Конфликты в образовательном учреждении
консультация по психологии

Сысовская Наталья Николаевна

Конфликты в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktologiya.pptx221.96 КБ
Файл doklad.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты в образовательном учреждении Сысовская Наталья Николаевна Педагог-психолог МАОУ СОШ № 65

Слайд 2

Ребенок – основной субъект образовательного процесса. Все дети имеют разные образовательные возможности и потребности.

Слайд 3

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Что такое конфликт?

Слайд 4

В образовательном пространстве необходима психология отношений, которая направлена на ребенка и его интересы. И это совсем не означает вседозволенности и потакания ученику, это взаимопонимание, сотрудничество, взаимопомощь.

Слайд 5

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса

Слайд 6

Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью.

Слайд 7

Потребности ребенка Потребность в физическом развитии – стремление приобрести жизненно необходимые физические качества. Потребность в развлечениях – стремление весело проводить свободное время, найти занятие по душе. Потребность в дружбе – желание найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту. Потребность в эмоциональной близости – стремление обрести друзей, с которыми можно поделиться сокровенными мыслями. Потребность в противоположном поле – стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола. Потребность в автономии – желание получить самостоятельность и независимость. Потребность в комфорте – стремление к благоприятному жизнеобеспечению. Потребность в уважении и поддержке со стороны сверстников. Потребность в престиже – стремление приобрести популярность, обратить на себя внимание.

Слайд 8

Проблемные ситуации, возникающие в образовательном пространстве Конфликт «Ученик - ученик» Конфликт «Учитель - родитель ученика» Конфликт «Учитель - ученик»

Слайд 9

Конфликт «Ученик - ученик»

Слайд 10

Борьба за авторитет; соперничество; обман, сплетни; оскорбления обиды враждебность к любимым ученикам учителя; личная неприязнь к человеку; симпатия без взаимности. Причины конфликтов между учениками

Слайд 11

1 Способы решения конфликтов между учениками

Слайд 12

1. Установление контакта . Педагог должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, дели­катность, сдержанность; важно не оттолкнуть родителя необдуманным вопросом. Обозначение имеющихся у ребенка проблем. Обсуждать, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. Осторожно обозначить нежелательные проявления в поведении ребенка. Установление общих требований к воспитанию ребенка . Педагог по­буждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воз­действия, призывает объединить усилия для выработки единых тре­бований. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели . Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны спо­ры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотруд­ничеству. Реализация индивидуального подхода . Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруд­нениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направ­ленных, в том числе, на коррекцию поведения ребенка. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецеп­ты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Алгоритм работы с родителями (законными представителями) при асоциальных проявлениях в поведении ребенка

Слайд 13

Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить смысл собственной жизни.

Слайд 14

Мир - это красота жизни, это солнце, улыбка ребенка, любовь матери, радость отца, единство семьи, это победа справедливого дела и торжество истины Менахем Бегин



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №65 города Тюмени

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕРКА

Проблемные ситуации,

возникающие в образовательном учреждении

(для педагогов начальной и старшей школы)

09.12.2019

педагог-психолог

Сысовская Н.Н.

Тюмень

2019

  1. Вступительное слово, упражнение с салфеткой.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному.

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы было принято именно ее позицию.

Педагогический конфликт -  межличностные конфликты между учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом.

Объектом нашего разговора с Вами сегодня будут конфликты в школе межу учениками и учениками, учениками и учителями, учениками- учителями – родителями.

Каждый человек обязательно проходит через такой общественный институт как школа и от того, какой след она оставит в душе человека, многое зависит в его дальнейшей судьбе и деятельности.

Большую часть своего времени ребенок проводит в школе. Тут он не только получает основы знаний, но и общается, взаимодействует с одноклассниками, учителями. И одним из основных факторов, которые влияют на отношение к учебе, является психологическая атмосфера в классе и школе. Если ребенок чувствует внимание к себе со стороны учителей, заинтересованность в успехах, отзывчивость, он с радостью идет в школу, уделяет учебе много внимания и это отражается на качестве учебных знаний, умений, навыков.

Не всегда уделяется в школе внимание этому психологическому
фактору, некоторые учителя даже не думают над тем, что с учеником можно
общаться на равных, как с человеком, достойным уважения, и выступают только как "урокодатели", а не друзья и партнеры.
Нужна другая психология отношений, которая направлена на ребенка и его интересы. И это совсем не означает вседозволенности и потакания ученику, это взаимопонимание, сотрудничество, взаимопомощь.

Сколько позитивных эмоций могут получить учителя, ученики, если они понимают друг друга, чувствуют обоюдную симпатию. И насколько приятнее и легче становится сам процесс учения для двух сторон. Взаимопонимание и открытость - основа равноправных, бесконфликтных отношений. Но процесс становления взаимопонимания достаточно сложный и длительный, чтобы научиться понимать других нужно многое знать о человеке: как он живет, что его волнует, какие радости и проблемы в его жизни. Но нам не хватает времени, сил, а иногда и желания присмотреться к человеку, прислушаться к нему, даже попытаться понять.

 Конфликты сопровождаются непониманием, стрессами, чувством неудовлетворенности. Так надо ли тратить часть своей жизни на выяснение отношений? Или может лучше научиться общаться, не создавая конфликтной ситуации. Конфликт в школе, каким бы он ни был: между учителями или между учеником и учителем не способствует учебно-воспитательному процессу. И чем меньше возникает конфликтов, тем лучше понимают один другого учителя и ученики, тем теплее и доверительнее их отношения.

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

  1. Конфликт «Ученик - ученик»

Разногласия между детьми - обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками:

  • борьба за авторитет- наиболее частая причина. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.
  • соперничество;
  • обман, сплетни;
  • оскорбления обиды - ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость.  Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.
  • враждебность к любимым ученикам учителя;
  • личная неприязнь к человеку;
  • симпатия без взаимности - немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо:

  1. Важно сделать это в спокойной форме, без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой, побуждая ребенка самостоятельно искать алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
  2.  Диалог учителя с ребенком. Ребенка называть строго по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт - не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
  3. Работа с родителями. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель - родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно:

  1. Разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
  2. Открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
  3. Выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон - самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.


Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.



Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.



Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Обсуждение.

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчикуВажно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель - ученик».

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.



Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Совет! Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта.

  1. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта.
  2. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. (Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности).
  3. Подготовиться к диалогу с ребенком  заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать- составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций - то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы - лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
  4. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе.

Пример
 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.



После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  1. Когда проблема назрела – соблюдать  спокойствие.
  2. Анализ ситуации без превратности.
  3. Открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  4. Выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  5. Выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе - явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное - копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев - важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Нужно научиться видеть не ученика, а ребенка во всеми его проблемами и особенностями.

Как бы ни развивался конфликт, задача педагога состоит в том, чтобы перестроить противодействие сторон во взаимодействие. Для этого надо (по результатам опроса):

Стратегия поведения педагога в конфликте

Конфликт - это процесс резкого обострения и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.

Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, нужно запомнить следующую формулу Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт.

Единой стратегии в поведении учителя, воспитателя в конфликтной ситуации быть не может, т.к. все зависит от индивидуальной ситуации.

А ситуации могут быть простыми и сложными.

Конфликты надолго разрушают систему взаимоотношения между родителями и учителем, между учеником и учителем, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

Этапы и возможные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Общие правила поведения в конфликтной ситуации во время разговора:

1. Будьте спокойны, сдержаны;

2. Выслушайте говорящего до конца, не перебивая;

3. Покажите эмоционально свою заинтересованность в решении конфликтной ситуации (мимика, жесты);

4. Покажите свою доброжелательность;

5. Всегда нужно поблагодарить за информацию:

- Спасибо за информацию, я разберусь, приму меры (родитель, особенно если он не прав, ждет отпора, агрессии со стороны учителя), а эта противоположная реакция выбивает его из колеи и конфликт не разрастается, т.к. родитель ждет совсем другого).

6. Нужно держать нейтралитет;

7. Обсуждать с родителем только саму ситуацию, не переходить на личностные качества детей, т.е. обсуждать поступок;

8. Никогда не обсуждать с родителями других детей, педагогов, родителей;

9. Необходимо проинформировать родителей о разрешении конфликтной ситуации, о принятых мерах;

10. Если меры, принятые для разрешения конфликтной ситуации, не удовлетворяют родителей можно пригласить для его решения третье – представителей администрации.

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации.

  1. Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это плохое отношение.
  2. Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание учащемуся многих претензий создаст у него впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. В результате у ученика возникнет раздражение по поводу того, что «на вас ничем не угодишь» и «если не нравлюсь, я могу и уйти: не больно-то и хотелось заниматься в вашей спортивной секции!»
  3. Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (если, конечно, он не склочник), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, их нужно спокойно и внимательно выслушать и попытаться понять.
  4. Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений создают у учащихся напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что бестактность, а порой и грубость учителя вызовут ответную реакцию у учащихся: как говорится, посеешь ветер, пожнешь бурю. Но при этом цель учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
  5. Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть сделано в форме частичной уступки, смягчения требований.

Советы учителю по решению конфликтных ситуаций и предотвращения (М. Рыбакова):

1) вместе с дипломом учитель не получает гарантии всегда правы во взаимодействии с учениками бестактность - один из важнейших проявлений профессиональной несостоятельности;

2) всегда следует помнить: урок - не лучшее место для выяснения отношений;

3) учитель должен уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста;

4) учитель должен хорошо знать учеников класса, их возрастные и индивидуальные особенности и находить различные формы взаимодействия с ними пытаться называть ученика по имени, даже тогда, когда он сердится я на него

5) педагог должен хорошо знать трудных учеников и тех, кто плохо учится с его предмета, проявлять к ним внимание, вовремя оказывать помощь в усвоении учебного материала;

6) нельзя наказывать учеников за поведение плохими оценками - это приведет к снижению интереса к предмету и личностного конфликта;

7) следует быть требовательными, но даже при незначительных успехов учеников - щедрыми на похвалу. Соблюдать правила: ученика лучше похвалить, чем наказать. Слава следует в присутствии коллектива, а замечать - нао наединеі;

8) в случае возникновения конфликтной ситуации следует своевременно остановиться, не употреблять резких слов, не акцентировать на отрицательных качествах ученика, не упрекать за неурядицы в семье, не высмеивать перед сверстникаам.

Успешно взаимодействовать с учащимися, предотвращать конфликты, а за их возникновение конструктивно преодолевать конфликтные ситуации помогает педагогический такт, который является показателем зрелости педагога, его мастерства

. Педагогический такт (лат taktus-ощущение) - творческое умение выбирать в каждой ситуации такой стиль поведения, который предохраняет честь и достоинство каждого ученика, не унижая и не возвеличивая его

Это сильное средство, с помощью которого питомцев можно превратить в своих союзников или, наоборот, соперников. Обязательным условием педагогического такта является знание индивидуальных особенностей каждого. УЧНя.

В школе должны царить конструктивный диалог компетентного педагога с учащимися, демократический стиль общения, благоприятный психологический климат и атмосфера толерантности в ученических и педагогическом к коллективах. Для этого следует учиться искусству общения. Чтобы преуспеть в общении с учениками, нужно прежде всего придерживаться общих требований к педагогическому общению, важнейшими из которых являются: сдержанность, тактичность, толерантность, емпатийнисть, культура речи, уважение к ученику, опора на его положительные качества, установление обратной связи с воспитанниками, сотрудничество с нимми.

Чтобы овладеть искусством педагогического общения, педагогу необходимо развивать в себе:

 способность к рефлексии, осознание собственного поведения в общении;

- умение чувствовать интеллектуальные, эмоциональные, морально-волевые состояния учащихся и понимать другого человека;

- способность не только воспринимать и налаживать контакты с учениками, но и активно влиять на них, овладевать способами педагогических воздействий

Достичь запланированного результата и получить удовольствие от общения с учениками поможет соблюдение следующих требований:

1. Четко формулировать конкретные задачи и концентрировать внимание на их решении

2. Обдумывать стратегию и тактику общения с учащимися класса, подбирать оптимальные приемы воздействия на умы и сердца воспитанников. Помнить о заповеди"Не навреди!"

3. Уметь выслушать ребенка, не перебивать ее, быть терпеливыми в общении

4. Пытаться понять учеников, чаще вспоминать, какими сами были в детстве. Научиться чувствовать изменения в психологическом климате класса

5. Уметь сдерживать свои. Отрицательные эмоции в общении с учениками. Управлять собой. Осваивать методы саморегуляции

6. Уметь прощать. Ученик имеет право на ошибку. Следует относиться к воспитанникам так, как хотели бы, чтобы они относились к вам

7. Никогда не унижать достоинства учащихся. Не давать негативных оценок их личности, не осуждать их. Оценивать негативные действия, поступки учащегося, а не его личность

8. Не быть предвзятыми

9. Выработать собственную методику взаимодействия с трудными детьми, детьми,"острыми на язык", и др.

10. Позаботиться, чтобы в арсенале методов воздействия на учащихся преобладали похвала, поощрение, одобрение. Внушать у учащихся надежду. Уметь зажечь"внутренний реактор"ребенка, создать ситуацию успеха

11. Чаще улыбаться ученикам. Эта педагогическая заповедь обоснована с научной точки зрения и в значительной мере обеспечивает успех педагогического взаимодействия

12. Изучать себя. Развивать свои коммуникативные способности. Повышать уровень психологической культуры

Успеха можно достичь лишь тогда, если постоянно и настойчиво заниматься формированием коммуникативных умений. Сейчас разработан комплекс упражнений, которыми может воспользоваться каждый педагог. Среди них упражнения на развитие наблюдательности в общении, коммуникативной компетентности, коммуникативной воображения, техники и выразительности речи, н невербальных средств, формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности, управление вниманием во время общения. Необходимо также обогащать опыт общения благодаря различным общественным й работе. Важное значение имеет участие педагогов в тренингах коммуникативной компетентности, личностного роста, активного социально-психологического обучения тощощо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педсовета на тему: "Психолого-педагогические аспекты предупреждения и разрешения конфликтов в образовательном учреждении."

Материал будет полезен всем педагогам без исключения. Дана развернутая характеристика причин и видов конфликтов, особенностей их преодоления....

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...

Система управления конфликтами и их профилактики в образовательном учреждении

В нашей работе управление конфликтами будет рассматриваться на примере работу Службы школьной медиации ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга, которая была создана в 2015 году.Служба м...

Разрешение конфликтов в образовательном учреждении

Разрешение конфликтов в образовательном учреждении Медведева Ирина Анатольевна социальный педагог,куратор школьной службы медиацииГБОУ СОШ № 96Калининского районаСанкт-Петербурга....