Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.
статья

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны подростков приобрело массовый характер. Это обусловлено политической, экономической и социальной нестабильностью общества; усилению влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся особенно в сложных условиях. Отсутствие семейного института, который формирует нравственную базу, моральные ценности, нормы и правила поведения в обществе, создаёт трудности для социального развития подростка. Как правило, подростки, находящиеся в Центре содействия семейному воспитанию, имеют психологические и поведенческие отклонения. Им свойственна агрессивная форма поведения, критическое отношение к себе, эмоциональная неустойчивость, а также несформированность интереса к труду, нежелание учиться и познавать новое, склонность, а зачастую и наличие дурных привычек (курение, токсикомания, употребление алкоголя, нецензурная брань и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны подростков приобрело массовый характер. Это обусловлено политической, экономической и социальной нестабильностью общества; усилению влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся особенно в сложных условиях. Отсутствие семейного института, который формирует нравственную базу, моральные ценности, нормы и правила поведения в обществе, создаёт трудности для социального развития подростка. Как правило, подростки, находящиеся в Центре содействия семейному воспитанию, имеют психологические и поведенческие отклонения. Им свойственна агрессивная форма поведения, критическое отношение к себе, эмоциональная неустойчивость, а также несформированность интереса к труду, нежелание учиться и познавать новое, склонность, а зачастую и наличие дурных привычек (курение, токсикомания, употребление алкоголя, нецензурная брань и т.д.).

Эталонные нормы взаимоотношений в Центре содействия семейному воспитанию выстраиваются в процессе общения между сверстниками, воспитателями, педагогами и специалистами, что способствует формированию собственной модели поведения ребёнка. Следует отметить, что в результате большого количества взрослых, с которыми сталкивается ребёнок на протяжении своего нахождения в детском доме, приводит к отсутствию устойчивых эмоциональных связей и незаинтересованностью в социальных отношениях.

Со стороны сотрудников Центра содействия семейному воспитанию также можно выделить такой недостаток, как невозможность уделять много внимания одному ребёнку, поговорить с ним, помочь решить проблему, успокоить его. В основном воспитание ребёнка в данных учреждениях заключается в обучении его следовать установленным правилам, соблюдению распорядка дня, выполнению санитарных норм. У подростков отсутствуют условия для проявления активности, самостоятельности, инициативности. Зависимость от группы, неумение самостоятельно принимать решения, недооценка или наоборот переоценка своих возможностей в сочетании с доверчивостью толкают их в группы социального риска.

Профилактика в технологиях работы с детьми c девиантным поведением связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребёнка. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в воспитательной работе.  Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

С психолого-педагогических позиций можно выделить три основные группы детей с интересующими нас проблемами, требующими профилактики и коррекции:

  • Подростки с педагогической и/или социальной запущенностью («трудные», трудновоспитуемые и трудно обучаемые);
  • Подростки с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;
  • Подростки, имеющие неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции.

Подростки, воспитывающиеся в Центре содействия семейному воспитанию, не всегда готовы идти на контакт со взрослым, поэтому с ними трудно организовать профилактическую и коррекционную работу. Для этого требуется тщательно продумывать беседу: вопросы, которые следует поднять; ситуации, которые необходимо рассмотреть. Свою работу воспитатель должен строить следующим образом:

Во-первых, подростка с девиантным поведением нужно расположить к общению. Для решения данной цели нужно начать беседу на отвлечённые темы. Например, «Сегодня плохая погода, даже не выйдешь погулять». Рассказать смешной случай и т.д. Это позволит ребёнку расслабиться, забыть, что перед ним воспитатель.

Во-вторых, данный диалог подведёт ко второму этапу – найти общий интерес. Здесь нужно уделить внимание индивидуальности подростка, особым его умениям, спросить: «Чему бы хотелось научиться? Почему именно это его больше всего привлекает?» или «Какой фильм ребёнок смотрел недавно, понравился ли он ему? Чтобы ещё хотел посмотреть? Привести свои примеры.

В-третьих, предложить ребёнку ситуации, которые позволят определить его отношение к окружающей действительности. Таким образом, воспитатель сможет определить наличие положительных качеств, присущих ребёнку или наличие опасных для общения качеств, на основе которых разработать комплекс профилактических или коррекционных мер по преодолению девиантного поведения подростка.

В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников детского дома необходимо применять как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Индивидуальная работа может включать в себя использование метода эмоционального принятия ребенка, который включает в себя следующие техники: контакт глаз; физический контакт с ребенком; технику пристального внимания; технику «активного» слушания; технику эффективной похвалы. Метод принятия личностных особенностей подростка: вовлекая ребенка в кружки по интересам, в спортивные секции, студии помочь ему проявить свои личные наклонности и умения, делая его успешным в той области, где он более востребован.  Развитие индивидуальности и коррекции различных сторон психики воспитанника достигается через подбор психогимнастических упражнений, которые помогают детям с повышенной утомляемостью, истощаемостью, с неврозами, нарушениями характера.

В связи с тем, что в детском доме часто возникают конфликтные ситуации среди подростков, воспитателям необходимо проводить групповую работу на предотвращение конфликтов. В процессе занятий разбираются конфликтные ситуации. Подростки сами предлагают различные пути выхода из них; обыгрываются сценки; проводятся коммуникативные игры и т.д. Целью данных занятий будет формирование и развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций .

Также можно провести занятие «У меня такой характер…», в ходе которого познакомить подростков с разными типами характеров, провести тест «Какой у тебя характер?», рассмотреть, что такое «темперамент», особенности людей с определённым типом темперамента.

Познакомить подростков с отрицательными последствиями курения; дать конкретные рекомендации по вопросам профилактики вредной привычки, ее лечения. Данные задачи решаются в процессе занятия «Конвейер смерти. Никотин, курение». Воспитателю необходимо подготовить фильмы о вреде табака, показать «Эксперимент Галилео, доказывающий вред курения». Всё это не требует особой подготовки, так как можно найти на различных сайтах в Интернете.

Тренинговое занятие «Плохие поступки» позволит подвести к мысли, что за свои плохие поступки человек должен винить, прежде всего, себя, а уже потом обстоятельства; что необходимо стремиться к исправлению, мобилизовав для этого свою силу воли.

Познакомить с пагубным воздействием алкоголя на организм человека  позволит занятие «Алкоголизм», в процессе которого необходимо подготовить презентацию, подобрать видеоролики по теме.

Провести занятие «Наркотики – игра со смертью», направленное на знакомство с наркоманией как антисоциального и вредного для здоровья явлением; заострить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических веществ; дать конкретные рекомендации. В процессе занятия можно использовать игру «Портрет наркомана», упражнение «Умей сказать «нет», показать профилактический фильм о наркотиках в молодежной среде «TABLETKA».

На основании вышесказанного можно отметить, что профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях детского дома необходима. С подростками нужно проводить как индивидуальную, так и групповую работу, направленную на предотвращение конфликтов в группах, профилактику наркомании, табакокурения и алкоголизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЮ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ».

Одной из форм подготовки воспитанников к взаимодействию с внешней средой окружения является их вооружение основами правовых  знаний. Прежде всего, это формирование осознанного отношения к реальны...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»

laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...

Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...

Патриотическое воспитание подростков в условия Центра содействия семейному воспитанию

Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. Любые крупные социально-политические изменения в с...