«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»
материал на тему

Елисеева Наталья Николаевна

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_eliseeva_dshi_3.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в

образовательной организации»

по программе курсов повышения квалификации по государственному заданию с использованием дистанционных образовательных технологий

 «Конфликт-менеджмент в образовательной организации»

(21.09.2017г. – 26.09.2017г.)

       

                                         Выполнил: Елисеева Наталья Николаевна  

Педагог ДО МБУ ДО ДШИ №3 «Младость»

Промышленного района г.о. Самары

Самара – 2017

Содержание

1.

«Биография» педагогического конфликта………….…

3

2.

Структурные и динамические характеристики конфликта………

6

3.

Анализ стратегий поведения участников конфликта……………….

10

4.

Картография конфликта. Анализ причин возникновения педагогического конфликта в образовательной организации……….

14

5.

Проект плана мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в образовательной организации…………………………

18

Заключение……………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………


  1. «Биография» педагогического конфликта

В одной из школ нашего города произошел следующий инцидент. Как известно, в школах наблюдается нехватка учителей словесников. В начале года в школу пришел работать молодой специалист – учитель русского языка и литературы, но проработав один месяц, девушка уволилась, «не найдя себя в профессии». Спустя две недели удалось выйти  на контакт с учителем, который находился на пенсии. И когда было получено согласие, были рады все стороны. Администрация – так как удалось быстро найти замену, родители – потому что учитель со стажем, и имел хорошие отзывы, как специалист, классный руководитель – так как вопросы подготовленности и успеваемости учеников  находятся в области его интересов, десятиклассники (а именно о конфликте с ними и пойдет речь), так как через полгода им предстояло писать итоговое сочинение по литературе, и учитель – так как соскучился по работе.

Первые две недели все было спокойно. Лишь изредка учитель жаловался классному руководителю, что дети не читают произведения предусмотренные программой. Эта проблема наблюдается в наше время из года в год не только в данной школе. Проблема отсутствия культуры и желания чтения классической литературы озвучивается с высоких трибун и средств массовой информации. Учитель «старой закалки» по привычке не стал обращать внимание на просьбы детей снизить нагрузки домашнего задания. Сначала взрослые (родители и коллеги) были даже рады, что дети, хоть и в назидательной форме, но хоть что-то начали читать, ведь сочинение не за горами! Затем начали появляться в журнале отрицательные отметки. Классный руководитель, поговорив с детьми, выяснил, что точек взаимодействия и налаживания контакта не происходит. Тогда она пошла на урок. На уроке наблюдалась следующая картина: учитель проводил зачет; дети брали билет и выходили отвечать по одному. Вопросы были по пройденному произведению «Отцы и дети». Кроме содержания, нужно было дать свою характеристику и оценку предлагаемому герою. Учитель, превосходно владея материалом, говорил на языке, понятном детям. Ребята, отвечая на вопросы, показывали, что они владеют материалом, но вот живого общения не было, дети были напряжены, и, если не задавался прямой вопрос кому-то, тишина стояла «гробовая». Зачет закончился, дети получили свои отметки, но после они поделились с классным руководителем, что учитель сегодня вела себя совсем по-другому, так как находился «посторонний» человек на уроке. Обычно, говорили ребята, учитель недоволен ответами и часто  они не понимают, что от них хотят.

Классный руководитель встретился с учителем после этого разговора, на что у педагога была своя точка зрения. По ее словам дети не делают ничего из тех требований, что предъявляет им учитель. На просьбу классного руководителя немного пойти навстречу детям (век нынче иной, много репетиторов, не только литература, но и другие предметы требуют подготовки) учитель ответил, что за 40 лет никогда не «прогибалась»  под детские требования.

Тогда классный руководитель пошла к детям. При разговоре с классом она попыталась донести до ребят, что другого учителя в разгар учебного года найти практически невозможно, да и сочинение не за горами. Со стороны детей остается только один выход – выполнять, насколько это возможно, требования учителя. Вместе с этим классный руководитель поставил администрацию в известность о непростой ситуации в данном вопросе.

Администрация  провела с учителем беседу, в ходе которой педагог озвучил свои претензии к классу. Причем негативную реакцию у учителя вызывал именно 10 класс. 7 и 8 по словам учителя, тоже учили до этого «из рук вон плохо», но они хотя бы что-то делают, а 10 класс не делает ничего.

Такая ситуация продолжалась с октября по март. Вялотекущий конфликт то утихал, то вновь давал о себе знать. Родители, которые подключились к конфликту, приходили к учителю, к администрации, к классному руководителю, но выход был только один – дождаться конца учебного года и менять учителя (в течение года этого сделать было невозможно, так как у второго учителя нагрузка была запредельная). С этим положением вещей смерились уже и классный руководитель, и родители, и дети. Они даже как-то приспособились и даже не жаловались. Просто знали, что нужно потерпеть до конца года.

И вот когда до написания итогового сочинения оставалось 3 недели (сразу после выхода с каникул после 3 четверти), учитель говорит второму учителю русского языка, что в 10 класс он просто не пойдет. Что в принципе он и делает прямо на следующий день. Учащиеся, как обычно, поднялись к кабинету, но им сказали, что отныне русский язык и литературу будет вести кто-то другой. Недоуменные ребята спустились к классному руководителю и в непонимании, почему именно сейчас, сели в кабинет. Учитель был вызван администрацией, но на вопрос, почему именно сейчас это произошло, учитель сказал, что неготовность детей к ее предмету дошла до крайней точки и так продолжаться не может. Никакие уговоры и увещевания не помогли. Учитель больше не пришел к детям. Администрации срочно пришлось искать учителя совместителя на 6 часов.

Спустя неделю вопрос удалось решить за счет перегруппировки часов основного учителя, работающего в школе. Дети написали итоговое сочинение. После проведения двух занятий с постоянным учителем, ребята говорили, что за два занятия учитель объяснил им больше, чем за предыдущие полгода. Как выяснилось потом, учитель не работал со старшеклассниками очень длительное время (около 10 лет), к итоговому сочинению не готовил ни разу. И всегда, работая со старшеклассниками, были конфликты.


  1. Структурные и динамические характеристики конфликта

Рассмотрим основные структурные элементы данного конфликта.

Сторонами конфликта выступают учитель, ученики 9 класса, администрация школы, классный руководитель и родители.

Предмет конфликта – отсутствие взаимопонимания между конфликтующими сторонами.

Причиной возникшего конфликта стало нежелание сторон сотрудничать при решении создавшейся конфликтной ситуации.

Конфликт развился в результате взаимодействия противоположно направленных мотивов. Так, учитель, не желая «прогибаться» под учащихся, боясь потерять из-за подобных уступок в глазах детей уважение и понизить собственное достоинства, а также пытаясь перевоспитать детей, чтобы они соответствовали требованиям советских лет, поддерживала конфликт на протяжении более чем полгода. Учащиеся же в свою очередь в связи с большой загруженностью не могли выполнять поставленные им условия. Их стремление снизить нагрузку привело к тому, что они не оправдывали ожидания педагога. Возможно, нежелание идти на уступки со стороны педагога вызывало протест у подростков и они в какой-то мере намеренно не подчинялись и не выполняли требования учителя.

Руководство школы, принимая педагога со стажем, стремилось вести качественную кадровую работу. Их мотивы в сложившемся конфликте – формирование грамотного и квалифицированного педагогического коллектива и создание благоприятной психоэмоциональной обстановки среди кадров, так и среди учащихся и их родителей. В середине учебного года потеря работника могла обернуться серьезными проблемами, что администрация учебного заведения старательно старалась избежать. Классный же руководитель, как человек, ответственный за класс в целом, за его успеваемость, психологический климат среди детей, была заинтересована в благополучном разрешении конфликта не меньше других.

Интересы родителей во многом состояли в том, чтобы их дети успешно написали итоговое сочинение, чтобы в дальнейшем они могли с этими результатами продолжить обучение, поступив в институт. Неудачно написанное сочинение могло привести к пропуску учащимися целого учебного года, чтобы вновь пересдать экзамен и поступить в вуз, что не могло не вызывать опасений со стороны родителей выпускников.

Образы конфликтной ситуации в разбираемом случае следующие:

  • учитель: дети не выполняют его требования;
  • дети: из-за большой загруженности не могут их выполнять, но учитель не желает идти на уступки;
  • классный руководитель, администрация школы, родители: отсутствие взаимопонимания между учителем и учениками.

Позиции конфликтующих сторон:

  • учитель: дети не хотят читать, не выполняют предъявляемые им требования, ничего не делают, в отличие от других классов, которые делают хоть что-то, а в конце года их неготовность к сочинению достигла наивысшей  точки, что продолжаться дальше просто не может;
  • учащиеся: большая нагрузка не позволяет им справляться с предъявляемыми требованиями, на просьбы их снизить педагог отвечает отказом, они часто не понимают, что от них хотят и учитель часто недоволен их ответами, ничего не объясняет;
  • классный руководитель: учитель не идет на контакт с учениками, между ними нет живого общения, дети не понимают требований, разговоры с педагогом не дают результатов и выход остается только один – по возможности выполнять детьми все, что педагог требует;
  • администрация школы: педагог предъявляет претензии к 10 классу – дети ничего не делают, учитель отказывается продолжать занятия с детьми, в связи, с чем возникла необходимость начать поиск другого педагога;
  • родители: дети начали читать, что оценивалось ими положительно, несмотря на назидательную форму, отсутствие взаимопонимания с учителем придется перетерпеть, так как администрация даже после их обращения не может повлиять на ситуацию кардинально и сменить в середине учебного года педагога.

Механизм возникновения конфликта.

Взаимное отрицание сторонами требований (учитель – снизить требования, дети – выполнять их) создало конфликтную ситуацию, а появление в журнале отрицательных оценок стало обстоятельством (инцидентом), приведшим к разгоранию конфликта.

Конфликтогенами в рассматриваемом случае стали отсутствие реакции со стороны учителя на просьбу детей снизить требования, нежелание детей подчиняться авторитарному педагогу.

Помимо основных участников конфликта – учителя и учеников – остальные стороны конфликта можно отнести к посредникам – лицам, взявшим на себя обязательства оказать помощь противоборствующим сторонам в разрешении конфликта.

Условия конфликта сложились следующим образом: изначально интересы и потребности сторон оказались несовместимы, педагог не мог конструктивно и грамотно решить сложившуюся ситуацию, так как был старых понятий и убеждений, что мы называем «старой закалки». Дети же, воспитанные в современных условиях, не привыкли к такому обращению, к тому же ситуация в целом в современной школе значительно отличается от той, что была десять и больше лет назад. Данная обстановка не могла не перерасти в конфликт, так как изначально была потенциально конфликта из-за разных убеждений и принципов основных сторон конфликта.

В процессе конфликта происходило противоборство сторон, где учитель стремился перевоспитать учеников на старый манер, а учащиеся этому сопротивлялись в силу внешних обстоятельств (высокой общей нагрузки) и нежелания подчиняться (возрастные особенности подросткового возраста).

Основные этапы конфликта

  1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации (жалобы педагога классному руководителю на учащихся)
  2. Осознание конфликтной ситуации (посещение классным руководителем урока с целью прояснения ситуации)
  3. Начало открытого конфликтного взаимодействия (педагог начал ставить отрицательные отметки)
  4. Развитие открытого конфликта (отказ педагога пойти детям навстречу)
  5. Разрешение конфликта (отказ педагога от работы с детьми)

Данный конфликт прошел не один цикл, т.е. фазы конфликта повторялись после фазы спада (с октября по март конфликт то утихал, то вновь давал о себе знать) неоднократно.

Исход конфликта произошел путем устранения одной из сторон, а именно уходом учителя. Он сделал это по собственному желанию, отказавшись от дальнейшей борьбы, тем самым признав свое поражение. В результате противоборства, происходившего в течение всего конфликта, сторонами наносился взаимный моральный и психологический ущерб, а также дети понесли интеллектуальный ущерб, недополучив те знания, которые учитель должен был им дать при подготовке к итоговому сочинению.


  1. Анализ стратегий поведения участников конфликта

Разберем стили поведения участников конфликта.

Учитель выбрал стиль соперничества, отстаивая свою позицию жестко и бескомпромиссно. Боязнь потерять репутацию, неуверенность в собственных силах и неумение готовить учеников к итоговому сочинению, нежелание менять свое отношение к детям, подходы в обучении привели к возникновению конфликта. Когда для учителя ситуация зашла в тупик, он понял, что не в состоянии оправдать ожидания администрации школы и родителей и не может подготовить детей к итоговому сочинению. Пока дети не провалили испытание, с наименьшими потерями для себя (сохранение репутации хорошего педагога) он мог разрешить этот конфликт только путем ухода от конфликта, не решая его, что и было им сделано.

Ученики, изначально пытаясь пойти на компромисс с педагогом, обратились с просьбой уменьшить объем домашнего задания, что со стороны педагога не было принято. В связи с этим детям осталось придерживаться приспособленческого стиля поведения в сложившейся конфликтной ситуации и пытаться соответствовать требованиям другой стороны конфликта, т.е. выполнять максимально возможно все, что требует учитель.

Классный руководитель и родители пытались урегулировать ситуацию путем компромисса и взаимных уступок. Переговоры с учителем и учениками сопровождались призывами уступить, так как решение конфликта путем смены учителя на данный период учебного года представлялось невозможным.

Администрация школы также стремилась разрешить ситуацию компромиссом путем бесед с учителем. Однако решение учителя уйти вынудило администрацию теперь уже активно решать проблему.


  1. Картография конфликта. Анализ причин возникновения педагогического конфликта в образовательной организации

Составим карту рассматриваемого конфликта:

По моему мнению, конфликт возник по причине некомпетентности учителя. «Старая закалка» не давала ему более гибко и лояльно реагировать на ситуацию. Если в советское время авторитарный стиль преподавания был главенствующим, учащиеся были готовы к этому, так как их воспитывали в том же направлении. В наши дни система воспитания претерпела значительные изменения, потому педагоги, придерживающиеся принципов советской школы и не готовые от них отступиться и принять новые, обречены на неудачу в педагогической деятельности. Современный педагог должен быть более гибким, восприимчивым, в его работе обязателен индивидуальный и творческий подходы к ученикам.

Отсутствие живого общения между педагогом и учащимися – показатель того, что педагог не хотел сближаться с детьми, не принимая во внимание тот факт, что поддерживаемое расстояние не могло положительно сказаться на успеваемости учащихся. Даже в эпоху Советского Союза учащиеся ходили вместе с педагогами в походы, кино и т.д., т.е. общение не ограничивалось только отношениями на уроке в классе. В наши дни также грамотные и квалифицированные педагоги стараются расширить область общения со своими учениками, что способствует более качественному процессу образования и воспитания.

Во многом негативную роль в сложившихся обстоятельствах сыграло и общее современное мнение о том, что дети и молодежь сейчас не читают. Подогреваемый общественным мнением, педагог уже заранее мог сложить мнение об учениках, которое реально могло не соответствовать действительности. Педагог, пытаясь перевоспитать детей, на самом деле пытался их сломать, сам не понимая, что подобные действия с его стороны никак не помогут подтянуть успеваемость детей и подготовить их к итоговому испытанию.

В произошедшем конфликте педагог снял с себя ответственность за решение данной ситуации. Он не признавал, что был неправ по отношению к детям, что способствовало разгоранию конфликта. Разный социальный статус изначально ставил педагога выше, в связи с чем ученикам сложнее было отстаивать свою позицию, так как мнение учителя заведомо оценивалось выше.

Прием администрацией школы педагога, который никогда не готовил детей к итоговому сочинению и не способного принять современных учащихся, был неверным решением со стороны администрации. Они создали ситуацию, соединив изначально несовместимых людей – педагога советских времен и современных детей. А потому конфликт можно было спрогнозировать и предотвратить его еще на этапе формирования. Администрация нашла способ разгрузить основного учителя только после того, как одна из сторон конфликта, зайдя в тупик, ушла, тем самым ликвидировав конфликт. Значит, в начале учебного года она недостаточно провела профилактические мероприятия по предотвращению конфликтов. Например, решить вопрос о нагрузке основного педагога в пользу старшеклассников можно и нужно было в начале учебного года, а педагога совместителя дать тем классам, которым не предстояли экзамены. Здесь возможный ущерб был бы гораздо меньше.


  1. Проект плана мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в образовательной организации

Проект плана мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в образовательной организации для педагогического коллектива

Сроки проведения

Мероприятие

Ответственный

сентябрь

лекция на тему «Профилактика конфликтов в учебном учреждении»

психолог школы

5 октября

празднование Дня Учителя всем педагогическим составом совместно с администрацией школы (праздничный концерт, чаепитие)

организатор праздничных мероприятий, зав. столовой

декабрь

празднование Нового года (банкет всех работников учебного учреждения)

организатор праздничных мероприятий, зав. столовой

февраль

лекция на тему «Права и обязанности учителя и ученика»

заведующий учебной частью

февраль-март

празднование Дня защитника отечества (если есть среди пед. коллектива и административного корпуса мужчины) и Международного женского дня (праздничный концерт, чаепитие работников учебного учреждения)

организатор праздничных мероприятий, зав. столовой

май

педагогический совет с подведением итогов учебного года, анализом психологического климата в учебном заведении

директор школы, заместители директора по научной работе, психолог

июнь

выезд работников учебного заведения на природу

организатор мероприятий

Проект плана мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в образовательной организации для учащихся

Сроки проведения

Мероприятие

Ответственный

сентябрь

классный час на тему: «Здоровое общение» (как избежать конфликта с учителями и сверстниками и что делать, если он уже произошел)

классный руководитель, психолог

октябрь (ноябрь)

Праздник Осени (чаепитие учащихся с классным руководителем, родителями)

классный руководитель, староста класса, представители родительского комитета)

декабрь

новогодняя елка

организатор праздничных мероприятий

январь

поход в театр, обсуждение увиденного

классный руководитель, представитель родительского комитета

февраль-март

подготовка и празднование Дня защитника Отечества и Международного женского дня

староста класса, классный руководитель

май

выезд на природу: обсуждение итогов года, анализ межличностных отношений учащихся и педагогов. Совместная разработка мер по предотвращению конфликтов на основе полученного опыта

классный руководитель, староста класса, представитель родительского комитета, психолог

Проект плана мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в образовательной организации для родителей

Сроки проведения

Мероприятие

Ответственный

сентябрь

Родительское собрание с присутствием администрации учебного заведения, разбор правовых аспектов взаимодействия учеников с учителями, родителей с учителями.

классный руководитель, заведующий по научной работе

декабрь

собрание с подведением итогов прошедшего полугодия, анализ психологического климата в классе

классный руководитель, психолог

май

собрание с подведением итогов всего учебного года, совместная разработка классным руководителем с родителями и психологом мер по предотвращению возникновения конфликтных ситуаций в процессе обучения на следующий учебный год

психолог, классный руководитель


Заключение

Сложившийся конфликт между учениками и педагогом словесности можно рассматривать как один из наиболее распространенных типов конфликта в школах. Недопонимание с педагогами нередко возникают у учащихся не только из-за возрастных особенностей детей и подростков, но и из-за неграмотности педагогов, их неготовности к решению подобных ситуаций, неверных решений администрации по подбору кадров и отсутствия должной профилактики возникновения конфликтных ситуаций в учебном заведении. Повышение компетентности педагогов, регулярные мероприятия по профилактике конфликтов, оздоровление психологического климата в отдельных классах, педагогическом коллективе и в целом будет способствовать возрастанию конфликтоустойчивости всех участников образовательного процесса.


Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 512.с.
  2. Козырев Г.И. Жертва и конфликт: социально-антропологический анализ // Социол. исслед. - 2013. - N 12. - С.18-25.
  3. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин и др.; Под ред. А.Я.Кибанова; Государственный университет управления. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2014. – 301 с.
  4. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М.: Стрингер, 1992.
  5. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.- пед. ун-та, 2013.
  6. Леонов Н.И. Конфликтологическая компетентность педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/educatoin21/issue/55838_full.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)

Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)"...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.

Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...

Педагогический мониторинг как система взаимодействия «учитель-ученик»

В статье описана модель педагогического мониторинга...

Выстраивание социально – педагогического партнёрства с субъектами образовательного процесса.

Социально – педагогическое партнёрство – это отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями субъектов образовательного процесса. Основные принципы социально – педагогическо...

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....