Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования
методическая разработка по психологии (10 класс)

Еремина Т.А.

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности потому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slagaemye_vybora_profilya_obucheniya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Слагаемые выбора профиля обучения

и направления дальнейшего образования

Программа курса профильной ориентации для учащихся девятых классов

общеобразовательных школ

Пояснительная записка

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности потому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием.

Основные цели курса:

1. Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;

2. Создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Основные задачи курса:

  1. Познакомить старшеклассников с существующими взглядами на проблемы профессиональной карьеры с ценностно-смысловых позиций.

2. Сформировать начальные навыки использования методических приемов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам.

3. Способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении представления в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха.

4. Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала в области социальной деятельности.

Формы проведения занятий

  1. Мини лекции и семинары с элементами дискуссий.
  2. Создание эвристических ситуаций.
  3. Демонстрация и проведение методик с их последующим обсуждением.
  4. Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.

Внутренняя логика курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик, тематика которых связана с основной идеей занятия.

Следует детально объяснить старшеклассникам, что целью проведения используемых методик является не «диагностика» их мировоззренческой позиции самоопределяющегося человека, а активизация такой позиции, создание условий для совместного обсуждения этих сложнейших вопросов.

Начальный этап работы с проблемами ценностей и смыслов сопровождается методикой «Как поживаешь», с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей(в обыденном понимании) и предложить, с точки зрения каких стереотипов людей подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются.

Занятие, посвященное многообразию ценностей, удачно сочетается с методикой Голланда, отличающиеся от других профдиагностических средств выделением групп людей, представителей различных типов профессиональной среды, обладающих различными ценностными ориентациями и представлениями о комфортной профессиональной ситуации.

Остальным темам курса, в которых происходит непосредственный переход к проблемам связи ценностей ориентаций человека и проблем его карьерного роста, соответствует комплекс методических приемов, выраженных в виде трех сопряженных между собой опросников, способствующих становлению позиции учащегося в ответе на триаду вопросов «Кем - Каким - Зачем?». Методика базируется на активизации размышления подростков о мотивах выбора тех или иных профессий и состоит из трех взаимосвязанных частей: «Кем?» (кем по профессии хотел бы стать?); «Каким?» (каким хотел бы стать, какие основные качества хотел бы использовать в профессии?); «Зачем?» (ради каких ценностей хотел бы трудиться?) По мнению данного автора, «золотая середина» между корректностью и педагогической смелостью заключается в том, что действия  педагога, работающего с подростками, должны быть смелыми и даже отчаянными по содержанию, по смыслу, но очень деликатными и тактичными по форме».

Завершается ориентационный курс индивидуальными консультациями и процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.


Тематический план

Темы и разделы

Количество часов

теория

практика

1.

Смыслы и ценности в жизни человека

Активизирующая методика «Как поживаешь»

2

2

2.

Многообразие ценностей. Типичные ошибки и затруднения при выборе профиля

Методика Голланда

2

1

3.

Внешний мир и ценности человека

Проективная педагогическая методика «Карта города»

1

1

4.

Мои индивидуальные особенности и требования, предъявляемые избираемым профилем и направлением дальнейшего образования

Активизирующая методика «Будь готов!»

2

3

5.

Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «кем быть?»

Активизирующая методика «Кем?» («За и против-1»)

2

2

6.

Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «каким быть?»

Активизирующая методика «Каким?» («За и против-2»)

2

2

7.

Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере. Зачем человек делает карьеру?

Активизирующая методика «Зачем?» («За и против-3»)

2

2

8.

Итоговая работа

2

9.

Индивидуальное консультирование

2

Итого:

13

17

Всего:

30


 

Содержание программы

1. Смыслы и ценности в жизни человека

Мировоззрение человека и смыслы его деятельности. Частное и общее: от проблемы смысла труда к проблеме смысла жизни. Жизнь ради идеи, жизнь ради людей, жизнь ради себя. Ценности, ценностные отношения и ориентации. Ценностные ориентации подростков и их профессиональное будущее.

Диагностико-разивающие процедуры и самостоятельная работа

Активизирующая методика «Как поживаешь» (индивидуальные приоритеты различных жизненных ценностей).

2. Многообразие ценностей. Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии

Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Ценности людей с разным уровнем образования и разным образовательным запросом. «Мужские» и «женские» профессиональные ценности. Ценностные ориентации различных профессиональных групп (реалистическая, интеллектуальная, социальная, артистическая, предпринимательская, конвенциональная). Ошибки и затруднения при выборе профиля.

Диагностико-разивающие процедуры и самостоятельная работа

Методика Голланда.

3. Внешний мир и ценности человека

Социокультурная образовательная среда (семья, школьная среда, референтная группа) и ценности человека. Социокультурный кризис и ценностные ориентации. Факторы социализации человека и его ценности. Зависимость ценностных ориентаций от макрофакторов социализации (страна, менталитет этноса, общество, социальные структуры, экономика, государство), мезофакторов социализации (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры), микрофакторов социализации (семья, соседство, группы сверстников). Средства массовой информации и ценностные ориентации.

Диагностико-разивающие процедуры и самостоятельная работа

Проективная педагогическая методика «Карта города». Работа с литературой, газетами, журналами.

4. Мои индивидуальные особенности и требования, предъявляемые избираемым профилем и направлением дальнейшего образования

Кем и каким я хочу быть? Кем и каким я могу быть? За что я собираюсь получать зарплату?

Диагностико-разивающие процедуры и самостоятельная работа

Активизирующая методика «Будь готов!»

5. Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «кем быть?»

Жизненная и профессиональная карьера. Профессия, профессиональная востребованность человека, профессиональная компетенция человека как ценность. Человеческие и профессиональные качества как ценность. Карьера как самостоятельная ценность. Увлеченность карьерой. Вертикальная и горизонтальная карьера.

Диагностико-разивающие процедуры и самостоятельная работа

Активизирующая методика «Кем?» («За и против-1»)

6. Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «каким быть?»

Карьера как средство достижения внепрофессиональных целей и стремления к внепрофессиональным ценностям. Позитивные и негативные стороны карьеризма. Карьерный рост как социально одобряемая и социально неодобряемая ценность. Искусство быть лидером.

Диагностико-разивающие процедуры и самостоятельная работа

Активизирующая методика «Каким?» («За и против-2»)

7. Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере. Зачем человек делает карьеру?

Финансовая свобода как профессиональная ценность. Элитарные ориентации современников. Имидж успешного профессионала. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности.

Жизненный успех как перемещение по социальным уровням и как творческая самореализация. «Неочевидные» профессиональные ценности (свобода, эмпатия, альтруизм, терпимость).

Диагностико-разивающие процедуры и самостоятельная работа

Активизирующая методика «Зачем?» («За и против-3»)

8. Итоговая работа

Отработка усвоения информационных блоков программы. Получение позитивной обратной связи.

9. Индивидуальное консультирование

Дополнительная информационная поддержка, психодиагностика, реализация активизирующих опросников по запросам учащихся или их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...

Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...

Календарно-тематическое планирование курса предпрофильной подготовки «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических проце­дур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному на...

Этапы подготовки к выбору профиля обучения на среднем уровне общего образования.

Возможности выбора профильного направления обучения в школе и современные варианты индивидуальных образовательных траекторий позволяют старшеклассникам максимально индивидуализировать обучение с учето...