Главные вкладки

    Из опыта работы педагога дополнительного образования Пановой Марины Юрьевны "Общение детей с животными и их влияние на здоровье."
    методическая разработка на тему

    Панова Марина Юрьевна

    Данный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов-практиков, работающих в детских учреждениях, чья деятельность связана с животными, родителями «проблемных» и физически слабых детей, семьям, где уже есть домашние любимцы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty.docx50.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    «Центр детского творчества»

    Из опыта работы

     педагога дополнительного образования

     Пановой Марины Юрьевны

    г. Щекино, Тульская область 2005г.

    Тема опыта:

    Общение детей с животными и их влияние на здоровье.

    Идея опыта:

    Отобрать  и отработать комплекс наиболее эффектных специальных педагогических приемов, средств и методов воздействия животных на формирование у детей и подростков благоприятных факторов, влияющих на их здоровье и духовное развитие.

    Сведения об авторе:

    Фамилия, Имя, Отчество: Панова Марина Юрьевна

    Образование: высшее

    Педагогический стаж работы: 10 лет

    Категория: вторая

    Место работы: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

    Адресная направленность.

    Данный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов-практиков, работающих в детских учреждениях, чья деятельность связана с животными, родителями «проблемных» и физически слабых детей, семьям, где уже есть домашние любимцы.

    Актуальность опыта.

    В последнее время многие люди задают себе вопрос: «Зачем нужны домашние животные?». Будь то мохнаты, пернатые, хвостатые и прочие милые создания, которых человек приручил и поселил в своем доме. Большинство из нас давно забыли, что собака была первым помощником человека на охоте и надежным сторожем, а кошка спасала урожай от мышей, теперь они чаще всего выполняют функцию просто домашних любимцев, но они же способны играть и совсем другую, гораздо более важную роль. Особенно важно присутствие в доме животных в тех случаях, когда в семье растет ребенок. Любви никогда не бывает много, ее всегда не хватает, но если человек в детстве недополучил порцию любви, он вырастит несчастными закомплексованным. Речь здесь идет не только о неблагоприятных семьях, но и самых обычных, тех, в которых есть мать и отец работают и просто не в состоянии уделять подрастающему чаду достаточно времени и внимания. Именно этот дефицит любви и ее внешние проявлений в форме физического контакта восполняет общение  с домашними любимцами - они любят нас безо всяких условий, со всеми нашими недостатками.

    В методике лечебной кинологии (восстановление здоровья с помощью собак), на первый взгляд нет ничего сверхъестественного. Ее целебные свойства – в том, что дети общаются с собаками и получают от этого удовольствие. Эффективность лечебной кинологии исследовали специалисты НИИ педиатрии РАМН. Они констатировали: методика улучшает координацию движений, улучшает концентрацию внимания и успеваемость у гиперактивных пациентов. К тому же общение с живой природой, и животными как частью этой природы всегда играла роль психологической защиты, но особенно важна эта роль в условиях современной технологической цивилизации. Никакая техника не заменит подрастающему поколению, да и нам, взрослым общение с древнейшими спутниками человека. Животные будут рядом с нами, пока существуем мы – люди!

    Трудоёмкость.

    В предложенном опыте использовались следующие методы:

    • Анализ типологических и поведенческих характеристик подрастающего поколения.
    • Общение с животными и их влияние на детей с помощью практических методов наблюдения.
    • Посещение детских садов, школ и интерната с агитбригадой с целью привлечения детей к общению с животными и популяризации собаководства.
    • Изучение специальной литературы, в том числе журналов «Друг», «Кот и пес», газет, видео и кинофильмов, посвященных животным.
    • Участие детей в различных выставках и соревнованиях
    • Апробация предложенного комплекса в плане влияния на хорошее настроение и здоровье детей.

    Методологической основой опыта стали индивидуальная программа «Верные друзья», включающая в себя разделы: «Окно в природу» (дошкольники и школьники), «Юные хендлеры» (школьники), «Верные друзья» - дрессировка (школьники), а также методические разработки по проведению ежегодных городских выставок собак и кошек.

    Были созданы подборки игр и упражнений с собаками, пословицы и поговорки про животных, изготовлен наглядный и демонстрационный материалы.

    Условия возникновения и становления опыта.

    Работа, связанная с воздействием домашних животных на человека, в частности на подрастающее поколение была начата в 1997году. Домашнее животное в семье – дело серьезное  и не каждая семья, тем более неблагополучная, возьмет на себя лишние заботы, затраты, время….

    А еще чаще животное берется в дом по капризному настроению ребенка, не соразмерившего своих сил, - читать литературу, смотреть кинофильмы или погладить собаку где-нибудь на стороне – это совсем другое. Необходимо дать ребенку почувствовать все ответственность, которая ложиться на юные плечи. Нередко дети, подростки, спокойно общаясь в привычном коллективе, испытывают робость и стеснение при виде новых лиц. Прогулки и занятия с собакой – отличная школа избавления от робости и всяких «комплексов». Вместе с четвероногим другом всегда радостно проводить время, разучивая новые команды и игры. При этом хозяин получает удовольствие от общения с собакой и видит ее радость, гордится ей, потому что она делает все возможное, чтобы понравиться своему хозяину и готова всегда прийти ему на помощь.

    Необходимо было найти те методы и подходы, которые бы позволили усовершенствовать занятия, направленные на удовлетворение личных потребностей детей и подростков, укрепить их здоровье в физическом и моральном планах, сделать обучение более эффективным и результативным. С целью активизации учебного процесса решено было создать необходимые элементы занимательности, доступности, как в содержании, так и в форме работы, где особое место было отведено использованию игровых приемов с животными, методов подражания, проведение бесед, викторин, выставок, соревнований и как результат – созданию единой системы подхода в работе с животными. Так родилась идея опыта.

    Теоретическая основа опыта.

    На протяжении многих лет общения с разнообразными животными (собаки, кошки, лошади, зверюшки зооуголка) я изучала их природный характер и пришла к выводу, что ключ к их здоровью и благополучию – в понимании этого характера. Для совместного существования человека и домашних животных недостаточно только любви. Необходимы знания. Именно знание основных нужд животных\. Особенности их организма, психологии и поведения, и в конечном счете их влияние на типологические и психологические характеристики человека – в наше время почти потерянное искусство.

    Поэтому обучение подрастающего поколения носило практическую направленность, а объем знаний и представлений о жизни и поведении животных давался детям в соответствии с требованиями их дальнейшего сотрудничества. Обучение детей не ограничивалось тренировкой отдельных навыков, а предусматривало включение различных игровых ситуаций, которые позволяли им в дальнейшем увереннее войти в мир познавательных отношений с животными, расширяли их кругозор.

    Дети и подростки характеризуются своей непосредственностью и любопытством, поэтому для выработки большей усидчивости и закрепления полученных результатов в общении дрессировке своих питомцев требуется длительная работа педагога, закрепляющего правильные действия в различных условиях и на разнообразном материале. Научение детей предусматривает неторопливый показ, сочетающийся с подробным, но доступным объяснением. Основными требованиями к методике обучения детей и подростков взаимодействию с животными являются:

    • Игровая форма работы, она является доминирующей, рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство воспитания и обучения.
    • Использование эмоций для привлечения внимания и интереса детей, а также познавательной потребности.
    • Использование подражательности.
    • Детальное расчленение материала на простые элементы, и лишь затем они объединяются в целое, и дети подводятся к общению.
    • Постоянное усложнение самостоятельных действий детей по принципу «от простого к сложному».
    • Повышенная повторяемость материала, применение новых ситуаций.
    • Индивидуальный подход к каждому ребенку.

    В работе с детьми, занимающихся животными применяются следующие методы:

    1. Информационные (беседы на темы многообразия окружающего мира и о месте животных в этом мире, личный пример педагога; использование всевозможной литературы, видеозаписей).
    2. Практически-действенные (реальное посещение выставок, соревнований и других мероприятий, где участвует животный мир)
    3. Побудительно-оценочные (педагогическое поощрение, похвала, требования достижения определенного результата).

    Одним из средств передачи детям знаний является слово воспитателя, к речи педагога предъявляются особые требования: внятное, отчетливое звучание, владение техникой речевой импровизации. Педагог должен уметь владеть построением коротких и точных фраз, пользоваться жестовой речью и связывать речь с движениями.

    Интерес детей к предмету поддерживают регулярно используемые в работе рассказы о животных, пословицы и поговорки, а также просмотр видеопрограмм.

    Необходимым условием при общении и работе с животными является соблюдение щадящего режима, создание доброжелательной атмосферы доверия, чередование видов деятельности и отдыха.

    Практическая реализация.

    Формирование навыков общения и работы с животными и влияние их на детей с точки зрения оказания на организм положительного влияния как в физическом так и в моральном плане представляло собой сложно организованный процесс. Работа была начата с выявления уровня подготовленности и отношения детей к своим домашним любимцам, а также того, что они хотят получить или добиться от животного. Стало ясно, что дети группы имеют довольно невысокий уровень познания, как в теории, так и в практике. На первоначальном этапе отработки приемов управления животным и движения неточны, суетливы и недостаточно целенаправленны.

    У многих отмечалось непонимание последовательности действий, входящих в прием. В процессе практического научения было решено умения и знания давать детям одновременно. Например, дети должны былине только делать прием дрессировки, но и знать и называть, что они делают. Все занятия в группе проходили в игровой форме, где присутствие элементов занимательности было обязательным. Так, постепенно, в течении продолжительного времени формирование навыков общения и учебы животных становилось устойчивым, превращалось в привычку. Дети стали понимать, что отношения человек – животное рассматривается, как партнерство, где каждая сторона заботится друг о друге. И как писал знаменитый зоолог и этолог Конрад Лоренц те, у кого в детстве были животные ощущали неизъяснимую радость, просто наблюдая животных, и благодаря этому научились интуитивно понимать их поведение в целом, как систему.

    Реализация идеи опята стала возможной благодаря:

    • Соблюдению основных этапов в формировании навыков общения и работы с животными.
    • Составлению перспективного плана по теоретическим и практическим основам обучения.
    • Созданию необходимых условий проведения воспитательной работы с использованием подборки ролевых игр и практических заданий по каждому конкретному приему.

    Основные этапы формирования навыков общения с животными

    Процесс формирования навыков имел свою специфику, где обучение осуществлялось исходя из определенных возможностей детей, их возраста и темперамента. Задачи на первом – начальном этапе включали в себя обучение детей самым элементарным навыкам.

    Задачей второго этапа являлось закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков и обучение детей некоторым новым навыкам. Детям предоставлялось возможность самостоятельных занятий. В ходе учебно-воспитательной работы проводились беседы в форме рассказов и викторин о животных, плановые экскурсии на различны выставки и соревнования. Шло обучение более сложным навыкам, при которых в основной задавался игровой настрой. Форма работы – индивидуальная и групповая.

    Перспективный план по теоретическим и практическим основам обучения.

    В работе была использована система планирования занятий, где каждый прием или навык воспитательной дрессировки был разбит на серию последовательно отработанных шагов. Разбивка была дана на каждое занятие. Формирование навыков осуществлялось как на теоретических занятиях, так и на практике, которые проводились 2 раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий – 2 часа с перерывами.

    Сентябрь

    1неделя: знакомство с работой клуба и животными.

    2 неделя: установление взаимосвязи между ребенком и животным.

    3 неделя: общие понятия о дрессировки.

    4 неделя: знакомство со снаряжением собаки.

    Октябрь

    1неделя: правила применения раздражителей

    2 неделя: индивидуальная работа со снаряжением

    3 неделя: работа с животными в группе

    4 неделя: типы ВНД

    Ноябрь

    1неделя: отработка команды «Ко мне»

    2 неделя: выполнение подзыва самостоятельно

    3 неделя: закрепление приема команды «Ко мне» в группе

    4 неделя: экстерьер и его показатели

    Декабрь

    1неделя: отработка приема «Гуляй»

    2 неделя: отработка приема в группе

    3 неделя: рефлексы и их виды

    4 неделя: прекращение нежелательных действий собаки

    Январь

    1неделя: методика и техника отработки приема «Рядом»

    2 неделя: отработка приема в группе

    3 неделя: методы дрессировки

    4 неделя: отработка приема «Рядом» на различной местности

    Февраль

    1неделя: отработка приема «Сидеть»

    2 неделя: отработка приема в группе

    3 неделя: отработка команды в усложненных условиях

    4 неделя: поведение собаки и ее дрессировка

    Март

    1неделя: отработка приема «Лежать»

    2 неделя: отработка приема в группе

    3 неделя: изучение правил содержания животных в городе

    4 неделя: посещение выставки собак

    Апрель

    1неделя: отработка приема «Стоять»

    2 неделя: отработка приема в группе

    3 неделя: отечественные породы собак

    4 неделя: выставочные классы и хендлинг

    Май

    1неделя: приучение собаки к выстрелам и другим раздражителям

    2 неделя: приучение собаки к возвращению на место

    3 неделя: изучение приема «Апорт»

    4 неделя: отработка приема в группе

    Воспитательная работа

            Воспитательная работа по отработке теоретических и практических материалов осуществлялась по правилу трех «П», принятому в собаководстве – постепенность, последовательность, постоянство.

            На том в основном, был построен комплекс занятий, цель которых поэтапное формирование трех действий, которые будут нужны при общении и работе с животными. Занятия были распределены следующим образом: после краткого знакомства с группой детей была проведена беседа на различные темы о животных: о происхождении собак, о том, как формировались породы, их историю связи с человеком, был дан краткий образ о кинологии, - что изучает эта наука, кто сегодня изучает животных и работает с ними, каким образом они влияют на здоровье человека и детей в частности.

            На последующих занятиях вся дальнейшая работа строилась по принципу «от простого к сложному», все многообразие теоретических тем ( в виде наглядных пособий по каждому разделу) чередовалось с практическими занятиями на свежем воздухе, что создавало ауру хорошего настроения. Обязательным атрибутом этих занятий были игровые формы работы с животными (см. Приложения).

            Формирование навыков обращения со своими домашними любимцами было сопряжено с овладением детьми определённых команд и жестов, необходимых для управления собакой. В ходе работы проговаривалось каждое действие, показывались движения и жесты, используемые в дрессировке. Важным средством здесь является слово и пример педагога. При общении с детьми слова и фразы давались внятно и отчетливо. Предложения, включенные в ходе работы с детьми, носили вопросительные, побудительные инструкции. Вопросы направляли внимание детей, вызывали необходимость действий. В ходе общения и дрессировки животных тон педагога должен быть спокойным и доброжелательным вне зависимости от результата, обязательно нужно отмечать самые малые достижения ребенка, чтобы задать определенный стимул к работе с животными.

            Особое внимание обращалось на рациональность и последовательность способов действий по управлению собакой. Как средство поддержания интереса детей к общению и взаимодействию со своим питомцем в ходе воспитательной работы использовались игровые приемы, активно воздействующие на детей, создающие радостный эмоциональный настрой и тем самым способствующие успешному усвоению приемов и навыков при работе с животными.

            Большое место в процессе обучения было уделено индивидуальной работе детей, выражавшееся в домашних заданиях, что улучшало стремление детей к самостоятельной работе с животными.

            Как было сказано выше, практически все научение детей строилось по принципу игровых форм обучения, а также на личном примере, что повышало степень усвоения свежего и пройденного материалов. Это могут быть различные ролевые игры с животными, включение в процесс обучения различных историй, рассказов, как со стороны педагога, так и со стороны учащихся, использование поговорок и стихотворений (см. Приложения), что вносит в процесс обучения дух здоровой состязательности, расширяет кругозор и учит детей правильно излагать свои мысли.

            Подытоживая сказанное, хочу отметить, что весь процесс воспитательной работы с детьми и их воспитанниками строился с учетом следующих правил: систематичность, поэтапное повторение пройденного материала, соблюдение последовательности и постоянства, установление общего, неизменного и целесообразного порядка, соблюдение щадящего режима в достижении цели, игровой формы работы с животными и гуманного к ним отношения, построение воспитательной работы с учетом индивидуальных способностей и возраста детей и подростков, организация всевозможных походов на выставки животных, соревнования и другие мероприятия с целью обогащения мировоззренческих потребностей и социальной адаптации к новым ситуациям.

    Результативность опыта

    Уровень цивилизованности общества определяется многими параметрами, в том числе и отношением к животным. В любом зверином социальном сообществе старший отвечает за младших. И то, что мы считаем властью в стае, - се это на самом деле представляет собой ответственность. Вот поэтому человек должен добиваться от животного разумного послушания, должен выручать его в затруднительных ситуациях. Как раз на этом, в первую очередь, и строится отношения с животными, в частности собакой. Если человек отвечает за зверя, руководит его поступками, обеспечивает его безопасность – тогда и животное будет заинтересованно в благополучии человека. Напрашивается закономерный вопрос?  Так каким же образом собака или другое животное оказывает благотворное влияние на организм, а в конечном счете и на здоровье человека? Это влияние не разместишь в таблице или в отчете сухим языком цифры баллов, ведь еще великий Гете говорил: «Суха теория, мой друг, а древе жизни пышно зеленеет.», оно основывается, в первую очередь на биополевой коррекции – этот факт доказали современные ученые. Многие говорят, что при прикосновении к шерстке животного у них понижается кровяное давление, урежается пульс, проходят головные боли.  Это происходит благодаря выравниванию биологического поля до показаний нормы.

            Согласно данным исследователей, дети, которые росли в обществе животных, - лучше развиваются, вырастают более здоровыми и крепкими, а во взрослой жизни достигают значительных успехов в профессиональной деятельности. Результатом наблюдений за детьми группами, с моей точки зрения, такой положительный эффект от общения ребенка с животным объясняется тем, что в процессе занятий и игр с ним у ребенка снимается напряжение, дети учатся общаться не только с животными, но и со сверстниками, осваивают навыки дрессировки, у них повышается самооценка.

            Все вышесказанное относится также и к детям со всякого рода отклонениями в развитии, ведь животные заставляют их забывать о своих физических и психических недостатках.

            Диагностика выявления уровня навыков управления животными экспериментальной группы была проведена на основании оценки развития приемов общего курса дрессировки (для собак). Для определения степени овладения указанными навыками педагогом был предложена балловая система их количественной оценки, она позволяет учитывать объем усвоения навыков и степень их овладения детьми. Эти показатели будут различны, в зависимости от возраста ребенка, степени его интеллектуальности, а также от взаимопонимания его с собакой.

            Уровень развития навыков по общему курсу дрессировки оценивается по 100-бальной системе. Эта система учитывает штрафные баллы, т.е. каждая повторная команда – 1 балл, не поднос апорта (предмета) – 4 балла, повторный подзыв – 1 балл. Юный дрессировщик должен был получить как можно меньше штрафных баллов, полученные баллы суммировались по каждому ОКД, после определялся уровень форсированности навыка. Для определения результативности воздействия комплекса, педагогических условий и средств были использованы наблюдения за детьми. Они наблюдались в процессе выполнения приемов дрессировки на начальном этапе и в конце, а также во время специальных теоретических и практических занятий в игровой форме. Полученные результаты были занесены в таблицу.

    № п/п

    И.Ф.

    Констатирующий этап

    Контрольный этап

    Ко мне

    Гуляй

    Рядом

    Сидеть

    Лежать

    стоять

    итого

    Ко мне

    Гуляй

    Рядом

    Сидеть

    Лежать

    стоять

    итого

    Ольга О.

    10

    10

    10

    10

    40

    30

    20

    20

    20

    90

    Настя Б.

    10

    10

    10

    20

    50

    20

    20

    20

    20

    80

    Александр А.

    10

    10

    10

    10

    40

    20

    20

    20

    10

    70

    Татьяна Н.

    20

    20

    10

    10

    60

    30

    30

    30

    5

    95

    Елена Г.

    10

    10

    10

    10

    40

    30

    30

    20

    10

    90

    Жанна Н.

    10

    10

    10

    10

    40

    30

    30

    10

    10

    80

            Результаты наблюдений показали, что у детей группы есть положительная динамика, увеличилась содержательная сторона навыков и закрепления общего курса дрессировки. Благодаря регулярным занятиям с животными повысился у детей профессиональный уровень, улучшились взаимопонимание с четвероногим другом, стал проявляться интерес к спортивным состязаниям и соревнованиям по кинологии. У многих детей улучшилась память, дикция, многие проявляют уверенность при общении друг с другом и при выступлениях, что благотворно сказывается на формировании их характера.

    Перспективы.

    Проведенная работа по формированию навыков общения и занятий с животными не исчерпывает всех методов и форм по оздоровлению подрастающего поколения, ведь уже давно существует такая наука, как анималотерапия, т.е. лечение животными ( не только собаками, кошками, но и другими видами фауны – лошадьми, грызунами, рыбками, дельфинами и т.д.).

    В работе была предпринята попытка подобрать и использовать разнообразные педагогические условия и средства, способствующие формированию у детей прекрасного представления об окружающем их мире животных, о том, что они им дают в плане сотрудничества, взаимопомощи и реальной отдачи. А что может получить подрастающее поколение от животных, какие перспективы?

    «Состояние полного благополучия, при котором разум, тело, дух и чувства существует в гармонии с физическим, социальным и комическим окружением» - так определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.

     

    Литература

    1. Индивидуальная программа «Верные друзья», план работы
    2. Карен Прайор. Не рычите на собаку. Мю: Селена+, 195-с.6
    3. О.Арнольд. Животные, которые нас лечат . М.: Аквариум, 2004, - с.4,357
    4. Журнал «Друг». Дети Беслана: «Спасибо за то, что снова научили нас улыбаться». Янв.2005 с.28
    5. Корабельников В.А., Корабнльникрва Т.В. Легенды и быль о собаках., М.: Просвещение, 1993 – с.5,252
    6. Журнал «Народный лекарь». Криволапчук Н.Д. Зверь, который лечит. 2005-с.22, №4
    7. Селина дель Амо. 100 игр и упражнений для вашей собаки. М.: Аквариум, с.4, 124
    8. Б.Килкоммонс, С. Уилсон. Ребенок и собака. М.: Аквариум, 1996, с.98

    Приложения.

    • Приложение №1. Правила общения с собакой
    • Приложение №2. Подборка пословиц и поговорок про животных.
    • Приложение №3. Подборка высказываний великих и заметных людей о животных.
    • Приложение №4. Подборка ролевых игр-занятий с животными
    • Приложение № 5. Афоризмы про животных

    Приложение №1

    Правила общения с собакой

    Чего делать нельзя:

    • Не гладьте собаку, если по близости нет ее хозяина
    • Не гладьте собаку, если она на цепи, за забором, в автомобиле
    • Не хватаете собаку, не бегайте и не преследуйте ее
    • Не кричите пронзительно и невизжите, находясь рядом с собакой
    • Не смотрите на собаку пристально
    • Не гладьте собаку, которая пятится от вас или глядит испуганной
    • Не гладьте собаку, которая рычит или лает
    • Не переступайте через собаку и не пытайтесь поцеловать ее в морду

    Приложение №2

    Подборка пословиц и поговорок про животных.

    • Если хочешь приобрести бескорыстную любовь за деньги, купи себе собаку
    • Не в каждом доме должна быть собака, но у каждой собаки должен быть дом
    • Собака – слуга хозяину, кошка – дому
    • Ребенок и собака узнают доброго человека

     /Латышская/

    • Хорошо, когда собака – друг, но плохо, когда друг – собака

    /Русская/

    • Лучше прямая собака, чем кривой человек

    / Туркменская/

    • Брехливая собака не кусает

    /Русская/

    • Как собаку воспитывают, так она и служит

     /Латышская/

    • Лучше человеку быть собакой, чем ослом

    /Курдская/

    • Смирного собака не укусит

    /Марийская /

    • На смелого собака лает, а трусливого рвет

    / Даргинская/

    • Лучше быть головой собаки, чем хвостом льва

     /Английская/

    • Убив петуха, потеряешь уважение соседа, убив собаку – уважение всей деревни

     / Корейская/

    • Если тебя собака знает – бойся ее памяти, а не знает – бойся за свою одежду.

    /Вьетнамская/

    • Кто содержит, тот и воспитывает
    • Маленькая кошка, загнанная в угол, превращается в тигра

     / Восточная мудрость/

    Приложение №3

    Подборка высказываний великих и заметных людей о животных.

    • Даже самый брезгливый человек будет благосклонен к хорошо воспитанной собаке

    / Гете /

    • Собачья жизнь – это когда человек не может иметь собаку

     / Эренбург/

    • Сила обаяния собаки заключается в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связывают ее с человеком. Преданность собаки – это драгоценный дар, накладывающий на того, кто его принимает, не меньше обязательства, чем человеческая дружба

    / Конрад Лоренц/

    • Я советую завести собаку тому, кто любит животных и рассчитывает на взаимность. Ни одно животное не ответит вам такой взаимностью, как собака. Она тонко чувствует наше доброе отношение е ней и платит нам за это своей верностью, привязанностью, а иногда даже собственной жизнью.

     /Манфред Кох – Костерзитц/

    • Будь человеком! Тогда тебе будет другом каждая собака.

     /Евгений Сазонов/

    • Пусть ваша жизненная ладья будет легка и несет лишь то, что необходимо: уютный дом, простые удовольствия, двух-трех друзей, достойных называться друзьями, того, кто вас любит и кого вы любите, кошку, собаку…

    / Джером К.Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»/

    • Любовь к животным – это любовь совсем особенная, у нее свои горести, радости, свои нужды, и она требует своих условий

    /Эмиль Золя, писатель/

    • Мы сами несем ответственность за все пороки и достоинства наших собак.

    /Журнал «Вуф», Бельгия/

    Стихотворения о животных

    ….Было такое.

    Дорогою древней,

    Глядя на эти же звездные блики,

    Тихо брели к первобытной деревне

    В шкурах охотник

    И пес полудикий.

    Лес им не страшен-

    Ведь стало их двое!

    Объединились,

    Друг другу поверя,

    Чтоб защититься от волчьего воя,

    Прачеловек

    И подобие зверя…

    Время течет,

    Изменяются взгляды.

    Кто-то неумный сказал,

    Что он вреден –

    Пес,

    К батарее таскавший снаряды

    И защитивший меня от медведя.

    Я перед ними в долгу буду вечном.

    И не понять тем, кто мыслит иначе,

    Что человеку,

    Что стать человечней,

    Преданность надо увидеть собачью.

    Как я хочу, что в грядущем столетьи,

    Так же как мы,

    Средь особенного мрака

    Шли по тропе

    Под созвездием вот этим

    Двое друзей – человек и собака.

    /Д. Нартов «Человек и собака»/

    Приложение №4

    Подборка ролевых игр-занятий с животными

    ЦЕЛЬ: показать детям, сколько разнообразных способов существует для общения и работы с собакой. Повиновение и выполнение приказов при правильной совместной работе происходит без признаков  покорности и подавленности питомца, при этом хозяин получает удовольствие от общения с собакой и видит ее радость.

    Игра №1 «Перетягивание»

    В эту игру могут играть как собака с собакой, так и человек со своим питомцем. Для этого нужно взять какую-нибудь палку или длинную тряпку. Когда с собакой играет ребенок, можно использовать эту игру для тренинга. Когда он бросает предмет – собака приносит его для последующей игры. Важно научить собаку прекращать игру по команде ребенка. В этой игре, которая может быть очень бурной, высвобождается много накопленной энергии.

    Игра №2 «Салки»

    Собаки очень любят играть в салки, при этом присутствует жертва и охотник. В эту игру они чаще играют между собой, меняясь, время от времени ролями. Роль ребенка здесь заключается в том, что он вмешивается в игру собак и убегает в другую сторону, собака начинает преследовать своего хозяина, потом роли меняются. Ребенок может вносить спокойствие в игру, время от времени давая собаке то или иное короткое и простое задание. Это повышает внимание и общительность собаки.

    Игра №3 «Прятки»

    Существует огромное число вариантов этой игры. Ребенок прячется от собаки, пока ее держит кто-то из детей. Можно звать её голосом, а можно просто пустить собаку по запаховому следу. Эта игра очень хорошо консолидирует ребенка и собаку.

    Игра №4 «Апорт!»

    Если собака заинтересовалась в подноске предмета, то никаких трудностей быть не должно. Для этой игры подойдет любой предмет, который собака может ухватить и удержать в пасти. Эта игра строится на принципе: ребенок кидает предмет от себя, а собака должна его принести. Со временем этот прием можно усложнить – собака должна приносить апорт, поймав его на лету. Правила игры устанавливает ребенок сам, а его питомец должен их поменять и концентрировать свое внимание на своем хозяине и игре.

    Игра №5 «Обращение с предметами»

    Эта игра заключается в том, что ребенок дарит собаке как можно больше впечатлений. Он побуждает ее тут и там запрыгнуть на камень, скамейку, перепрыгнуть через поваленное дерево и т.п. Таким образом, собака не только теряет страх перед неизведанным, но и приобретает много полезных навыков, узнает свои возможности и учится больше доверять ребенку.

    Игра №6 «Пребывание в толпе людей»

    Несколько детей организуют круг, ребенок с собакой должен пройти мимо каждого змейкой, потом дети выстаиваются в ряд, а обучающийся должен подойти к каждому и поздороваться с ними. Когда собака и ее хозяин справились с заданием, упражнение усложняется: дети начинают бегать вокруг собаки и издают различные звуки. Упражнение нужно для того, чтобы собака умела правильно реагировать на различные ситуации.

    Ира №7 «Препятствие из ног»

    Эта игра заключается в следующем: маленькая собака пробегает между лапами большой. Ребенок усаживает маленькую собаку с одной стороны стоящей большой собаки, а сам встает с другой, после чего подзывает свою собачку. Потом эта игра может усложняться: например – маленькая собака сначала запрыгивает на спину большой, спрыгивает с другой стороны, а потом пробегает под ней, совершая, таким образом, полный круг.

    Приложение № 5

     

    Афоризмы про животных

    • Собака – друг человека, пока не сядет к нему на шею
    • Если у вас на душе кошки скребут, попробуйте обзавестись собакой
    • Собаки – это дар богов тем, кто ищет идеал на земле
    • Конура, луна и кости избавляют нас от злости
    • Полноценной собакой является лишь дрессированная собака!
    • Вожак стаи – это не только любовь, но и требовательности
    • Собак любят ни за что-то, а несмотря ни на что
    • Чтобы успешно обучать свою собаку, вы должны научиться быть собакой
    • Во время дрессировки собаку учат не смыслу слов команды, а ее выполнению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

    обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

    Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования

    Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

    Из опыта работы педагога дополнительного образования детей

    В помощь педагогам дополнительного образования....

    Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

    Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя музея  Дудко З.Н.Целью обобщения опыта является  развитие ...

    Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

    Вечер – портрет «И даже через много лет  зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...

    Выступление из опыта работы педагога дополнительного образования И. А. Никулиной по программе

    «Применение учебно – методического комплекса при обучении детей вокально – эстрадному  пению» Целевая аудитории: педагоги дополнительного образования, руководители вокальных, хоровых студий,...

    Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

    В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....