Педагогический мониторинг как система взаимодействия «учитель-ученик»
статья на тему

Корнеева Ирина Вячеславовна

В статье описана модель педагогического мониторинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_monitoring.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический мониторинг как система взаимодействия «учитель-ученик»

Корнеева И. В.

МОУ «Баюновоключевская СОШ»

Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» (Н.Рерих).

Рутина цифр и отчетности, которая буквально заваливает администрацию школы, мало дает практического результата для администрации, учителя, ребенка, если не пытаться эту информацию выстроить в логическую систему с практическим выходом.

По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту.

Поэтому необходима такая  модель, которая не только давала бы возможность по цифрам отчетности быстро, наглядно и объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но и повышать успеваемость и качество обучения наших учащихся. За основу такой модели взят мониторинг.

Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

 Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Система показателей педагогического мониторинга может включать в себя следующие группы:

•  степень обученности учащихся;

•  успеваемость и качество обучения по предметам;

•  воспитанность учащихся;

•  состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;

•  уровень профессионального мастерства педагогов.

Модель педагогического мониторинга строится на наблюдении за индивидуальной успеваемостью и качеством обучения учащихся школы по предметам учебного плана и сопоставления успеваемости и качества обучения учащихся школы с желаемым результатом.

Желаемый результат решением педагогического совета был определен следующим: довести и поддерживать успеваемость по школе до 100%, а качество обучения по школе – не менее 50%.

Введение модели мониторинга осуществляется в три этапа:

1-й этап. Подготовительный - осуществляется постановка цели, определение задач;

2-й этап. Практический - осуществляется сбор и обработка информации (административные контрольные работы, успеваемость и качество знаний по четвертям и за год, качество итоговой аттестации выпускников);

3-й этап. Аналитический - осуществляется систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы.

Объектами модели педагогического мониторинга являются все участники образовательного процесса: администрация, классные руководители, учителя, ученики.

•  для ученика определяется его рейтинг в классе и динамика успешности обучения по четвертям и учебным годам, начиная с 1 класса до выпуска.

•  для учителя-предметника определяется степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод об эффективности и результативности используемых для преподавания педагогом методик; осуществляется сопоставление результатов срезовых работ с четвертными, годовыми, экзаменационными оценками (т.е. оценивается уровень преподавания предмета);

•  для классного руководителя определяется уровень учебной мотивации класса и зоны учебной проблематики класса;

•  для администрации определяется общая успеваемость по школе в течение исследуемого периода; индивидуально-дифференцированно диагностируется успешность обучения каждого ученика; определяется перспективное планирование мероприятий по повышению качества обучения и своевременной профилактики неуспеваемости по школе.

Школьная подпрограмма «Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся» - это долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа, составная часть программы развития школы.

У каждого классного руководителя есть электронная таблица, выполненная в программе MS Excel , где по вертикали приведен список класса, в горизонтальных рядах – названия предметов. В электронный вариант таблицы по окончанию четверти (полугодия) заносится полная ведомость успеваемости учащихся за четверть. Информация обрабатывается определенным образом и по ней комплектуется единый электронный банк данных по школе.

Бумажный вариант данной электронной формы по классам оформляется в папки, с которыми работают администрация, классный руководитель, учителя – предметники, руководители МО и родители.

Отметке «5» присваивается зеленый цвет, «4» - жёлтый цвет, «3» - синий, «2» - красный. Таким образом создается визуализация общей картины успеваемости в классе, т.е., используя данную цветовую схему, упрощенно можно определить основную линию учебной работы в классе: увеличение площади желанной зеленой зоны, уменьшение площади синей зоны и сведение на нет красной.

Предметы ранжируются по степени сложности их усвоения учащимися, т.е. на первое место ставится предмет, наиболее легкий для усвоения, на последнее – самый трудный (сортировка производится по проценту качества знаний)

По каждому предмету высчитывается процент качества и процент успеваемости, кроме этого ведется статистика неудовлетворительных оценок в процентном соотношении.

Для обеспечения наглядности строится гистограмма, по которой отслеживается степень сложности предмета, процент качества обучения учащихся класса по предметам учебного плана.

Таблица сравнения отражает сопоставление результатов итоговых административных контрольных работ и годовых отметок (для выпускных классов добавляется экзаменационная отметка). Подсчитывается процент успеваемости, качества обучения, неуспевающих учащихся класса.

По данной форме оценивается уровень преподавания предмета:

•  оптимальный – результаты административных контрольных работ полностью совпадают с годовыми оценками;

•  удовлетворительный – результаты административных контрольных работ в большинстве случаев подтверждают годовые оценки;

•  критический - результаты административных контрольных работ частично подтверждают годовые оценки;

•  неудовлетворительный - результаты административных контрольных работ не подтверждают годовые оценки.

Рекомендации по работе для классных руководителей по форме учебной отчетности за четверть (полугодие):

•  Проанализировать рейтинг учащихся по среднему баллу. Обратить внимание на изменения по сравнению с предыдущей четвертью (полугодием).

•  Обратить внимание на «зеленую зону» класса (зона «5» и «4»). В идеале зеленая зона должна увеличиваться, «синяя зона», тем более «красная» - сужаться.

•  Выявить список учащихся, закончивших четверть (полугодие) с неудовлетворительной отметкой. Выяснить причины, по которым ученик попал в разряд неуспевающих. Запланировать и провести беседы с самим учащимся, с учителями, по предмету которых стоит «2», с родителями, обратиться к психологу для оказания индивидуальной помощи ребенку.

•  Выявить список детей, которые входят в «резерв хорошистов» (одна «3») и «резерв отличников» (одна «4»). В случаях постоянных затруднений учащегося по тому или иному предмету постараться выявить причины этих затруднений. Наметить план помощи учащемуся для перехода из «резерва» в разряд хорошистов и отличников соответственно.

•  Проанализировать общий процент качества, успеваемости, процент неуспевающих. Выяснить, произошли ли изменения по сравнению с предыдущим отчетным периодом?

•  Проанализировать ранжирование предметов по сложности их усвоения учащимися. Изменился ли порядок расположения предметов? В случае отсутствия изменений выявить причины, по которым предмет не выходит из разряда сложного для усвоения («трудный» материал для усвоения, возрастные особенности усвоения, психологические трудности, учебные конфликты и т.д.).

•  Как ежегодный заключительный этап работы с формой учебной отчетности рекомендуется сопоставить результаты обучения прошлого года. Проследить динамику роста (спада) отслеживаемых результатов обучения.

Рекомендации по работе с индивидуальными картами для учителей-предметников по форме «Результаты срезовых контрольных работ»:

  • Проанализировать результаты административных срезовых контрольных работ (общий процент качества, успеваемости, процент неуспевающих). Выяснить, произошли ли изменения по сравнению с предыдущим отчетным периодом?
  • Произведите сопоставление результатов административных срезовых контрольных работ (входных, текущих, итоговых) и четвертных (годовых) отметок (для выпускных классов – с экзаменационной отметкой). Административные контрольные работы должны подтверждать итоговые отметки. В случае больших расхождений результатов следует объяснить причины завышения (занижения) итоговых отметок.
  • Оцените уровень преподавания предмета как оптимальный, удовлетворительный, критический, неудовлетворительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений "Учитель- ученик".

Аннотация.       В статье освещены методы и приёмы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель-Ученик», проанализированы принципы этого взаимодействия и пси...

Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка

Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....

Система взаимодействия "Учитель- Ученик"

В данном материале содержится самоанализ профессиональной деятельности учителя и как предметника , и как классного руководителя...

Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения как технология управления качеством образования.

Решение проблемы качества образования во многом зависит от того, насколько своевременна будет реакция на социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут и...

Урок как деятельная система взаимодействия учитель-ученик

Каждый учитель стремится сделать свой урок эффективным. Эффективность урока заключается в работоспособности учащихся. При этом учитель должен чётко усвоить, что такое урок. Урок-это процесс творческог...

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...

Организация взаимодействия "учитель-ученик" средствами облачных технологий

В ИОС учебное взаимодействие "учитель-ученик" представляет собой двустороннее взаимодействие, направленное на управление учебно-познавательной, образовательной, преобразовател...