Опыт работы социального педагога МБОУ "СОШ №4" Гречановой Л.Н.
материал по теме

Гречанова Лариса Николаевна

В статье описан мой опыт работы, приведены статистические данные за три года состоящих на учёте учащихся в сравнении. Описана работа с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с общественными организациями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_opyta.doc387 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

 ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

            социального педагога

                МБОУ «СОШ №4»

Гречановой Ларисы Николаевны

                                       

                                                   с. Сотниковское   2013 г.


                                                                             Дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

С.Маршак

       С годами, переступая порог школы, невольно заглядываешь в себя: «А любишь ли ты тех, к кому идёшь, не выдохлась ли, способна ли распахнуться перед подростками?» Это мои вечные внутренние вопросы. А рядом другие…  Кто вы, ребята? Какие книги на ваших полках? О чём мечтаете? Из какой вы семьи? О чём говорите с родителями? А для этого я  стремлюсь установить с  детьми тесный контакт, достичь взаимопонимания. В этом мне помогают: доверительный тон, добрый взгляд, одобряющая улыбка. Каждое  моё слово, мимика, жест, интонация голоса,  мои поступки – всё несёт ребёнку информацию о  моём к нему отношении и формирует его самооценку.

     Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих людей, их отношение к себе. Мы, взрослые,  думаем, что дети смотрят на мир нашими глазами, воспринимают происходящее так же, как и мы. И хотим, чтобы они делали выводы, аналогичные нашим. Но если дети «неадекватно» реагируют и поступают не так, как мы того ожидали, то это вызывает наше возмущение и неприятие.

      В современном мире каждый   хочет быть успешным, богатым, счастливым, но не каждый понимает, что успех богатство, счастье не приходит само по себе. Нужно приложить много сил, старания, терпения, чтобы всего этого добиться. На жизненном пути мне  приходилось  пережить и взлёты и падения. И как   человек выйдет из разных жизненных ситуаций зависит только от него самого, от его характера, силы воли.  По жизни моим девизом стали такие строки, к сожалению, я не знаю автора:

Кто воздвигнет тебя к небесам?

- Только сам.

Кто низвергнет тебя с высоты?

- Только ты.

Где куются ключи в твоей горькой судьбе?

- Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

- Лишь собой!

     Из этих строк следует, что все  мои  удачи и неудачи зависят от  меня, от  моих  поступков. Совершив  хороший добрый поступок, я думаю, кому он принесёт пользу, будут ли довольны и благодарны  мне окружающие. Если  я увижу  положительные результаты  своих поступков,  я  буду  счастлива. Ведь счастья добивается человек, который правильно выбрал в жизни цель и достиг её. А, добившись своей цели, ты будешь находиться в гармонии с миром и самим собой.

У Теккерей есть такие строки:

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Эти слова всегда звучат у меня в голове, когда я работаю с детьми и всякий раз говорю их детям.

       На мой взгляд, воспитание напоминает айсберг. Большинство людей видят лишь его малую, надводную часть. Они обманывают себя, думая, что видят всё целиком. Некоторые догадываются или чувствуют, что айсберг несколько больше, но не знают, что  именно представляет собой невидимая часть. Душа ребёнка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для нас. И если  я сумею хоть чуть-чуть сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребёнок получает от нас импульс сердечного тепла и участия, я думаю, мы решим главную задачу педагога – воспитание вечного и доброго в детях.

         Я учу детей дарить людям добро и радость, делюсь с ними размышлениями о жизни, любви, дружбе, взаимопомощи. Пробуждаю в сознании и чувствах подростков важные для их становления ценностные ориентиры, в основе которых труд, долг, скромность, ответственность. Это нас сплачивает. Трудно сказать, кто более счастлив: тот, кто получает, или тот, кто дарит. Мне, кажется, что эти два действия стоят на чаше весов вровень. Особенно радостно, когда я  вижу добрые глаза детей, светящиеся улыбками лица, открытые детские сердца, когда я могу помочь им в трудную минуту, успокоить, подбодрить словом. Ребята поняли, в чём я вижу красоту человека, как я ценю нравственное начало в людях. Они поняли, что я не лгу и действительно их люблю, вижу в каждом много хорошего, безумно радуюсь победам своих учеников. И они мне доверяют. 

          Мой собственный взгляд на воспитание детей, опыт привёл меня к разработке программы «Дайте нам шанс» по профилактике правонарушений, преступлений, бродяжничества, которая апробирована с 2009 года (ежегодно обновляется) и нашла отражение в моей воспитательной деятельности. Работая по этой  программе,  резко уменьшилось число учащихся стоящих на учёте ОДН и  ВШУ:

      2011-2012 учебный год 1  полугодие  на учёте в ОДН – 2 уч-ся ( 2010-2011 уч. год – 4 уч-ся), ВШУ 2011-2012 уч. год 1 полугодие – 5 уч-ся (2010-2011 уч.год – 13 уч-ся).

       В настоящее время  в школе обучается 434 учащихся. Демографическая ситуация в селе такова, что в течение последних лет контингент учащихся снижается. Примерно, 17% семей учащихся составляют неполные семьи, в которых воспитанием ребёнка занимается работающая мать. Около 1,5% семей – проблемные. По социальному положению 37% родителей – рабочие, 63% - служащие, 36% имеют среднее специальное образование и 27% - высшее образование; 2% - домохозяйки. Моя деятельность, как социального педагога, предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Поэтому кредо моей деятельности я увидела в словах восточной мудрости: «Настойчивость и терпеливость – в единстве противоположностей – два козыря успеха». Я считаю, что эти качества позволяют мне достигать  успехов в социально-педагогической деятельности.

     В своей социально-педагогической деятельности я руководствуюсь следующими основными нормативно-правовыми документами:

  1. Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Гражданским, Семейным, уголовным кодексом;
  4. Законом РФ «Об образовании»,
  5. ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  7. ЗК Ставропольского края № 52-кз  «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»;
  8. Приказом МБОУ «СОШ №4» 2О работе ОУ по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних»;
  9. Приказом МБОУ «СОШ №4» «О работе школы по предупреждению пропусков уроков»;
  10. Уставом образовательного учреждения;
  11. Положением о Совете профилактики.

Работа с учащимися.

          Для реализации цели и задач воспитания я использую методику педагогики сотрудничества И.П. Иванова, которая представляет собой создание такой обстановки в классе, при которой у детей появляется возможность проявлять инициативу, творчество, самодеятельность. В основе этой методики лежит проведение всех мероприятий в форме КТД. При планировании своей работы с классными коллективами, отдельно с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации я руководствуюсь «Кодексом  социального педагога».  

     Особое место в воспитательной системе   занимает индивидуальная работа с учащимися. При планировании этого раздела я использую возможности школьного психолога, медработника и других членов педагогического коллектива.

     Мною используются методы и формы работы, которые, на мой взгляд, позволяют создать условия взаимодействия с  учащимися «группы риска»:  

  1. индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
  2. групповые (творческие группы, органы самоуправления);
  3. коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.).

   Ведущим направлением в моей деятельности является решение проблем ребёнка. Проблемы носят разноплановый характер, и в зависимости от возникшей проблемы выстраивается алгоритм работы с данным ребёнком. Для эффективности данного вида деятельности я разработала и применяю технологию индивидуальной работы «Схема индивидуального взаимодействия социального педагога с ребёнком».

                           Схема индивидуального взаимодействия

 социального педагога с ребенком

Социально-педагогическая диагностика:

  1. сбор информации;
  2. систематизация информации;
  3. анализ ситуации

Методы:

- беседа

- наблюдение

- опрос

- анкетирование


В  ы  ч  л  е  н  е  н  и  е    п  р  о  б  л  е  м  ы

поведенческие

учебные

взаимоотношения с одноклассниками

взаимоотношения со взрослыми

сочетанные

взаимоотношения с учителями


Постановка социально-педагогического диагноза

ПРОБЛЕМА



Поиск путей решения проблемы

Логика индивидуального взаимодействия

Логика построения ситуаций посредничества между ребенком, родителями и:

  1. ребенок и родители
  2. ребенок, родители и узкие специалисты, занимающиеся проблемами детей.

Индивидуальная работа

Групповые формы работы

ИТОГ: Оценка деятельности социального педагога

      Акцент в своей деятельности я делаю на профилактику различного рода социального неблагополучия. С этой целью в школе действует направление  «Закон и мы». Цель: формирование у детей активной гражданской позиции и позитивной социализации в обществе. В работу по этому направлению обязательно  включаем детей «группы риска». Учащиеся принимают участие в мероприятиях класса, школы.  

           В моём собственном опыте работы есть  регулярные тематические классные часы, круглые столы, диспуты. Учащиеся с удовольствием  принимают участие в  выступлениях, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в своих коллективах, делают выводы.  

        Приведу несколько своих тем для обсуждения со школьниками: «Нецензурная брань: почему получила такое распространение?», «Ценности: что ценно для нас?», «Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга?», научно-практические конференции: «Человек и наркотики», «XXI век. Какой ты человек» и т.д.

      В тоже время, учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей. Ребята из «семей группы риска»    занимаются в кружках, спортивных секциях.

     Танцевальный – 5 %

     ДЮСШ -            10 %

     Художественный – 5 %

     Ключевыми функциями моей работы являются:

1.Аналитическая:

  1. Изучение индивидуальности учащегося.
  2. Анализ и изучение характера развивающегося коллектива.
  3. Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка.

2.Организационно-координирующая:

  1. Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.
  2. Установление связи школы с семьёй.
  3. Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.
  4. Работа с «малым» педколлективом.

3.Коммуникативная:

  1. Регуляция межличностных отношений среди детей.
  2. Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель».
  3. Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.  

     Работа с родителями – очень важный раздел моего плана работы как  социального педагога. Сотрудничество с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. По роду своей деятельности я сталкиваюсь с ошибками семейного воспитания, работая с разными категориями семей. Моей традицией стало проведение родительских собраний на тему «10 ошибок семейного воспитания».      Родители консультируются по вопросам воспитания, духовно-нравственного развития ребёнка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это непростая задача  социального педагога. Я  стараюсь сплотить родителей вместе  включением их в такие виды взаимодействия, как родительские собрания, лектории. Я провожу целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создаю ситуации для уважительного отношения детей к своим родителям.  

        Взаимодействуя с учителями-предметниками, я выполняю роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения учителей и родителей ребёнка, информирую педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах учащихся, привлекаю учителей-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями.             Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с ребёнком и предупредить возможные трудности и конфликты.  Заседания МО классных руководителей носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы. В работе использую свои презентации «Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями», «Заповеди разумного воспитания», «Человеком быть непросто» и т.д.  

Работа с социальными партнёрами.

      Одной из моих функций является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребёнку и семье. С комитетом опеки и попечительства осуществляется отлаженное, структурированное взаимодействие на протяжении многих лет. В чётко установленные сроки подаётся информация о каждом опекаемом ребёнке и ситуации его развития, о семье, в которой он воспитывается.

       Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа в следующих направлениях:

  1. Совместные рейды по неблагополучным семьям, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа.
  2. Совместные беседы с инспектором по проблемам воспитания.

       Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию приходится обращаться в ситуациях дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей, в тех случаях, когда комплекс социально-педагогических мер не имел положительный результат.

       Если жизненный путь каждого человека, в том числе и ребёнка,  представить в виде лестницы, то получится, что идущий по ней с каждой ступенькой делается чуть-чуть лучше, чем был. Человеческая душа остаётся живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперёд. Я думаю, одним из самых ценных качеств является способность творить. Хочу закончить своё выступление стихотворением поэта Дугласа Мэллока:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь деревцем в долине, но только будь

Самым лучшим деревцем у родника;

Будь кустиком, если ты не можешь стать деревом.

Если ты не можешь быть кустиком, будь травой

И сделай дорогу счастливее;

Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем –

Но будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не  можешь быть дорогой, будь тропинкой,        

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;

Выигрываем мы или проигрываем – неважно,

Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Чтобы солнце в душах ребят взошло,

Колосилась хлебная нива,

Я в школу иду, чтоб жило село,

А селом возродится Россия.

А.Мальков

С уважением Гречанова Л.Н.

 

 

                   

 Достижения социального педагога  Гречановой Л.Н.

  2011-2012, 2012-2013  учебные годы

Методическая и инновационная деятельность

Наличие выступлений на методических семинарах, методических объединениях, конференциях и т.п.:

2011-2012 г.

На школьном уровне:

 1.Выступления на родительских собраниях в 5-х классах по темам: «10 ошибок в воспитании детей»,

2.Родительское собрание в 6-х классах «Заповеди разумного воспитания», «Внимание – дети».

3.Выступление на общешкольном родительском собрании в 1-4 классах по теме «Внимание – дети. Закон № 52 СК «О некоторых мерах по защите прав несовершеннолетних».

3. Подготовила и провела агитбригаду «Мы за здоровый образ жизни» в рамках Всероссийской  акции «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам».

4.На заседании МО учителей начальных классов в январе 2011 года прочитан доклад «Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе».

5.Семинар классных руководителей «Работа с семьёй и детьми «группы риска» октябрь 2011 год.

6.МО классных руководителей «Формы и методы правового просвещения в школе» февраль 2012 год.

7.Общешкольное родительское собрание «Высшая мера» (суицид) март 2012 год. 1.12.2011

8.Открытый классный час в параллели 8-х классов на тему « Наркотикам не место в нашей жизни!» декабрь 2011 г.

9.Проведение  открытого родительского собрания в рамках публичного отчёта по воспитательной работе февраль 2012 г.

На районном уровне:

1.На заседании районного МО социальных педагогов  в августе 2011 года   был прочитан доклад на тему: «Возможности работы социального педагога по профилактике жестокого обращения среди детей».

2.На заседании районного МО учителей начальных классов  в январе 2011 года прочитан доклад «Личная социальная безопасность в современной жизни».

2012-2013 г.

 На школьном уровне:

  1. Педагогический совет 31.08.12 г. «Анализ работы социального педагога за 2011-2012 учебный год».
  2.  Совещание при директоре «Анализ пропусков за сентябрь» 27.09.12 г.
  3. Родительское собрание в 9 «а»    классе «Знаете ли вы, где ваши дети?»
  4. Родительское собрание в 11 «б» классе «Знаете ли вы, где ваши дети?»
  5. Общешкольное родительское собрание  7.12.12 «Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений»
  6. Выступление на МО классных руководителей «Проблемы семейного воспитания» пр. № 2 от 30.10.12 .
  7. Выступление на МО классных руководителей «Роль семьи и школы в развитии моральных, нравственно-этических качеств ребёнка» пр. №3 от 4.12.12 г.
  8. Заседание общешкольного родительского комитета пр. № 1 от 10.09.12 г. «Информация по льготному питанию».
  9. Научно-практическая конференция для учащихся 8-9 классов «Человек и наркотики» ноябрь 2012 г.
  10. Общешкольный классный час «Всемирный день борьбы со СПИДом» для 7х-11х классов, 1 декабря 2012 г.

 

Профессиональные конкурсы:

1.Лауреат школьного конкурса «Самый классный классный» декабрь 2010 г.

2.Участие в районном конкурсе «Самый классный классный» январь 2011 г. грамота за участие

      Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы у учащихся, родителей, общественности

 Участие в качестве члена жюри в конкурсе «Созвездие талантов» для 1-4 классов (пр. №52 от 26.11.12 г.).

Курсы повышения квалификации  

Курсы повышения квалификации в объёме 102 часов с 04.04.11-26.04.11 г. по теме «Концептуальные основы деятельности социального педагога образовательного учреждения» № 2422

Наличие публикаций социального педагога

 From: Лариса Николаевна Гречанова [mailto:lar.gre4anova@yandex.ru
Sent: Wednesday, December 12, 2012 10:04 PM
To: info@ucheba.com
Subject: классный час "Вечно живые"

http://www.k-yroky.ru/load/232-1-0-10051

http://www.k-yroky.ru/load/231-1-0-10050

http://www.k-yroky.ru/load/231-1-0-10049

http://www.k-yroky.ru/load/231-1-0-9958

 Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка»

Свидетельство серия  0002012/8078

 Свидетельство серия  0002012/8077

Свидетельство серия  0002012/8079

http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/4530.html

http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/4528.html

http://metodisty.ru/ 

На  http://nsportal.ru/  имеется  мой собственный мини сайт.

       Ссылка на мой сайт:
Мой Я здесь, чтобы учиться!!! Сайт социального педагога и учителя начальных классов. на nsportal.ru 
Ссылка на мой блог:
Мой блог  
                                             

Формы и приемы индивидуальной работы

Психологическая диагностика

Вовлечение учащихся в факультативы, кружки

Индивидуальные беседы

Консультации  

Дневник педагогических наблюдений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы социального педагога

Цели, задачи, основные направления деятельности работы социального педагога. Просвещение и профилактика....

опыт работы социального педагога

Решение социальных проблем учащихся посредством общественной деятельности гражданско-патриотическое направленности на примере создания волонтерского отрада и клуба вожатых " Ласточки" в ГБОУ школа №46...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Опыт работы социального педагога. Создание «ситуации успеха» для детей «группы риска».

На своём  педагогическом опыте работы с трудными детьми я сделала вывод, что важнейшим аспектом жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является досуг.В современных у...