Коррекционно-развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Прончатова Валентина Валерьевна

Данная информация будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

«Коррекционно – развивающие методы

в работе учителя с детьми с ОВЗ».

 


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались для достаточно сложного, но нужного разговора об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация инклюзивного подхода в образовании предполагает особые требования к работе администрации и коллектива учебного заведения. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что же необходимо для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы.

Реалии таковы, что часть условий мы создать можем, но существуют барьеры, которые нам преодолеть пока сложно:

Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).

Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к детям с ОВЗ со стороны родителей обычных детей, общественности в широком смысле слова). Отсутствие толерантного отношения в окружении «особенного» ребенка. Непринятие социумом (классом) особенностей развития и поведения ребенка с ОВЗ.

Неготовность/нежелание изменять способы подачи информации, формы выполнения задания. Нежелание применять средства профилактики утомления (использование физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр, релаксации), рефлексию, коррекционно – развивающие методы в своей работе с «особенным» ребенком.  

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

     Обычный учитель может быть успешен, может преодолеть все имеющиеся психологические барьеры при условии, если:

- он достаточно гибок;

- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

- он уважает индивидуальные различия и особенности ребенка;

- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде;

- он согласен учиться и обучаться новым методам, техникам и приемам.

А теперь на примере учеников, обучающихся в нашей гимназии, разберем проблемы и возможные способы коррекции.

1.   Начнем с особенностей развития и поведения учащихся, обучающихся в начальной школе:

- темп выполнения заданий очень низкий;

- нуждаются в постоянной помощи взрослого;

- обладают низким уровнем развития познавательных процессов;

- инфантильны;

- нарушена координация движений;

- низкая самооценка;

- повышена тревожность;

- плохо развита мелкая и крупная моторика;

- быстро устают;

- социальная дезадаптация.

Коррекционно – развивающие методы и упражнения, используемые в начальной школе:

Поэтапное разъяснение заданий и последовательное выполнение, повторение инструкции.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

Разрешение переделать задание, с которым он не справился с последующей оценкой переделанных работ;

Перемена видов деятельности, чередование занятий и физминуток, использование игровых ситуаций. Игры несут вспомогательную функцию во всём процессе обучения. Разнообразные активные формы игр помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Деятельность данного типа может приносит много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.

Использование методов рефлексии (получение обратной связи). Очень удобен в использовании прием «Светофор».

Прием «Светофор» (можно использовать на на этапе подведения итога урока).

Зелёный цвет - был активен на уроке, урок понравился, материал урока понял;

Желтый цвет-урок понравился, но остались вопросы к учителю по изученной теме урока.

Красный цвет- урок не понравился, на уроке был не активным, изучаемый материал на уроке не вызвал интерес.

2.   Наибольшее количество детей, имеющих отклонения в развитии, обучаются в среднем и старшем звене гимназии и имеют свои отличительные особенности развития и поведения:

- низкая самооценка;

- повышенный уровень тревожности;

- быстро устают;

- излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы;

- низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижена способность к приёму и переработке информации;

- они нуждаются в постоянной помощи взрослого, отсутствие инициативы и самостоятельности;

- социальная дезадаптация.

Коррекционно – развивающие методы и упражнения, используемые в среднем и старшем звене:

  Совместная работа с педагогом. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Использование повторения как средства формирования прочных знаний. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Активное привлечение учащихся с ОВЗ к общественной жизни школы. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса, но нет желания участвовать нигде. Учащиеся настолько привыкли, что отделены от классного коллектива, что не проявляют инициативы и желания.

Использование проектной деятельности. Метод проектов в организации обучения детей с ОВЗ помогает создать для детей непринуждённую среду, обстановку для работы, побудить ученика к активной деятельности и творческим посылам; развивать не только заинтересованность в учёбе, но и желание приобретать знания и навыки. Методы проектов дают возможность получать постоянную результативность, поэтому педагогу важно быть в тесном контакте с родителями школьника, для улучшения познаний особенностей обучаемого ребёнка, и для своевременного внесения корректировок в методы и вынесение предположений о конечных результатах.

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Использование рефлексии в конце занятия. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Закончить хочу словами педагога Древнего Рима Квинтилиана «Учиться никогда не поздно!»

Ведь наша общая задача - создать такую безбарьерную образовательную среду, в которой каждый ребенок, независимо от социального статуса, национальности, состояния здоровья, будет чувствовать себя уверенно, комфортно, будет расти и развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР

Программа  относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...

Основные методы работы учителя с детьми с ОВЗ

Основные методы работы учителя с детьми с ОВЗ...

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...