О психологии общения с подростком педагогу дополнительного образования
консультация по психологии

Сябетова Кайнат Ямудиновна

Воспитательный поцесс в кружках, секциях проводятся с целью ознакомления молодых педагогов  дополнительного образования в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_psihologii_obshcheniya_s_podrostkami.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

                     О психологии общения с подростками педагогу дополнительного образования.

Педагогу дополнительного образования мало иметь профессиональные знания и умения. Помимо этого он должен быть личностью - широко  образованной и эрудированной       ,иметь свою «изюминку»,какое-то  «хобби», быть интересным для окружающих.          

                 Ведь кружок – это зона доверия между руководителем и каждым кружковцем, поэтому так важны в руководителе психологическую  грамотность , деликатность ,коммуникабельность , высокая культура, чувство такта и даже умение анализировать психологические и социальные явления  и процессы.

В общении  педагога с воспитанником незримо присутствуют еще образ  педагога ,каким он себя представляет ;образ  педагога ,каким его представляет воспитанник ;образ воспитанника в глазах педагога.

Современные педагогика  считает необходимыми  для педагога:

-актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и то же выражение , вряд ли будет  пользоваться успехом у детей);

-хорошо поставленный голос( совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);

-чувство юмора

-умение одеваться

(не ярко и богато ,а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль)

Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает   :

  1. Способность правильно понимать  ребенка, видеть происходящее его глазами,
  2. Способность видеть в нем равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят.
  4. Умение не обманывать , не хитрить , всегда и везде говорить правду.
  5. Умение оказывать влияние на детей .
  6. Умение владеть словом.

Педагог –профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую,  человеко-роль , чтобы не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергично», другие –«хладнокровного», третьи-«волевого», четвертые-«добродушного» и т.д.

Здесь  важны два момента:

1)нужно выбрать себе роль «к лицу»,т.е. такую, которая вам подходит, а не станет «пиджаком с чужого плеча»;

2)раз  выбрав одну определенную роль, нужно придерживаться ее постоянно.

Не бойтесь, если питомцы придумали вам прозвище - значит , вы им интересны :про «серых» педагогов они вообще никогда не говорят !

Не скупитесь на улыбку! Не смущайтесь  отрабатывая мимику и жесты перед зеркалом!

                 В книге казанского психолога И.М.Юсупова «Психология взаимопонимания » приводятся различные  модели общения педагога с группой. 

Вот они:

-«Монблан»(педагог «парит» парит над питомцами , никакого личностного взаимодействия ,отсутствие контакта, одна информационность и, как следствие, пассивность ребят)

-«Китайская стена»( произвольный барьер общения, подчеркивание педагога своего статуса , снисходительность к ребятам );

-«Тетерев»(педагог «замкнутая на себя», не реагирует на ребят , речь монологичная ,эмоцианальная глухота);

-«Гамлет» или гиперрефлексивная модель (противоположная предыдущей модели: педагог озабочен только тем, как его воспринимают воспитанники, постоянно сомневается в себе, чрезмерно болезненно  реагирует на  реплики ребят  )

-«Локатор» или модель дифференцированного внимания (педагог ориентируется  лишь на талантливых и лидеров , не сочетает индивидуальный подход с фронтальными );

-«Робот»  или модель негибкого реагирования (взаимоотношения с ребятами строятся по  жесткой программе с четкими  целями и задачами, но без учета действительности, состава  и психического состояния учащихся);

-«Я - сам» или авторитарная модель ( педагог- главное и единственное действующее лицо ,воспитанники – только безынициативные исполнители);

-«Союз» или модель активного взаимодействия (постоянный диалог педагога и воспитанника ,поощрение инициативы ребят ,гибкая реакция в общении с ними, творческое совместные решение с ними).

Там же И.М.Юсупов определяет наиболее распространенными  стили общения педагогов с учениками.

-«Совместное творчество» (общие цели  и совместные усилия педагога и ребят );

-«Дружеское расположение »   (открытость , искренний интерес педагога к детям ,уважительное   отношение к каждому школьнику );

-«Заигрывание» (крайняя форма предыдущего стиля , желание завоевать дешевый  авторитет у детей, понравиться при отсутствии минимальных достоинств );

-«Устрашение»( отчуждение ,формально- официальные рамки общения, неумение воспитывать на основе совместной продуктивной деятельности ,зависимое положение подростка ,  взывающие у него ответ на негативное отношение к педагогу);

-«Дистанция»(подчеркивание различий между педагогом и ребятами возрастных, социальных и прочих во избежание понибратских отношений , что часто провоцирует  авторитарность и приводит к неудачам в педагогическом отношений);

-«Менторский » стиль ( разновидность «дистанции », назидательно – покровительственный тон , нотации,  полная утрата  контактов с ребятами).

               Перечисленные варианты не исчерпывают всего разнообразии имеющихся  в практике стилей общения .Конечно, искусству душевного контакта  нельзя научиться по учебнику или «методичке», нельзя свести его к какой –то сумме правил. Предпосылка душевного  контакта – чуткость и открытость воспитателя .

                 Не нужно  панибратского равенства с воспитанниками !Вы должны быть равны со своими питомцами только в одном -   искренности . Общаясь с ребятами , вы обогащаете свое «Я». И помните: подросток ищет в педагоге не сверстника , а старшего друга и наставника. Еще К.Д.Ушинский говорил, что «воспитательная сила изливается только из  живого  источника  личности взрослого».И сила эта должна быть справедливой

           Понятно , что  педагог не может обойтись без такой составляющей управления, как наказание .Но наказание без твердого фундамента уважения и без дисциплины, основанной на уважении к взрослому  только осложнит взаимоотношения педагога и воспитанника , и как бы подросток не интересовался предметом , он не захочет заниматься им .

          Безусловно ,с отрицательными проявлениями бороться необходимо , если кто-то из ребят обижает слабых , не любит делиться своими вещами, угождать , помогает только по вашему  требованию , не радуется успехам другим. И  вы будете правы, решив, что эгоист  станет  более внимательным и чутким , если вы и ребята продолжаете хорошо относиться  к нему , проявляете в трудную минуту заботу и внимание .

         Тонкого и вдумчивого подхода требует проявление у школьников зазнайства .Самый  лучший прием- «развенчать » зазнайку,  что вызовет его досаду, ударит по самолюбию , но заставит посмотреть с себя со стороны. Можно и наказать : отстранить от экскурсий , соревнований  и т.д. если подросток слишком нескромен , считает себя незаменимым , но сделать это необходимо тактично без упреков и , конечно , без оскорблений воспитанника .

         На шалуна-озорника  иногда эффективно влияет мнимое безразличие: педагог и ребята не реагируют на его проделки, и он успокаивается.

           Целью воспитания в итоге является душевное здоровье воспитанника  и его человеческое счастье ,  ведь достижения  душевного здоровья   автоматически влечет за собой счастье , а счастье-«Состояние совершенной души», как утверждают философы.

                                                    ПОМНИТЕ!

  1. Подросток хочет быть хорошим, но не любит  когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают слова.
  2. Подросток попадает в беду , потому что хочет быть героем и личностью.
  3. Не судите подростка по альтернативе «виноват- не виноват »: сначала разберитесь  в ситуации и мотивах , а потом  оценивайте поступок.
  4.   У подростка ярко выражено противоречие между богатством желаний  и ограниченностью возможностей и сил- отсюда у него много увлечений, но       они не постоянны.  

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)

Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

В своих трудах А.С. Макаренко писал: «воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и  значит, и историю мира».   Особая  роль...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Пановой Марины Юрьевны "Общение детей с животными и их влияние на здоровье."

Данный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов-практиков, работающих в детских учреждениях, чья деятельность связана с животными, родителями «проблемных» и физически слабых...

Уроки жизненного самоопределения для подростков и их наставников. Методическое пособие для психологов образовательных учреждений, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Методическое пособие  посвящено проблеме жизненного самоопределения, которая рассматривается с позиций экзистенциальной психологии. Представлены как теоретические основы, так и практический опыт ...