так, по данным материалов парламентских слушаний, Государственная Дума, 17 марта 2008 г. «Повышение эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних: перспективы законодательного регулирования» на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более 330 тыс. подростков, из них 83 % - учащиеся школ и других учебных заведений. За различные правонарушения в органы внутренних дел доставлено 518,6 тыс. школьников, в том числе 77 тыс. - за употребление спиртных напитков и около 8 тыс. - за употребление наркотиков

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющее поведение классифицируется по следующим характеристикам:

  • видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
  • уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
  • внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;
  • ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.)  [3, 214-215]

 Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остаётся учёба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Девиантные и деликвентные формы поведения - это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.

Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Девиантное поведение подростков - распространённый феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет.

Потребность осознать своё собственное Я, понять своё предназначение, место среди сверстников заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться, оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка может быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учёбе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тоже возникают конфликты.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватной самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Среди учащейся молодёжи 55% курящих, в том числе среди учащихся  школ и ПУ их наибольшее количество. Среднедневное потребление сигарет 10,5 штук. В том числе учащихся школ - 13,7. Потребление алкоголя в ПУ больше чем в школе, но меньше чем в техникумах и ВУЗах. Девушку меньше пьют алкоголя в среднем, но по потреблению вина они впереди юношей. Пьющих вино юношей 55,3%, а девушек 66,1%. Потребление наркотиков учащимися школы  уступает техникумам и ВУЗам. [8, 109-112].

1.2Определение типов девиантного поведения, формы проявления.

Представляет определенный интерес изучение мотивов асоциального и антисоциального поведения. В доступной нам литературе существует ряд классификаций.

Так, П.Г. Вельский (1918) классифицируя мотивации антиобщественного поведения, считает, что несовершеннолетние стремятся:

удовлетворить элементарные потребности (40%),

они слабовольные или внушаемые (25%),

«мечтатели» (15%),

часть несовершеннолетних имеют моральный или умственный дефект (5%), -другая часть, совершили правонарушения под влиянием истерии или психопатии (5%).

 [14, 11-13]

Лесгафт П.Ф. (1910) приводит следующую типологию, составленную на основе эмпирических наблюдений за школьниками, обучавшимися в русских гимназиях:

  • «лицемерный тип» (учащемуся свойственны: ложь, хвастовство, хитрость);
  • «честолюбивый тип» (свойственно стремление к превосходству над другими);  «добродушный тип» (правдивые, добрые учащиеся);
  • «мягко-забитый тип» (инфантильные, апатичные учащиеся);
  • «злостно-забитый тип» (учащемуся свойственны грубость, циничность);
  • «угнетенный тип» (выносливый, терпеливый).

При этом, как утверждал Лесгафт П.Ф., "лицемерному", "честолюбивому" и "злостно-забитому" типам свойственна склонность к неодобряемым формам поведения (1910). [14, 12-13]

В 30-х годах в нашей стране развивается направление, разрабатывающее вопросы перевоспитания и коррекционно-реабилитационной работы с детьми (СТ. Шацкий, 1905; А.С. Макаренко, 1936). Здесь обосновывается и подчеркивается роль воспитывающей среды.

Так, Макаренко А.С. (1936) организовал работу с подростками (бывшими несовершеннолетними правонарушителями). В основе воспитательной системы автора - положение о детском коллективе как определяющем условии формирования нравственной сферы личности. Автор подчеркивает: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив». [4, 56]

Таким образом, основную тему исследований данного периода можно обозначить как "воспитание коллективом".

 В 60-х годах появляются многочисленные исследования отклоняющегося поведения (М.А. Алемаскин, 1965, 1968; Н.И. Фелинская, 1965; Л.Г. Сагатовская, 1966, 1968; К.Е. Игошев, 1967; Г.Г. Бочкарева, 1968; А.Г. Ковалев, 1968 и др.).

Так, Игошев К.Е. (1967), Бочкарева Г.Г. (1968), рассматривают мотивационную сферу подростков-правонарушителей. Фелинская Н.И., Гурьева В.А. (1975) - различные психические аномалии (психопатии, психозы, невротические реакции, неврозы). Игошев К.Е. (1967), Алемаскин М.А. (1968), Буева Л.П. (1968); Белкин А.С. (1973), Кудрявцев В.Н. (1976) - особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. [1, 46-48]

Согласно Белкину А.С. (1973) решающим, в формировании асоциального поведения, является деформация межличностных отношений. Автор подчеркивает, что дефицит полезного общения может способствовать развитию асоциальной направленности межличностных отношений. Таким образом, важно создать условия, удовлетворяющие потребностям ребенка, учитывающие его возрастные и индивидуальные особенности, тогда снижается риск появления нежелательных связей. Белкин А.С. делает акцент на необходимости и потребности ребенка в общении с взрослым. Сначала, на ранних этапах жизни важна экстенсивность общения (длительность совместного пребывания), далее общение переходит в интенсивную фазу (важными становятся глубина, характер и содержание).[1, 57-58]

Девиантное поведение подростков освещается и в современной отечественной литературе.

Менделевич В.Д. дифференцирует типы и формы девиантного поведения.

К типам относятся:

  • делинквентный (асоциальный и антисоциальный),
  • аддиктивный,
  • патохарактерологический,
  • психопатологический,
  • связанный с гиперспособностями.

При этом отдельными формами девиантного поведения являются:

  • агрессия,
  • суицидальное поведение,
  • злоупотребление психоактивными веществами,
  • нарушение пищевого поведения,
  • аномалия сексуального поведения,
  • сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикции),
  • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиция и др.),
  • коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, ревность, конформизм и др.),
  • безнравственное и аморальное поведение,
  • неэстетичное поведение.

Каждая из форм может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения.[9, 432-434]

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обуславливающие их формирование.

 К проблемам подросткового возраста, неучёт  которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

  • кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте;
  • обострение взаимоотношений с взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
  • стремление заменить отношения с позиции « морали подчинения» на «мораль равенства»;
  • повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;
  • изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящее порой к негативным формам и др.

Также необходимо отметить и негативные факторы формирования девиаций личности:

  • Безнравственная обстановка в семье;
  • Проблема состава семьи;
  • Факторы средового (улица, город, «стая» и др.) воздействия на подростка в процессе его формирования;
  • Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.;
  • Отрицательное влияние ближайшего окружения;

Негативное влияние СМИ, особенно телевидения, видеопродукции.  

Имеются и другие средовые факторы отрицательного сказывающиеся на воспитании человека[8, 122-124]

Особенности поведения подростков с девиантным поведением:

  • недостаточность жизненного опыта,
  • низкий уровень самокритики,
  • отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств,
  • повышенная эмоциональная возбудимость,
  • импульсивность,
  • двигательная и вербальная активность,
  • внушаемость,
  • подражательность,
  • обостренность чувства независимости.[1, 147-151]

Приемы самовыражения у девиантных подростков:

  • слэнг,
  • стиль,
  • символика,
  • мода,
  • манера,
  • поступок и т.п.
  • стремление к престижу в референтной группе,
  • возбуждения и торможения.
  • негативизм,
  • неуравновешенность

Факторы, влияющие на поведение подростка:

  • «система отношений» (Мясищев, I960),
  • особенности взаимоотношений с учителями,
  • положение в классе,
  • психологическая атмосфера в школе,
  • отношение учащихся, к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (Личко, 1983).

Факторы значимые для подростка:

  • принадлежность к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями,
  • социально-статусное положение в микросоциальных, социометрических взаимоотношениях (Я.Л.Коломинский) (1986).

Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребёнка, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Они испытывают влияние со стороны социально-педагогических факторов: семьи, ближайшего окружения школьников.

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.

ГЛАВА 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МОУ ПРИБОЙСКАЯ  СОШ.

2.1 Социальная адаптация подростков с  девиантным поведением как  путь повышения эффективности  учебно-воспитательного  процесса МОУ Прибойская  СОШ.

 Вышеуказанные проблемы не обходят стороной и нашу школу. Как показывает анализ научной литературы и практики, подростку необходимы социальные умения и навыки для успешного решения проблем, встречающихся в повседневной жизни, а также для его интеграции в общество,  которое достигается в процессе  установления социально приемлемых отношений с членами семьи, с работниками образовательных учреждений и всех социальных институтов.

Примером тому могут  служить некоторые положения из работы нашей школы  МОУ Прибойская СОШ, Безенчукского района, Самарской области.                                                

4 человека – на внутришкольном учете. Родители «проблемных» подростков, как правило, сами нуждаются в социальной защите и не могут оказать своевременную помощь своим детям. В этой ситуации большое значение приобретает создание такой обстановки в школе, которая способствовала социальной поддержке и «выпрямлению» этих ребят.

Основные идеи педагогического коллектива можно сформулировать так:

  • на основе гуманизации личностно-значимых отношений помочь подросткам продолжить свое образование;
  • создать комфортные условия для активизации потенциальных возможностей личности, вдохнуть веру в собственные силы;
  • определить содержание и методы обучения, нацеленные на интеллектуальное и психологическое развитие;
  • расширить общекультурный кругозор.

Большая совместная работа проводится с инспекторами КПДН: рейды, беседы, лекции. Деятельность педагогического коллектива направлена на улучшение образовательного процесса. С этой целью совершенствуется внеклассная работа по предметам, проводятся предметные недели: математика-физика, литература-история, всевозможные конкурсы, классные часы.

Воспитательная работа в школе проводится с целью формирования личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования.

Большое внимание уделяется правовому всеобучу: классные часы «Права и обязанности граждан РФ», конференция «Алкоголизм – социальное зло», правовой лектории «Меры ответственности несовершеннолетних». Предупреждая правонарушения среди учащихся, классные руководители оказывают помощь в социальных вопросах учащимся и их семьям (акция «Забота»). Выявляют индивидуальные потребности и проблемы учащихся, обсуждают способы их решения, предупреждают и своевременно решают конфликтные ситуации, возникающие в школе, в семье, принимают меры воспитательного воздействия в случаях пропусков занятий, совершении негативных поступков, администрация взаимодействует с учителями, родителями, с органами опеки, КПДН в оказании помощи подросткам, нуждающимся в ней.

В школе функционирует Совет по профилактике правонарушений, задачами которого являются:

  • устройство и охрана прав несовершеннолетних.
  • предупреждение преступлений и правонарушений.
  • воспитание молодежи в духе непримиримости к любым антиобщественным проявлениям.
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры учащихся.
  • осуществление систематического контроля над соблюдением учащимися законности и правопорядка.
  • борьба с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, культом насилия среди несовершеннолетних.

Выполняя эти задачи, педагогический коллектив постоянно ведет пропаганду ЗОЖ среди детей и родителей, информирует администрацию школы о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактики правонарушений, подают представления на учащихся. Кроме того, проводится совместная работа школы и группы по делам несовершеннолетних.

Результаты  работы тезисно выглядит так:

  • Наблюдается устойчивый рост стремления учащихся к обучению, снижению их агрессивности.
  • Возросла познавательная активность ребят.
  • Устойчивое снижение правонарушений среди учащихся.

Таким образом, проанализировав опыт работы педагогического коллектива нашей школы, можно сделать некоторые предположения.

Сфера необходимого дополнительного развития объективно задается сферой типичных девиаций в развитии учащихся  школы. Как правило, это отклонения в области этики, состояния здоровья, поведенческих навыков, конфликты с моралью и правом, девиации в системе ценностных отношений, включая настрой на такие общественные институты, как семья, структурирование времени с помощью социально нежелательных видов и способов деятельности, общение в рамках групп с антисоциальным поведением.

Соответственно ведущими направлениями компенсаторно-восстановительной деятельности  школы  в сфере воспитания должны стать:

  • оздоровительные занятия,
  • правовое просвещение,
  • подготовка к семейной жизни,
  • коррекция общения,
  • просвещение и развитие способностей в сфере культуры,
  • структурирование свободного времени учащихся и обеспечение возможностей самоутверждения с помощью иных социально приемлемых видов деятельности.

Опыт показал, что часть учащихся  школы  с интересом включается в волонтерское движение, в мероприятия по борьбе с наркотиками, в театральные и художественные студии, смотры, олимпиады, соревнования и другие социальные проекты. Хорошо накладываются на особенности возраста и специфику социального развития учащихся клубы тематического общения, психологические тренинги, этнокультурные мероприятия.

Трудности при работе с такими учащимися это индивидуальный подход. Человека нельзя просчитать.

Для перевоспитания можно воспользоваться следующим планом :

  • занять время подростка полезными интересными делами,
  • помочь ему задушевной беседой, сформировать идеал, осознать свои недостатки,
  • в случае необходимости применить метод «взрыва» (А.С. Макаренко).
  • учить подростка ставить себя в положение других людей,
  • убедить в том, что нет неисправимых недостатков,
  • помочь выработать привычку и потребность в самоанализе, самовоспитании, самооценке,
  • пробудить интерес к общественной работе, к получению знаний, расширению кругозора, интеллекта,
  • стимулировать положительные результаты, создавая ситуации успеха.
  • научить считаться с мнением других людей,
  • помочь изменить отношение к школе, людям, товарищам.

2.2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Мы с учащимися  на уроках «Проектная деятельность» в МОУ Прибойская СОШ составили собственную экспериментальную систему социально-педагогической коррекции учеников нашей школы. Апробация части  разработанной нами  системы проходила в 2010-2011 учебном году. Проводили различные тестирования, анкеты, беседы, классные часы на актуальные темы профилактики алкоголя, наркомании, табакокурения в современном мире, а также были темы, касающиеся взаимоотношений детей и родителей и детей между собой, целью которых было устранение проблем возникших в обществе.

Блок 1.

Цель: создание условий для осознания подростком своего «Я».

Задачи:

Формирование позитивного образа «Я».

Оптимизация внутригруппового сотрудничества.

Формирование знаний о себе благодаря получению от других обратной связи.

Этап 1. «Установление контакта». Введение в групповой процесс.

1. Тест «Хороший ли вы друг?». (Приложение 1.) [16 , 47]

Было проведено тестирование на тему «Хороший ли вы друг?»

 возраст - 10  класс,

количество - 7 человек,

время - 9.10.10г.

Цель - выявление взаимоотношений между учащимися и их друзьями.

Результаты теста:

В результате теста выявлено, что учащиеся Канакова, Наренкова, Евдокимов, Кочоян являются хорошими друзьями, им можно доверять, они при необходимости придут на помощь.

Учащиеся Дулин, Козлов иногда не проявляют в отношениях с друзьями должного понимания, не зная, как реагировать, они должны попытаться поставить себя на место другого человека.

Учащаяся Мещерякова склонна больше обращать внимание на себя, чем на окружающих.

 Рекомендации  классному руководителю 10 класса:

привлечь учеников к коллективной деятельности, работе, чтобы они почувствовали свою значимость и нужность в группе сверстников:. Дулина, Козлова

Мещерякова должна уделять внимание окружающим. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и их проблемам.

Также советую провести беседу на тему: «Давайте жить дружно» на улучшение взаимоотношений между учащимися.

Этап 2. Осознание своего «Я»

2. Тест «Уносит ли вас поток?». (Приложение 2.) [16, 49]

Было проведено тестирование на тему «Уносит ли вас поток?»

возраст - 8  класс, количество - 10 человек,

время - 2.12.10г.

Цель - выявить твёрдо ли вы стоите на ногах, остаётесь ли вы при своём мнении, руководите ли вы своими эмоциями.

Результаты теста: в результате теста выявлено, что учащиеся Елисеев, Сысоев, Мишинов, Казачков, Колочков, Нуририахметов, Повитраев, Ильдин, Рахметов, Локоцков не поддаются эмоциям, трезво оценивают ситуации, и в случае необходимости следуют принципу «уступает тот, кто умнее». Если считают дело важным, то отстаивают свою точку зрения. У них твёрдый взгляд на вещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер. Но он меняется, если здравый смысл подсказывает, что его нужно изменить.

Рекомендация к классному руководителю 8 класса: советую провести беседу на тему: «Познай людей и самого себя» на улучшение взаимоотношений с окружающими.

Этап 3. Расширение знаний о себе благодаря получению от других обратной связи.

З. Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?» [15, 290]

 (Приложение 3.)

На тренинговом занятии было проведено анкетирование на тему:  «Конфликтная ли вы личность»

 возраст - 9  класс,

 количество - 7 человек,

 время-14.01.11г.

Цель - выявить взаимоотношения учащихся с окружающими.

Результаты анкеты: учащиеся Варзугина, Таркаев, Васильев, Хатанзейский являются тактичными, миролюбивыми, а Таркаева, Осоян являются конфликтными людьми.

Рекомендация к классному руководителю 9  класса: провести беседу на тему: «Один за всех и все за одного».

Блок 2. Коррекция девиантного поведения.

 Принимала участие в реализации социального проекта по профилактике наркомании. (Приложение 4)

Таким образом, функциями процесса воспитания при коррекции личности девианта являются:

Воспитательная функция - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

Компенсаторная функция — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

Стимулирующая функция - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

Корректирующая функция - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Регулирующая функция — это способ воздействия социальной группы, либо ее представителей, на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях.

Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.

Но это не первопричина. В своей работе мы попытались доказать гипотезу о необходимости создания системы социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков в школе.

Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что может достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решиться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности   несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонении в хронические нарушения поведения.

Рассмотрение проявления разных форм девиантного поведения у подростков  из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить  воспитательный процесс.

                                         

 

Список литературы

1.Амбрумова, А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в подростковом возрасте/ А.Г. Амбрумова. М.: Просвещение, 1978.-450с.

2.Амбрумова, А.Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков/ А.Г. Амбрумова. - М.: Просвещение, 1973. - 212с.

3.Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика/А.В. Батаршев.- М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001-336с.

4.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия./ Под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М: Академия, 1999. - 624с.

5.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением./Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240с.

6.Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии/ Ю.Г. Демьянов. - СПб.: Паритет, 1999. - 224 с.

7.Дy6poвинa И.В. Возрастные особенности психического развития детей/ И. В. Дy6poвинa , М.И. Лисина. - М.: АПН СССР, 1982. - 164с.

8.Дюркгейм, Э. Самоубийство./ Пер. с фр. под ред. Базарова В.А. М.: Мысль, 1994.- 295с.

9.Ермолаева, М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов/М.В. Ермолаева. - М: Воронеж, 2000. - 336с.

10.Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. - СПб: Питер, 1999. - 464с.

11.Игумнов, С.А. Основы психотерапии детей и подростков/ Под ред. Кондрашенко В.Т. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 176 с.

12.Карвасарский, Б.Д. Психотерапия/ Б.Д. Карвасарский. - М: Медицина, 1985. - 304 с.

13.Курек, Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь/ Н.С. Курек. - М: Институт психологии РАН, 1996. - 245 с.

14.Каплан, Г.И. Клиническая психиатрия/ Г.И. Каплан,Б.Д. Сэдок.- М.: Медицина, 1994.- 490с.

15.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.:ТЦ Сфера,2003.- 160с.

16.Клейберг Ю.А. Введение в психологию социальной работы: Учебное пособие. - Тверь, 1999.- 105с.

17.Клейберг Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах. - Кемерово, 1995.- 175с.

18.Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. - Кемерово, 1996.- 290с.

Приложение 1

Тест «Хороший ли вы друг?».

1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей:

А) расскажите их другим людям

Б) расскажите, не называя имени

В) оставите при себе

2. Ваш друг часто берёт что-либо взаймы, но иногда не возвращает взятую вещь: сейчас он хотел бы взять дорогой прибор, как вы поступите:

          А) дадите его

           Б) скажите, что у вас нет

           В) откажите, объяснив причину

3. Друг случайно разбил ваши часы, как вы поступите?

          А) скажите, что и без того собирались купить новые

           Б) попросите оплатить часы

           В) откажитесь от новых часов, но устроите маленький скандал

4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите, в таком случае:

          А) прекратите видеться с другом

           Б) ничего не скажите, и будете продолжать дружеские отношения

           В) скажите другу, что он должен выбрать между вами и другом

5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности, тогда вы:

          А) порвёте отношения с ним, чтобы не пострадать самому

           Б) откровенно поговорите с ним

           В) продолжите дружбу, как и прежде

6. Считаете, что настоящий друг должен:

          А) делиться с вами всем

           Б) говорить только то, что хочет

           В) оставлять свои мысли и проблемы при себе

7. Вам известно, что другу нужны деньги, и у вас, их достаточно, чтобы ему услужить, вы говорите:

         А) «возьми их, доставишь мне удовольствие»

          Б) «вспомни, сколько раз ты мне помогал, моя услуга нечто в сравнении с этим»

          В) «перебьёшься! надо экономить»

8. Как поступите, если хотите занять деньги у друга:

         А) намекнёте издалека

         Б) попросите взаймы

         В) ничего ему не скажите

9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит, тогда вы:

         А) скажите, что она ему идёт

         Б) скажите, что она ему не идёт, и объясните почему

         В) ничего не скажите

10. Вы считаете, что ваш друг:

          А) интеллигентнее вас

          Б) менее интеллигентен, чем вы

          В) на том же интеллектуальном уровне

Ответы на вопросы:

№ вопроса 1                                      № вопроса 2

А

Б

В

2

1

3

А

Б

В

1

2

3

№ вопроса 3                                       № вопроса  4

А

Б

В

3

2

1

А

Б

В

2

3

1

№ вопроса  5                                           № вопроса 6

А

Б

В

1

3

2

А

Б

В

1

3

2

  № вопроса 7                            № вопроса 8

А

Б

В

2

3

1

А

Б

В

1

2

3

 № вопроса 9                                          № вопроса 10

А

Б

В

1

2

3

А

Б

В

2

1

3

Комментарий:

21--30 очков: вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости, они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать также.

15-20 очков: у вас есть друзья, но как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях с ними должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека.

10-14 очков: склонны больше обращать внимание на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта - барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и их проблемам.

Приложение 2

Тест «Уносит ли вас поток»?

1. Вносите ли вы в свою одежду изменения, если мода меняется?

А) вы вынуждены это делать

Б) нет, так вы одеваетесь в соответствии со своей индивидуальностью

В) вы заимствуете то, что вам нравится

2. Хороший ли вы спорщик?

А) да, чаще всего ваше мнение одерживает верх над мнением другого

Б) вы редко обнаруживаете, что прав другой человек

В) нет, вы с трудом отыскиваете подходящие аргументы

3. Доверяете ли вы мнению других о человеке, который вам не знаком?

А) зависит от того, кто высказывает это мнение

Б) почему бы и нет?

В) нет, потому что вы доверяете лишь тому, в чём сами уверены?

4. Случается ли так, что никому в компании не нравится телепередача, а вам нравится?

А) разумеется, наши мнения не всегда сходятся

Б) обычно мы единодушны в оценках

В) чаще всего вас убеждают, что вы неправы

5. Измените ли вы своё поведение, если вас упрекнут в чём-либо?

А) не измените

Б) всё зависит от того, в какой форме сделано замечание

В) измените, если упрёк справедлив

6. Можете ли вы ровно писать на нелинованной бумаге?

А) вы не можете ровно писать даже на линованной бумаге

Б) нет, строчки у вас ползут вкривь и вкось

В) можете

7. Поддерживаете ли вы дружеские отношения с непопулярным в вашем классе человеком?

А) нет

Б) если он вам симпатичен

В) да, особенно если он нуждается в вашей защите

8. Нравятся ли вам дома, построенные в старинном стиле?

А) нравятся

Б) не очень

В) вам всё равно

9. Как, по - вашему, всякая ли сплетня безосновательна?

А) да

Б) иногда в сплетне есть доля истины

В) нет дыма без огня

10. Понравится ли вам одежда, которая раньше не нравилась, если многие её хвалят?

А) да, потому что иногда другие видят лучше вас

Б) нет, потому что обычно в такой одежде вы себя чувствуете неуютно

В) зависит от того, насколько вы верите тем, кто хвалит

11. Считаете ли вы правильным то, что пишут о вашей любимой группе (певце) в рецензиях?

А) да, поскольку пишут профессионалы

Б) нет, всё что пишут – неправильно

В) иногда да, иногда нет

12. Если в школе случается неприятность, склонны ли вы вечером, пускаться в споры в компании

А) да

Б) нет

В) эти две вещи не зависят одна от другой

13. Боретесь ли вы за свои убеждения, если это не нравится кому-то из ваших одноклассников?

А) да, если видите, что стоит это делать

Б) в зависимости от того, против кого следует бороться

В) нет, в этом случае не боретесь

14. Если вы замечаете, что ваши товарищи по учёбе слишком много себе позволяют, то вы:

А) позволите себе то же

Б) не будете обращать внимания

В) поступите так, как вам наиболее выгодно

15. Если вы сидите, дома у окна с книгой в плохую погоду, то о чём вы думаете?

А) как хорошо дома!

Б) обидно, что такая плохая погода

В) отличная книга!

Очки, соответствующие ответам:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

8

3

5

5

0

5

2

9

0

9

10

0

1

8

8

б

2

9

10

9

2

10

10

1

5

0

0

10

7

1

10

в

5

7

0

8

5

0

3

5

10

6

5

5

9

5

2

Менее 40 очков: вас поток не унесёт! Что бы ни случилось, вы твёрдо стоите на ногах, остаётесь при своём мнении. На вас не влияют не только погода, но и настоящие конфликты. Вы всегда знаете, чего хотите и настаиваете на своём при любых условиях! А если встречаете отпор - то тем более! С такой решительностью вы далеко пойдёте и много достигните. Но обращаем ваше внимание: бороться стоит лишь за достойные цели!

От 41 до 90 очков: вами эмоции не руководят. Вы трезво оцениваете ситуации, и в случае необходимости следуете принципу «уступает тот, кто умнее». Если считаете дело важным, то отстаиваете свою точку зрения. У вас твёрдый взгляд на вещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер. Но он меняется, если здравый смысл подсказывает, что его нужно изменить.

Более 90 очков: умный уступает - это так! Но вопрос в том, до каких пределов. Может быть, ваша уступчивость подчас чрезмерна? Задумались ли вы, что тому причиной? Вы не можете или не хотите за себя постоять? Поверьте, что то, чему вы уступаете, не всегда стремительный поток. Иногда это лишь журчащий ручеёк. Прежде чем решать, стоит ли настаивать на своих взглядах, постарайтесь проверить, стоит ли отказываться от них.

Приложение 3

Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?»

 Ведущий: Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт ещё мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте проверим конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Анкета

1. В классе начался спор на повышенных тонах! Ваша реакция:

1)не принимаю участия

2)кратко высказываюсь в защиту той точки зрении, которую считаю правильной

3)активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя»

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой взрослых?

1)нет

2)только если имею для этого веские основания

3)критикую всегда и по любому поводу

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

1)только в шутку и то если это люди не обидчивые

2)лишь по принципиальным вопросам

3)споры - моя стихия

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?

1)возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже

2)делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону

3) прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция.

1)не буду поднимать бучу из-за пустяка

2)молча возьму солонку

3)не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу

1) с возмущением посмотрю на обидчика

2) сухо без эмоций сделаю замечание

3) выскажусь, не стесняясь в выражениях

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится

1)ограничусь коротким, но тактичным комментарием

2)выскажу всё, что я об этом думаю

3)промолчу

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?

1) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии

2)не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш

3)проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам

Ключ: 1) -- 4 очка; 2) - 2 очка; 3) -- 0 очков.

22 - 32 очка: вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12 - 20 очков: вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твёрдо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за «рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

До 10 очков: споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес - можете съесть человека живьём. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

 Ведущий: Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Вызываются 2 человека - мальчик и девочка. Делая вперёд по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проект соединил в себе несколько этапов педагогической коррекции, поскольку имеет долгосрочную перспективу по реализации.

СОЦИАЛЬНЫЙ    ПРОЕКТ    УЧАЩИХСЯ ПО   ПРОФИЛАКТИКЕ    НАРКОМАНИИ.

Формирование  здоровой  жизненной  среды, ценности  здорового  образа   жизни.

Руководитель:  Аганина И. В.– учитель обществознания.

Актуализация темы.

Природа создала все, чтобы человек был счастлив: деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей -  сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Но некоторые губят свою жизнь. Ее губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты. А имя этой беды – наркомания. С каждым годом все больше регистрируется людей, употребляющих наркотики. Еще больнее осознавать тот факт, что большая часть среди них – это молодые люди, подростки 12-15 лет. Сегодня это острейшая проблема, стоящая перед обществом, ставшая всемирной. Поэтому мы, учащиеся 9 класса не можем находиться в стороне и хотим предложить свою программу действий по профилактике наркомании среди подростков.

В нашей школе еще не отмечались случаи употребления наркотиков, но у нас есть  курильщики. А это уже сигнал об опасности. Поэтому на заседании совета ученического совета было решено активизировать работу по профилактике употреблении активных веществ, антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого, в первую очередь, зависит то, каким содержанием он наполнит свою жизнь. А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстает перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений.
В качестве девиза работы над проблемой мы взяли высказывание Генриха Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».

Цель проекта:

Формирование и развитие у подростков культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.

 Задачи:

  • развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на свою личность;
  • воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
  • способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;
  • формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни.

Этапы работы

I.Сбор информации

    После того, как была выбрана проблема для изучения, встала задача собрать исчерпывающую информацию. Был составлен план сбора информации:

1. Составление анкеты для социологического исследования – Моргунова А.

2. Проведение социологического исследования – Васильев А.

                            Социологическая анкета

Проводится с целью определения отношения молодежи в возрасте от 14 до 16 лет к проблемам наркомании.

Анкетирование проводилось анонимно среди учащихся 8-10 классов.

Респонденты выбирались произвольно.

Число респондентов- 34 человека

Вопрос 1. Как вы относитесь к наркотикам?

1) положительно;

2) отрицательно;

3) нейтрально.

Результаты социологического опроса на 1 вопрос

2. Как вы думаете, есть ли в нашей школе наркоманы?

1) да;

2) нет;

3) не знаю.

(Если в вопросе 2 ответ «да», то задается вопрос 3. Иначе вопрос 4.)

Результаты социологического опроса на 2 вопрос

 3. Люди, какого возраста принимают наркотики?

1) ученики начальной школы;

2) ученики основной школы;

3) ученики средней школы.

Результаты социологического опроса на 3 вопрос

   4. Какие рассуждения человека могут привести к употреблению наркотиков? (возможно несколько вариантов ответа)

1) в жизни все надо попробовать…

2) один раз не страшно;

3) я буду себя контролировать;

4) я буду держать себя в руках;

5) те, кто стали наркоманами, - слабые и безвольные;

6) а мне по «барабану»;

7) друг сказал, что он колется, и все «О, кей»;

8) чем я хуже других;

9) когда я почувствую, что начинается зависимость – брошу;

10) от этого вещества зависимости не бывает

Результаты социологического опроса на 4 вопрос


 

  5. Какие могут быть причины? (выбрать самую значимую)

1)семейные;

2) школьные;

3) молодежные.

Результаты социологического опроса на 5 вопрос

6. Какие люди легко поддаются наркотикам? (возможно несколько вариантов ответа)

1) не имеющие цели в жизни;

2) избалованные;

3) самоуверенные;

4) «уличные»;

5) неуспевающие в учебной деятельности.

          Результаты социологического опроса на 6 вопрос

 7. Каковы основные причины, почему вы бы никогда не употребляли наркотики?

1) у меня одна жизнь, и я не хочу закончить ее через несколько лет в страшных муках;

2) мое здоровье не такое крепкое, чтобы выдержать ежедневный прием таких веществ;

3) мне жалко тратить свои деньги на это и отправлять их в чужой карман;

4) я в будущем хочу стать отцом/ матерью;

5) я не хочу становиться импотентом;

6) я не хочу оказаться в тюрьме или в закрытом медицинском учреждении за воровство;

7) я человек самостоятельный, независимый, умеющий выбирать и отказываться;

8) я не желаю зависеть ни от наркотика, ни от его распространителя;

9) возможность заболеть СПИДом не вызывает у меня оптимизма;

              10) я хочу иметь работу и зарабатывать деньги.  

                     

     

Итог социологического анкетирования:

Выбор респондентов для анкетирования был анонимный и случайный, поэтому это дает нам уверенность, что школьники честно отвечали на поставленные вопросы. Проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод, что в основном учащиеся негативно относятся к наркотикам, правильно определяют причины, по которым их сверстники попадают в наркотическую зависимость.

Рекомендация: провести ролевую игру «Суд над наркоманией»

3.Посещение библиотеки с целью выявления наличия литературы по профилактике наркомании -  Чижова А.

4.Индивидуальное собеседование c отдельными учащимися – администрация, классные руководители.

6. Посещение редакции газеты «Сельский труженик» с целью выяснить, как происходит освещение данной проблемы на страницах газеты – Варзугина М.

7. Собеседование со специалистом наркологического диспансера.

II. Программа действий

    Изучая материалы, собранные в ходе работы, мы пришли к выводу, что проблема наркомании, не коснувшаяся нашей школы,  в районе все–таки существует. А это значит, что она актуальна, важна и для  нас. Ведь учащиеся школ района постоянно взаимодействуют, контактируют, участвуя в различных внешкольных, спортивных, развлекательных районных мероприятиях.

 Итак, на 2010-2011 учебный год  была разработана и утверждена следующая программа по профилактике наркомании и формированию  ЗОЖ в нашей школе и классе.  

                               ПРОГРАММА ЗОЖ  МОУ ПРИБОЙСКАЯ СОШ

1. Выявление педагогически запущенных подростков. Составление списков учащихся, состоящих на внутришкольном учете.

2. Информационно-правовая помощь учащимся и их родителям.

3. Организация досуга подростков «группы риска» в течение учебного года и в каникулярное время.

4. Организация бесед с медработниками, с органами милиции.

5. Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся.

6. Работа Совета профилактики правонарушений.

7. Пропаганда ЗОЖ.

8. Запрещение курения и употребления спиртных напитков для учащихся, педагогов, посетителей в учреждении и на прилегающей территории.

III. Реализация плана

1. Составление социальных паспортов  с целью получения необходимой информации о подростках, обучающихся в школе.

2. Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

3. Организация и проведение «Недели здоровья».

4. Анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

5. Проведение анкетирования учащихся  8, 9, 10 классов с целью выявления отношения подростков разного возраста к ПАВ.

6. Среди учащихся 9, 10 классов проведение анкетирования с целью выявления знаний и отношения  разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

7. Оформление выставки книг: «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните», «Берегите здоровье смолоду», «Экология и проблемы XXI».

8. Оформление картотеки по темам: «Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения».

9. Проведение беседы с просмотром видеокассет по темам: «Наркомания», «В XXIвек без наркотиков», «Футбол», «Уход за зубами»,

10. Подбор материалов к классным часам по темам: «Физическая активность и здоровье», «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек», «ЗОЖ, закаливание», «СПИД и его профилактика», «Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения», «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии».

11. Регулярное проведение бесед с детьми и родителями, консультаций для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

12. В целях контроля проведение учета посещаемости школы детьми «группы риска».

13. Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

14. Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

15. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе.

16.Проведение ролевой игры «Суд над наркоманией» в 10 классе.

 

   



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Прибой

муниципального района Безенчукский Самарской области

адрес: Самарская область, Безенчукский район,

п. Прибой, улица Школьная, дом 19

телефон контакта: 8(84676)43-3-30

E-mail sokolin3@yandex.ru

Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию

Конституции Российской Федерации

Сочинение «История Конституции – основа демократии России»

для учащихся 8-9 классов

Выполнила: учащаяся 9 класса

Юркив Анастасия Ивановна

Прибой 2013

   Наша страна занимает одну шестую части нашей планеты. Она самая великая и самая прекрасная.

   Мне кажется, каждый россиянин должен осознавать, что он является частью нашей огромной страны и именно от него зависит будущее России. Я люблю свою родину и горжусь тем, что родилась в этой стране. Я знаю, что в этой стране я получу среднее образование, поступлю в институт, получу профессию.

   Мне посчастливилось жить в мирное время.   Я  могу общаться с друзьями, читать книги, заниматься любимым делом. Возможно, это и есть счастье. Конечно же, невозможно сразу решить какие-то глобальные проблемы, но можно попытаться сделать хоть что-нибудь, чтобы принести пользу своей стране. За молодым поколением будущее.

   Наверное, все это я не смогла  написать в своем сочинении, если бы  жила в Российской империи  или Советском Союзе.

   Почему? Да ответ очевиден - только в демократическом государстве человек по-настоящему свободен. Нет, не свободен – что хочу, то и делаю, а именно свободен – имею право выбора.

   Такие права каждый россиянин получил по Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года.

   Данный документ имеет следующую структуру:

1. Преамбула – это торжественная, вступительная часть.

2. Два раздела.

   Первый раздел – собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства:

«Права и свободы человека»,

«Федеративное устройство»,

«Президент»,

«Местное самоуправление» (т.е. управление субъектами федерации на местах),

«Конституционный строй и его особенности» и др.

   Второй раздел посвящен «Заключительным и переходным положениям». Данный документ закрепляет особенности Конституционного строя, т.е. то что, гарантирует Конституция в качестве исполнения на практике.

  Наше государство является демократическим, т.е. основным источником власти является народ.

«Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ…» (Конституция РФ)

   Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государственной власти является выражением народного суверенитета.

   Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

   Термин «демократия» происходит от греческого слова «demokratia», состоящего из двух слов «demos» – народ и «kratos» – сила, правление. Следовательно, буквальный перевод слова «демократия» – власть народа. Демократия обозначает такое устройство, при котором граждане так или иначе влияют на общественную жизнь, к ним прислушиваются, их привлекают к управлению делами государства либо непосредственно, либо через народных избранников – депутатов.

   Становление демократии в России сопряжено с большими сложностями.

   Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания.

   Характеризуется  как конституция революционного типа, принятая в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающая все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

   Конституция СССР 1924 г. Не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.

   Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

   Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.

   По Конституции СССР 1977 г. – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.

   Права и свободы граждан были закреплены в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям "коммунистического строительства". Республика объявлялась "советской", "социалистической", но не правовой.

   В 1985 году в Советском Союзе с приходом нового генсека М.С. Горбачева начались проводиться реформы, направленным на частичное обновление существующей системы. В СССР началась перестройка.

   На смену одной официальной коммунистической идеологии пришло идеологическое и религиозное многообразие, на основе которых стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.

   Изменился и государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права.

   Тем не менее, страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходились с проводимыми в стране преобразованиями.

   В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета Российской Федерации.

   Сложная расстановка политических сил в России вызвала неоднозначное отношение к официальному проекту Конституции. Это выразилось не только в широкой полемике вокруг него, но и в появлении альтернативных вариантов.

   В результате длительной работы Конституционного совещания – с июня по октябрь 1993 г. был рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом Российской Федерации, а также проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией.

   Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис в итоге привел к общественным беспорядкам и необходимости применения силовых действий со стороны правоохранительных органов и армии.

   Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении всего года, так и не нашел своего конституционного разрешения. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов различных сил по коренным вопросам развития России. Он серьезно расшатал основы российского федерализма и государственности в целом. Вместе с тем, трагическое завершение кризиса заставило граждан и власти всех уровней еще острее осознать невозможность строительства нового общества в рамках старой государственности. Принятие новой Конституции стало не просто желательным, но остро необходимым.

   Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 года было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования результатов голосования.

   Содержание главы 2 Конституции РФ соответствует  общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России в Совет Европы 15 января 1996 года и принятие, в числе прочих, положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Часть условий по вступлению в эту международную организацию Россия уже выполнила, часть – находится  в стадии принятия,  так этот процесс требует пересмотра некоторых нормативно-правовых актов. 

   Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята.

«Статья 3

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы…» (Конституция РФ)

   Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве. Выборы - инструмент народовластия, они создают механизм контроля граждан над властью. Формирование властных структур – это прерогатива граждан. По шутливому выражению Б. Шоу «демократия – это изобретение, обеспечивающее нам правительство, которое мы заслужили».
  Любому делу, в том числе и выборам, необходимо учиться. Такую «школу выборов» мы проходим в своей школе. Все самые важные вопросы у нас решает Школьный совет, куда входят родители, учителя и ученики. Для нас, детей, это реальный шанс поучаствовать в обсуждении «взрослых» вопросов, это опыт принятия решений, иногда очень непростых. Самоуправление в школе осуществляется через работу представителей классов в Школьной думе и институт президента Школьной страны. В мае прошлого учебного года прозвенел последний звонок для одиннадцатиклассника Александр, который в течение двух лет занимал этот важный пост. В настоящее время в школе проходит избирательная кампания по выбору нового школьного президента. Мой одноклассник Алексей  – один из кандидатов на этот пост.

    В продолжение темы хочу сказать, что новая Конституция Российской Федерации принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы - палат Федерального Собрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе Конституции, так как она еще не была принята, а в соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего "Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на основе его же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

   Как мы видим, путь к принятию новой Конституции Российской Федерации, оказался долог и тернист. Но теперь я твердо знаю, что моя любимая Родина Россия (Российская Федерация) – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.         

«Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления…» (Конституция РФ)

   Да, за 20 лет Россия окрепла, более-менее встала на ноги. 

   Чтобы в будущем реализовать какие-либо инициативы, необходимо уже сейчас знать законодательные основы. Для этого я в первую очередь ознакомилась с основами конституционного строя Российской Федерации. 

На мой взгляд, конституция 1993 года – основа демократии России

  Оказалось  - все просто. Я, как гражданин, обеспечен всеми необходимыми мне правами, а наложенные на меня обязанности справедливы и посильны.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Статья "Коррекция девиантного поведения подростков".

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании це...

Комплексная программа профилактики и психолого – педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в школьную  практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания "трудных уча...

«Коррекция девиантного поведения подростков»

В образовательных учреждениях в последнее время остро стоит проблема девиантного поведения учащихся, поэтому возникла необходимость составления программы коррекции отклоняющегося поведения....

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...