Психология конфликта и основы медиации в образовательных организациях. Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.
статья (7, 8, 9 класс) на тему

Раенкова Анна Аркадьевна

 Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психология конфликта и основы медиации в образовательных организациях.  

Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Описание ситуации конфликта между подростками…………………………...7

Работа социального педагога по урегулированию данного конфликта.…… ...8

Результаты работы и выводы………………………………….………………..11

Заключение……………………………………………………………………… 25

Список использованной литературы………………………………………….. 27

Введение.

Школа – это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было в советское время, так есть и сейчас. Поэтому тема о конфликтах в школе не теряет своей актуальности в годах.

В нынешних публикациях можно часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир.

Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме.

Современные дети стали отличаться или полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать.

Можно вывести основное социальное противоречие: противоречие между требованиями и ожиданиями учеников и реально получаемым образованием. Поэтому причины конфликтов между учениками и учителями являются следствием реальных причин, вызванных основным социальным противоречием.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Нужно провести типологизацию конфликтов по такому основанию, как субъект конфликта, и проанализировать причины, их вызывающие.

Можно выделить десять видов противостояний: 1) ученик- ученик; 2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5) учитель – учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8) родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор – администратор.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы для конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…».

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку [4].

Второй, центральный, конфликт «ученик - учитель». Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования. Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление.

Другая точка зрения – это мнение учителей. В ходе социологического исследования основными причинами возникновения конфликтов с учениками были названы: нарушение дисциплины на уроке (51,9%), плохое выполнение домашних заданий (35,5%), нездоровые отношения между учениками (22,6%). На основании ряда публикаций в «Учительской газете» можно добавить еще две причины: крайняя загруженность учителя и его невыдержанность [2].

Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

- внешнее пресечение конфликтных действий путем наложения различных санкций самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации – 66,7% ответов;

- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке или вне урока (беседа - дискуссия) – 32% [1];

- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся – 19,4%;

- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию – 11,1% [1].

Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Конфликт «ученик - родители» вписывается в вечную тему «отцы и дети». Практика показывает, что «союз взрослых – педагога и родителей - почти всегда направлен на устрашение, подавление ребенка, на войну с ним».

Главными же причинами ссор, споров и конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание [1].

Конфликты в учительской среде: «учитель – учитель», «учитель - администратор», «администратор - администратор» (под этим подразумевается конфликт как внутри школы, так и между школьной администрацией и представителями вышестоящих образовательных ведомств). По мнению педагогов, они чаще всего возникают из-за: 1) нетактичного отношения друг к другу, 2) неудобного расписания занятий, 3) непродуманных нововведений в школе, 4) перекладывание чужих обязанностей на учителя, 5) неравномерного распределения педагогической нагрузки. Помимо перечисленных, можно выделить административные и финансовые злоупотребления.

Американские социологи, на основании исследований, проведенных среди учителей, выделили факторы, способствующие удовлетворенности педагогическим трудом, а значит, и снижающие уровень конфликтности в общеобразовательных школах [1].

Во-первых, состояние межличностных отношений. Большинство педагогических коллективов – женские с небольшим процентом мужчин. «Директора школ, завучи – одним словом руководители – это тоже женщины, которые в большинстве случаев выдвинулись благодаря тому, что обладают умением «навести порядок», «организовать мероприятие», «добиться исполнения»», что крайне осложняет отношения в звене «учитель - администратор».

Во-вторых, автономия школьного преподавателя.

В-третьих, «стиль работы школьной администрации, в первую очередь директора – ведь именно он задает тон в школе и является в ней ключевой лидерской фигурой».

Последняя конфликтующая пара «учитель - родители». Причиной их противостояния является ребенок. В этом конфликте, как правило, дело не обходится без администратора. Родители считают, что к их сыну (дочери) учитель относится необъективно, нередко его обвиняют в некомпетентности. Учителя в свою очередь обвиняют семью, родителей в самоустранении от процесса обучения, воспитания детей. За этой перепалкой взрослые не замечают, что у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к школе и учебе.

Результаты исследования показывают, что в школе трудно и учителям, и ученикам. Ученикам труднее, потому что они неопытнее и бесправнее. В представлении детей переустройство школьной жизни – это прежде всего уважение к личности ученика, представление ему права самому выбирать, какие предметы изучать, какие клубы и вечера посещать, у какого учителя учиться. Для многих программа слишком сложна, порождает комплекс неполноценности. Принуждение к учебе, отсутствие возможности выбора в соответствии со своими желаниями и возможностями – главная причина негативного отношения учащихся к школе. Принципы педагогики сотрудничества могут способствовать улучшению положения дел в школе, если они будут распространяться не только на внеклассную работу, а прежде всего на учебный процесс [2].

Такое явление нашей действительности, как конфликты в средней школе нельзя рассматривать в отрыве от происходящих в обществе социальных процессов. Надо помнить, что на ухудшение отношений внутри этого социального института влияют противоречия в звене «общество - школа».

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в общеобразовательной школе – явление закономерное, в значительной мере вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние условия. Конфликты в школе все чаще приобретают массовый характер.

Данная работа посвящена описанию конфликтной ситуации между учащимися общеобразовательного учреждения, развития конфликта, способов разрешения конфликта администрацией ОУ и роли социального педагога в данной конфликтной ситуации.

Описание ситуации конфликта между подростками.

Учащаяся 6 класса К. пожаловалась своим родителям на то, что ее одноклассница Е. на уроке физкультуры, когда они «освобожденные» сидели на скамеечке, без какой-либо причины, «ни с того, ни с сего», ударила ее головой об стену и когда К. заплакала, продолжала над ней издеваться словесно, запугивая обещанием снова ударить.

На той же лавочке сидели «освобожденные» девочки 9 класса, которые видели это и, пытались остановить Е. словами. Прозвенел звонок, девочки вышли на перемену.

После звонка окончания следующего урока Е. проходила между партами и пыталась пройти мимо К.

К. толкнула Е., девочки вцепились друг другу в волосы, началась драка. Учитель остановила драку, выяснила, что конфликт начался еще на предыдущем уроке. Отпустила К. домой, задержала Е. для беседы, сообщила родителям Е. и классному руководителю 6 класса.

Час спустя, отчим К. позвонил по домашнему телефону семьи Е., чтобы поговорить с родителями Е. Трубку взяла Е., отчим К., узнав с кем говорит, в нецензурной форме начал ругать Е. и запугивать ее физической расправой.

Е. испугалась и бросила трубку. Когда ее родители, бывшие также дома, спросили, кто звонил, она им рассказала.

Родители К. обратились в полицию с требованием наказать Е. за избиение их дочери и перевести Е. в другую «специализированную» школу.

Когда родителей Е. вызвали в полицию, они подали заявление на отчима К., с обвинением в запугивании и нецензурной брани в отношении их дочери.

Родители К. обратились к классному руководителю 6 класса с требованием применения воспитательных мер по отношению к учащейся Е.

В классе одноклассники приняли сторону Е.

К. оказалась изолированной. Она постоянно прислушивалась к разговорам одноклассников, общавшихся с Е.,  и сообщала родителям, если ей казалось, что говорят о ней.

Родители К. пришли в школу, к классному руководителю, с требованием вызвать учащуюся Е. для объяснений.

Классный руководитель позвала Е. в класс, где также присутствовала К. со своей матерью и отчимом. Классный руководитель потребовала от Е. объяснений по поводу тех разговоров, что слышала К.

Е. выбежала из класса.

Родители Е. обратились к директору школы с требованием не проводить бесед с их дочерью в присутствии «чужих» взрослых людей.

Директор обратился к социальному педагогу разобраться в ситуации с девочками, чтобы дать информацию в отдел по делам несовершеннолетних.

Работа социального педагога по

урегулированию данного конфликта.

1. Социальный педагог изучил доступные документы:

- служебная записка от педагога (свидетеля драки);

- служебная записка от классного руководителя;

- заявление от родителей К.

2. Проведена беседа со «свидетелями» избиения К., учащимися 9 класса.

3. Проведена беседа с одноклассницей К. и Е. – А., которая до конфликта была подругой обеих девочек. На данный момент А. общается только Е.

4. Проведены беседы с педагогами:

- учителем-свидетелем;

- учителем физкультуры;

- классным руководителем 6 класса;

- учителем начальной школы, у которого девочки учились с 1 по 4 класс.

Выявлены следующие сведения:

- Е. отрицает избиение К. на уроке физкультуры;

- свидетели подтверждают факт избиения К.;

- вероятной причиной конфликта было то, что К. облила соком блузку Е. перед физкультурой;

- учитель физкультуры конфликт между К. и Е. не видел, так как вел урок;

- родители Е. требуют от дочери не общаться с К.

- родители Е. подали заявление в полицию на отчима К.

- родители К. требуют от дочери не общаться с Е.

- родители К. требует от полиции и администрации ОУ применения самых жестких мер по отношению к Е. и считают, что свою дочь жертвой, которая с 1 класса «страдала» от нападок Е.;

- учитель начальной школы сообщает, что учащиеся К. и Е. всегда были подругами с 1 класса (а разлады когда и были, то были возрастными);

- семьи девочек также дружили с 1 класса, пока мама К. не переехала к новому мужу, родив ребенка - сводного брата К.;

- мать К., отчим и сводный брат живут в области, а сама К. проживает с бабушкой по старому адресу;  

- учитель-свидетель считает, что в той драке, которую наблюдала она, участие девочек было равноценно;

- классный руководитель открыто приняла сторону родителей К., как результат – потеря контакта с Е. и ненависть со стороны семьи Е.;

Социальный педагог оформил по требованию отдела по делами несовершеннолетних характеристики на обеих девочек.

Социальным педагогом была проведена беседа с классным руководителем 6 класса, оказавшимся в зоне конфликта.

Социальный педагог пригласил на беседу родителей Е. Пришла мать Е.

Результаты беседы:

- мать Е. признала факт избиения ее дочерью одноклассницы К.;

- считает меры по постановке дочери на учет в отделе по делам несовершеннолетних несправедливыми;

- считает, что родители К. должны были прежде всего поговорить с ними, а не идти в полицию с заявлением;

- мать возмущена вмешательством взрослых семьи К. во взаимоотношения девочек:

        -- запугивания по телефону;

        -- «воспитательная» беседа в классе;

- вариант перевода дочери в другой класс не рассматривает;

- готова на «примирительную» беседу с родителями К. ради того, чтобы дочь не поставили на учет в отдел по делам несовершеннолетних.

Социальный педагог пригласил на «примирительную» беседу мать  К. по телефону.

В назначенный день пришла мать Е. и мать К. с мужем. С целью уравновешивания сторон социальный педагог была вынуждена просить отчима удалиться.

Социальный педагог объяснила обеим сторонам возможные варианты развития ситуации. Обратила внимание на ошибки ожиданий родителей и текущее состояние конфликта:

- учащуюся Е. никто исключать из школы не будет;

- взаимоотношения между девочками ухудшаются, конфликт усугубляется;

 - в конфликт вовлечен классный руководитель, который неправомерно хотел провести беседу в присутствии родителей только одной из девочек;

- обе девочки виновны в происшествии;

Было предложено мамам пообщаться между собой и предложить свои варианты решения конфликта.

Мать Е. попросила у матери К. забрать заявление из полиции, и взамен обещала также забрать заявление, поданное на ее мужа. Выразила уверенность, что девочки смогут сами между собой разобраться.

Мать К. отказалась от данного предложения. Выразила уверенность в абсолютной невиновности своей дочери в конфликте и осудила поведение Е.

Социальный педагог напомнила, что на основании полученных сведений, сделан вывод, что виноваты обе девочки. Во втором инциденте агрессию проявляла К. Поэтому для обеих есть основания для постановки на учет в отделе по делам несовершеннолетних.

Мать К. обвинила социального педагога в непрофессионализме и некомпетентности, и категорически запретила общаться с дочерью.

Беседа закончилась с отрицательным результатом.

Матери Е. была оказана консультация по тем мерам, которые будут приниматься в связи с тем, что ее дочь будет поставлена на учет. А также социальный педагог предложил «не уподобляться» семье К., и постараться исключить детей из конфликта. Дать все же девочкам возможность помириться самим.

Мать Е. разрешила работать со своей дочерью с целью помощи в примирении девочек.

В связи с тем, что социальный педагог обещала не общаться с учащейся К. ее матери, в качестве примирителя выступал директор ОУ.

Директор ОУ объяснил учащимся, что ничего позитивного в продолжении их противостояния нет и быть не может. И предложил вспомнить, что до этого девочки 6 лет дружили.

Девочки решили помириться. Они попросили прощения друг у друга.

 

Результаты работы и выводы.

Примирение произошло. Учащаяся Е. была поставлена на учет по делам несовершеннолетних (антисоциальное поведение). Учащаяся К. была поставлена на внутришкольный контроль (безнадзорность, не проживание с родителями)

Факторы, способствовавшие примирению:

- предложение о примирении поступило от уважаемого, стороннего (вне конфликта) лица;

- учащиеся «устали» от ситуации, которая поддерживалась уже взрослыми людьми (родители «настраивали» своих детей на продолжение конфликта);

- родители учащихся «переключились» на «взрослый» уровень, «отпустив» детей (родители Е. – на классного руководителя; родители К. – на социального педагога)

Ошибки, способствовавшие усугублению конфликта:

- предвзятость взрослых (педагогов);

- латентный конфликт между родителями девочек;

Использованная литература и ссылки.

1. Воронин Г. Л. Конфликты в школе/ Г.Л. Воронин// Социологические исследования. – 1994. – № 3

2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб./ В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. – М., 1995.

3. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. – 1990. - № 4

4. Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991.

5. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - № 4

6. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / C.В. Баныкина – М.: УРСС, 2001. – с. 373–394. (http://www.pedlib.ru/Books/1/0166/1_0166–1.shtml)

7. Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.– М.: Трикста, 2005. – 375 с.

8. Казанская В.Г.  Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

9. Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов / В.В. Базелюк // Наука и школа. – 2005.– N5 . – 8–11 с.

10. http://ru.wikipedia.org

11. http://www.pedlib.ru

12. http://www.bestreferat.ru

13. http://allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы социального педагога МБОУ "СОШ №4" Гречановой Л.Н.

В статье описан мой опыт работы, приведены статистические данные за три года состоящих на учёте учащихся в сравнении. Описана работа с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с общественными о...

Опыт работы социального педагога

Цели, задачи, основные направления деятельности работы социального педагога. Просвещение и профилактика....

опыт работы социального педагога

Решение социальных проблем учащихся посредством общественной деятельности гражданско-патриотическое направленности на примере создания волонтерского отрада и клуба вожатых " Ласточки" в ГБОУ школа №46...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...