Профориентационное занятие "Мои индивидуальные особенности"
методическая разработка по психологии (10 класс)

Еремина Т.А.

Тема: «Мои индивидуальные особенности»

Цели:

  • разъяснить учащимся значение понятия «способности»;
  • ознакомить с видами способностей;
  • исследовать коммуникативные, организаторские, технические и математические способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_proforientatsii.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по профориентации

Тема: «Мои индивидуальные особенности»

Цели:

  • разъяснить учащимся значение понятия «способности»;
  • ознакомить с видами способностей;
  • исследовать коммуникативные, организаторские, технические и математические способности.

План урока 1:

  1. Организационный момент (5 минут).
  2. Способности. Виды способностей. Классификация специальных способностей (25 минут).
  3. Тест «Технические способности» (10 минут).
  4. Подведение итогов (5 минут).

План урока 2:

  1. Организационный момент (5 минут).
  2. Вопросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (20 минут).
  3. Методика «Числовые ряды» (15 минут).
  4. Подведение итогов (5 минут).

Для занятия необходимо:

  1.  Теоретический материал «Способности. Виды способностей»;
  2. Тест «Технические способности» - по количеству учащихся;
  3. Вопросник «Коммуникативные и организаторские склонности»;
  4. Бланки ответов к вопроснику «Коммуникативные и организаторские склонности» - по количеству учащихся;
  5. Методика «Числовые ряды» - по количеству учащихся.


Ход урока 1

  1. Организационный момент.
  2. Способности. Виды способностей. Классификация специальных способностей

Успешность деятельности зависит от многих факторов, и прежде всего – от способностей человека.

Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности.

От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем старании, - лишь среднего уровня.

Если человек хорошо различает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту, бухгалтеру и т.д. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Виды способностей

Общие –

одинаково важны для многих видов деятельности

Специальные –

необходимы для какого-то конкретного вида деятельности

Находчивость,

Сообразительность,

Работоспособность,

Целеустремленность и др.

Педагогические,

Технические,

Литературные и др.

Классификация специальных способностей

Литературные

Творческое мышление, хорошо развитая речь, успешное усвоение иностранных языков.

Технические

Интерес к технике, стремление разбираться в ней, успешное усвоение физики, математики, черчения.

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение руководить.

Математические

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, логические мышление.

Педагогические

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям.

Художественные

Творческое воображение, умение создавать и сохранять образы в памяти, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность.

3. Тест «Технические способности»

Инструкция: внимательно прочитайте каждое из предложенных 12 заданий. К каждому заданию даны три варианта ответов. Выберите из них один, который, по Вашему мнению, является правильным, и запишите его.

Правильные ответы: 1-б, 2-в, 3-в, 4-в, 5-б, 6-б, 7-в, 8-б, 9-б, 10-в, 11-в, 12-б.

От 10 до 12 правильных ответов. У Вас хорошие технические способности.

От 7 до 9 правильных ответов. У Вас средние технические способности.

От 1 до 6 правильных ответов. У Вас слабые технические способности.

4. Подведение итогов


Ход урока 2

1. Организационный момент

2. Вопросник «Коммуникативные и организаторские склонности»

Инструкция: «Вам следует ответить на все предложенные вопросы. Если Ваш ответ положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы записываете ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. При ответе на вопросы обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними».

Вопросник

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить своих друзей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших друзей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься организацией школьных вечеров, встреч с друзьями?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за какими-либо занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать со своими друзьями различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши друзья действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы решаете вопросы, затрагивающие интересы Ваших друзей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в чужую для Вас компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими друзьями?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих родных?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих друзей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вам не нравится находиться в большой компании?

Обработка результатов

  1. Подсчитать количество «+» в первом и третьем столбцах.
  2. Подсчитать количество «-» во втором и четвертом столбцах.
  3. Сложить результаты первого и второго столбика; сложить результаты второго и четвертого столбика.

Уровень проявления

коммуникативных способностей

Уровень проявления

организаторских способностей

2-9 – низкий

10-11 – ниже среднего

12-13 – средний

14-15 – выше среднего

16-20 - высокий

4-11 – низкий

12-13 – ниже среднего

14 – средний

15-16 – выше среднего

17-20 - высокий

3. Методика «Числовые ряды»

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждый ряд чисел и в тетрадь запишите для каждого ряда такие два числа, которые продолжают данный числовой ряд».

Примеры:

2

4

6

8

10

12

14

16

10

9

8

7

6

5

4

3

3

3

4

4

5

5

6

6

1

7

2

7

3

7

4

7

Ряд

Числа

3

4

5

6

7

8

5

10

5

20

25

30

8

7

6

5

4

3

9

9

7

7

5

5

3

6

9

12

15

18

8

2

6

2

4

2

5

9

12

13

16

17

27

27

23

23

19

19

8

9

12

13

16

17

1

2

4

8

16

32

22

19

17

14

12

9

4

5

7

10

14

19

12

14

13

15

14

16

24

23

21

20

18

17

16

8

4

2

1

½

18

14

17

13

26

37

21

18

16

15

12

10

2

5

10

17

26

37

21

18

16

15

12

10

3

6

8

16

18

36

Правильные ответы

ряд

числа

ряд

числа

ряд

числа

ряд

числа

1

9, 10

6

2, 2

11

7, 4

16

25, 36

2

35, 40

7

22, 33

12

25, 32

17

9, 6

3

2, 1

8

15, 15

13

15, 17

18

50, 65

4

3, 3

9

20, 21

14

15, 14

19

9, 6

5

21, 24

10

64, 128

15

1/4, 1/8

20

38, 76

От 15 до 20 задач решено правильно. У Вас хорошее математическое мышление.

От 9 до 14 задач решено правильно. У Вас среднее математическое мышление.

Если Вы затрудняетесь при решении подобных задач, это может означать, что Вы плохо анализируете цифровой материал, не видите скрытых закономерностей, поэтому не можете ими воспользоваться. Ваши математические способности развиты слабо.

4. Подведение итогов


Вопросник «Коммуникативные и организаторские способности»

Инструкция: «Вам следует ответить на все предложенные вопросы. Если Ваш ответ положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы записываете ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. При ответе на вопросы обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними».

Вопросы:

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить своих друзей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших друзей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься организацией школьных вечеров, встреч с друзьями?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за какими-либо занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать со своими друзьями различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши друзья действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы решаете вопросы, затрагивающие интересы Ваших друзей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в чужую для Вас компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими друзьями?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих родных?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих друзей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вам не нравится находиться в большой компании?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

развитие индивидуальных особенностей ученика на уроках химии.

Я работаю в МКОУ СОШ№12 около 5 лет. Моя тема по самообразованию-это развитие индивидуальных способностей ученика на уроках химии.Высокий темп реализации учебной программы по химии, уровень сложности ...

«Технология развития мыслительных операций анализа и синтеза с учетом индивидуальных особенностей устойчивости внимания»

Описание апробации методической разработки по математике, в рамках научно-исследовательской работы в школе....

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Опыт работы "Восхождение к индивидуальности /особенности организации индивидуального и дифференцированного обучения на уроках биологии/"

Переход российского образования на личностно-ориентированное обучение и воспитание берет свое начало в 90-х годах ХХ столетия, но введение технологии индивидуального  и дифференцированного подход...

Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности

Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности...