КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
план-конспект

Татьяна Викторовна Клочкова

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly_nizh.kraya_.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

КОНСПЕКТ

коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи

с детьми старшей группы

                                         «Весенние посиделки.»

                                              Выполнили:

                                                                      воспитатель: И.Ю.Казакова

                                                                           учитель-логопед: Т.В.Клочкова

Г.Дзержинск 2017г.

ХОД ЗАНЯТИЯ

     Под фонограмму мелодии о Нижнем Новгороде дети заходят в зал, рассаживаются на свои места. Начинается показ слайдов с достопримечательностями Нижнего Новгорода и области.

     Воспитатель: «Прозвучала песня о крае, в котором мы живем. Как называется наш край?

     Дети: «Нижегородский».

     Воспитатель: «Правильно. Наша земля Нижегородская знаменита на всю страну своими народными промыслами. Сейчас наши ребята расскажут о некоторых из них, о том, где живут мастера, что они делают.

     Дети читают стихи.

Есть на Волге город древний, под названьем Городец.

Славится по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас маня.

Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

Вы не знаете, ребята, отчего и почему

Очень часто называют золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?

 Может всюду там сияют золотые купола?

Деревянная, резная, расписная Хохлома!

Удивительной посудой – вот чем славится она!

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым земляничка цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома, золотая хохлома!

Тук-тук, щелк-щелк.

Здесь мужик, медведь и волк.

Деревянные игрушки то медведи, то старушки.

То сидят, а то стучат, ребятишек всех смешат.

(одновременно с чтением стихов идет показ слайдов о нижегородских народных промыслах, упоминающихся в стихах)

     Воспитатель: «На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

                                Собирали посиделки пожилых и молодых.

                                При лучине ли сидели иль под ясный небосвод

                                Говорили, песни пели и водили хоровод.

                                А играли как? В «горелки».

                                Словом эти посиделки были праздником души.

                                Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

                                Мир вам, красные девицы. Добрым молодцам поклон.

                                К нам пришли повеселиться вы сюда со всех сторон.

                                Мы вас в гости приглашаем, да в крестьянскую избу.

                                Посиделки начинаем в нашем дружеском кругу.

(показ слайдов: «деревенские посиделки», «хоровод»)

Выходит хозяйка деревенской избы.

     Учитель-логопед, обращаясь к сидящим детям: «Здравствуйте, гости дорогие. Проходите в горницу. Давайте знакомиться. Кто вы?

     Дети: «Мы – девицы-мастерицы».

                «Мы – добры молодцы».

                 «Мы – кузнецы-удальцы».

     Учитель-логопед: «А все мы  - жители Нижегородского края. Расскажите-ка мне, чем прославили наш край народные умельцы?

     Дети: «Искусной вышивкой и художественной ковкой».

     Учитель-логопед: «Учились мастерству с детских лет. Ну-ка, девицы-мастерицы, в сундучок мой загляните, да что там лежит – всем ребятам покажите».

    ( Дети вытаскивают из сундучка различные предметы и составляют предложения со словами, в которых есть звук «ц»)    

      Дети:    Это ножницы, чтобы резать ситец.

                    Это спицы, чтобы вязать рукавицы.

                    Это пуговицы, чтобы пришивать на платьице.

                    Это пяльцы, чтобы вышивать полотенца.

     Учитель-логопед: «Как девицу нельзя было представить без рукоделия, так и добра молодца без коня».

  (звучит фонограмма песни «Белый конь», дети имитируют езду на лошадях, ударяя бубенцами в такт мелодии)

     Учитель-логопед: «Добры молодцы! Красны девицы хотят вас о чем-то спросить».

     Девицы:    « Цынцы-брынцы, куда едешь?

     Молодцы:  «Цынцы-брынцы, в городок.

     Девицы:     « Цынцы-брынцы, чего купишь?

     Молодцы:   «Цынцы-брынцы - молоток».

     Девицы:      «Да вот наши кузнецы вам помогут от души!»

     Молодцы:   «Кузнецы-удальцы, расковались жеребцы.

                             Подкуете их опять?»

     Кузнецы:      «Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова,

                              раз, два и готово».

(звучит фонограмма мелодии «Во кузнице» и дети имитируют ковку подков)

     Учитель-логопед: «Ну а грамоте-то вы обучены, гости мои?

(Учитель-логопед приглашает детей к мольбертам, на которых висят плакаты с заданиями по автоматизации звука «ц» изолированно, в слогах и связном тексте. Каждый мольберт покрыт большим красивым платком. На платках висят иллюстрации с изображением городецкой вышивки, нижегородского гипюра и павловской художественной ковки).

     Учитель-логопед: «Здесь платки не просто так, на них картинки висят. Ты картинки назови, да платочек подними.

(дети определяют по картинкам вид нижегородского промысла и открывают мольберты с заданиями)

     Учитель-логопед: « Вы, девицы-мастерицы, ищите полотенца со слогом «ца». Они у вас загрязнились.

     Кузнецы-удальцы! Вам цепи ковать, да одинаковые буквы соединять.

     Добры молодцы! Чтоб зимой верхом скакать, пару рукавиц надобно отыскать, что под ними -  прочитать.

(дети по группам выполняют задания каждая около своего мольберта).

     Учитель-логопед: «Дети! Какая буква встречалась во всех заданиях?

     Дети: «Буква «ц».

     Учитель-логопед: «Правильно. Ну, а рассказы-то вы умеете рассказывать?

     Дети: «Умеем».

(Все дети по цепочке составляют цепной рассказ «Девица и молодец»).

     Воспитатель: «На посиделках не только трудились и работали, но и веселились, песни пели, в игры играли, хороводы водили:

     Что вы, гости, тут сидите?

     Аль плясать вы не хотите?

     Крепче за руки беритесь

     В круг скорее становитесь.

     Вместе с нами веселитесь».

(Дети вместе с воспитателем исполняют хоровод «По малину в сад пойдем»)

     Воспитатель: «Как у нас тепло и уютно. Отгадайте загадку».

     Ребенок читает загадку:

«В избе – изба, на избе – труба,

  Зашумело в избе, загудело в трубе.

  Видит пламя народ, а тушить не идет».

     Воспитатель: «Что это?»

     Дети: «Печка».

     Воспитатель: «Правильно, это печка. Весь день пыхтит, старается. Печь избу согревает да кормит. Щи да кашу варит, пироги да блины печет. Давайте-ка и мы про блины песню споем».

(Дети вместе с воспитателем исполняют песню «Ой, блины, блины, блины…»)

      Дети: «Велика Россия наша

                   И талантлив наш народ,

                   Ложкари играть начнут.

                   Ноги сами в пляс пойдут.

                   От зари и до зари веселятся ложкари».

(Выступает оркестр ложкарей.)

      Воспитатель: «Жива традиция, жива.

                                 От поколенья старшего

                                  Важны обряды и слова

                                  Из прошлого из нашего».

       Ребенок: «Мы делились новостями,

                          Мы старались вас развлечь,

                          Мы прощаемся с гостями,

                          Говоря: «До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

занятие по развитию связной речи в старшей группе

В данном занятии активизируются знания детей о весне, перелетных птицах  через умение составлять рассказ описание с помощью мнемокарточек, в игровой форме отрабатываются предложно-падежные констр...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...