Статья "Коррекция девиантного поведения подростков".
статья на тему

Хянина Лариса Анатольевна

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненноважных ситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_deviantnogo_povedeniya_podrostkov.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. осознать свою позицию в общении с подростками с девиантным поведением;
  2. отмечать психологические особенности отклоняющегося поведения подростков, понимать, принимать их и учитывать эти особенности при взаимодействии.
  3. научиться оказывать поддержку подросткам с девиантным поведением.

                                                                 

Основная часть

        По словарю Ожегова,  девиантное поведение – это устойчивое поведение          личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. 


А в нашем случаи  подростки со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением. Но в первую очередь  мы должны помнить, что  «трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно. И мы как специалисты, педагоги центра при работе  с такими детьми должны стараться понять, что чувствует этот ребенок, загляните в его мир, посмотреть, чем он живет, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности?

 Выделяют три формы девиантного поведения:

Антисоциальное поведение

Асоциальное поведение

Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих:

  • Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
  • Воровство
  • Мелкое хулиганство
  • Вандализм;
  • Порча чужого имущества;
  • Торговля наркотиками.

 Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

  • Побеги из дому;
  • Систематические пропуски в школе;
  • Агрессивное поведение;
  • Ложь;
  • Вымогательство;
  • Беспорядочные половые связи;
  • Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
  • Ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение – 
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

  • Курение;
  • Токсикомания;
  • Наркомания;
  • Алкоголизм,
  • Суицид.

Ситуации.

После сделанного вами замечания, ребенок  вышел из комнаты, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение)

Группа подростков из систематически издеваются над младшим , подстерегая его в разных местах. (насилие–Антисоциальное поведение)

Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение)

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным , должны быть какие-то весомые причины.

Факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка.

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а      вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

4.Упражнение «Чистый лист». Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки: Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге?  (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

  • Семья
  • Наследственность
  • Проблемы в подростковом возрасте
  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.  

     1.  Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.  

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьитунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

      2.     Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являютсянарушения в физическом и психологическом здоровье. Это…назовите их, пожалуйста.  

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика

      3.      Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Подростковый период – самый сложный, самый критический  из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. …Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

        4.   Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

 Итог: Да действительно существует определенная категория подростков, контакт с которыми вызывает определенные трудности.

 Трудный подросток напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.

Вывод: существуют некие принципы и шаги в работе с трудными подростками.

Первое и самое главное условие успешной работы: ребенок должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам подросток его обижают другие ребята . Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Шаги к установлению отношений с подростками.

1шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др. В первую очередь воспитатель, да и любой другой человек должен уметь контролировать сое психологическое состояние. Вы должны научиться контролировать свое состояние свои чувства. Запомните  свое состояние, когда вы злитесь.

Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие.

 Давайте представим такую ситуацию: подросток порезал стенд, который вы долго оформляли.

Спросите себя, чего вы хотите достичь – наказать, отреагировать свой гнев или создать условия для изменения поведения подростка.

Следует также ответить на вопрос: Каково мое отношение к подростку? Причем следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Понять почему именно он это сделал. Что он чувствовал?

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

2 шаг завоевать доверие со стороны ребенка.

Ребенок должен понять, что вы действительно к нему относитесь искренне и с пониманием, а для этого нам необходимо научиться не только  слушать, но и слышать.

 Техника активного слушания.

Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка.

Правила техники активного слушания.

- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)

- повтор услышанного от собеседника;

- «отзеркаливание эмоций»;

- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.

3 шаг. Понять ребенка.

Важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать. !!!!!

4  шаг. Принятие асоциальной картины мира подростка.

 «Принять, понять, помочь» - девиз педагогов, работающих с детьми попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основной целью деятельностью Центра является оказание психолого-педагогической поддержки, социальной помощи подросткам с девиантным поведением.
Поддержка бывает разная. Бывает и материальная (что очень приятно), словесная (слово утешит), эмоциональная (порадоваться и поплакать вместе). А бывает и такая, где никакие слова и дела не нужны: «просто побыть рядом». Чаще всего нам не хватает именно такой поддержки: где не надо ничего объяснять, не надо оправдываться. А тем более подросткам, которым очень трудно выразить свои чувства словами, которые боятся оценки, боятся, что их не поймут. «Иногда нужно просто посидеть рядом

Детям, растущим в неблагополучной семье, часто бывает негде уединиться, побыть со своими мыслями наедине. Стесненные жилищные условия, нелюбящие, вечно ругающие родители, двор, компания, где нужно постоянно доказывать свою значимость. Живя такой напряженной жизнью, не мудрено совершать глупые поступки.

Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам подросток в перемену. Его обижают одноклассники. Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит, уходит совсем из школы. Он не хочет больше сюда приходить, ему неуютно здесь, его никто здесь не любит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

Подошел к вам подросток, загляните в его мир, посмотрите, чем он живет. Что он чувствует, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности? Вы часто слушаете молодежную музыку: поп, рок, уличные песни? Вслушивались в тексты? Этим летом мне пришлось познакомиться в поезде с одним молодым человеком, звали его Женя. Путь был неблизкий, у него был плеер. Я попросила послушать. При всех достоинствах молодого человека: благополучная семья, занятия спортом, рисование, музыка, стихи, я услышала песни, звучащие на кассете. Группа «Многоточие», смысл их текстов таков: мир порочен, никто не может спасти его; полное отчаяние, безысходность и куча вопросов, как дальше жить, когда не видно выхода, призыв о помощи звучали в песнях. Я спросила Женю: «Ты тоже так думаешь?». Он задал мне встречный вопрос: «А разве – это не так?» «Но ведь есть другой мир?»,- попробовала возразить я. Он с недоверием посмотрел на меня.

Важно за подростком оставлять право выбора и ответственность за принятое решение. Возникает такой образ руки, протянутой человеку, попавшему в яму. Человек вправе выбрать: взяться за эту руку и принять помощь или рассчитывать на свои силы и, возможно, погибнуть. Нельзя путать жалость или ложную поддержку («Он несчастный ребенок, что вы от него хотите») с истинным развитием души и личности трудного ребенка. Мудрый педагог позволяет подростку увидеть лучшую часть своего «Я», сильные стороны, которые помогают преодолевать трудности.

5 шаг. Психологическое состояние педагога

Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Девиантное поведение подростков

В данной работе дана классификация девиантного поведения и пути её коррекции....

Суицид как форма девиантного поведения подростков

В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...