Методическая разработка внеклассного занятия "Профилактика эмоционального выгорания"
методическая разработка по психологии

Ложкина Наталья Васильевна

Методическая разработка практико-ориентированного занятия с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания» предназначена для проведения занятия со студентами медицинского колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

внеклассного занятия

по теме:

«ПРОФИЛАКТИКА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Составитель: преподаватель

психологии Ложкина Н.В.

Миасс

2017

Содержание

Характеристика занятия………………………………………………….

3

Методическое пояснение…………………………………………………

4

Этапы планирования занятия…………………………………………….

6

Содержание занятия………………………………………………………

7

Список использованных источников……………………………………

13

Приложения……………………………………………………………….

14


Характеристика занятия

Тема занятия: Профилактика эмоционального выгорания

Форма занятия: Практическое занятие с элементами тренинга

Цели:

Образовательная: Формирование понятия об эмоциональном выгорании, его симптомах и профилактике.

Развивающая: Развитие умений саморегуляции.

Воспитательная: Воспитывать стремление к самосовершенствованию

Методы: частично-поисковый, практический.

Методические приемы: беседа, лекция, демонстрация, психологическое тестирование, тренинговые упражнения.

Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийная установка, бланки ответов, листы бумаги для выполнения упражнений, листы бумаги для синквейна, сборный лист для синквейна.


Методическое пояснение

Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

Давно признано, что работа с определенными группами больных является дополнительным психотравмирующим фактором. К ним относятся люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, лица с психическими расстройствами.

Поэтому существует очень высокий риск возникновения эмоционального выгорания медицинских сестер и фельдшеров.

Однако в учебном процессе этой проблеме уделяется очень мало времени. Синдром эмоционального выгорания упоминается при изучении дисциплин: Психология, Этика и деонтология, Введение в специальность, однако не предусмотрено подробное изучение его проявлений, причин и профилактики.

Это подтверждает актуальность проведения практико-ориентированного занятия с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания» для студентов выпускного курса специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело».

Цели занятия: Образовательная: Формирование понятия об эмоциональном выгорании, его симптомах и профилактике.

Развивающая: Развитие умений саморегуляции.

Воспитательная: Воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Чтобы достичь этих целей, в занятие включены и знакомство с теоретическим материалом и практическая часть, включающая психодиагностику и элементы тренинга. Для того чтобы усвоение нового было более интенсивным, в течение всего занятия используется мультимедийная презентация.

Для мотивации учащихся используются методы постановки цели студентами и игра в «Ассоциации».

Изучение нового материала включает понятие о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), его основные симптомы, причины и меры по профилактике и снижению выраженности СЭВ.

Существуют различные методики, определяющие выраженность эмоционального выгорания или склонность к нему, для занятия отобрана методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание». Это информативная, краткая методика, достаточно простая в обработке.

Включенные в занятие тренинговые упражнения позволят студентам в игровой форме понять, что личность человека целостна, и изменение одного качества приводит к изменению личности в целом, а также покажут возможности саморегуляции через релаксацию.

Для подведения итогов занятия используется синквейн, который позволяет не только подвести итоги занятия, но и проявить творческие способности студентам.


Этапы планирования занятия

Этап учебного занятия

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Используемые средства обучения

Время

1. Организационный момент

Приветствует студентов

Приветствуют преподавателя

2 мин.

Формулирует тему занятия, ставит цель

занятия

Осмысливают поставленные преподавателем учебные цели.

Презентация

 Слайды 1-3

2. Мотивация

Ставит проблемные вопросы

Отвечают на вопросы, понимают необходимость изучения темы

Презентация

 Слайды 4-14

5 мин.

3. Изложение нового материала

Излагает материал, управляет показом презентации, дает пояснения и комментарии, ставит вопросы

Внимательно слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя

Презентация

 Слайды 15-31

6 мин.

4. Практическая часть

Объясняет порядок выполнения методики диагностики

Отвечают на вопросы методики, обрабатывают и интерпретируют ее результаты.

Презентация

 Слайды 32-40, бланки методики

10 мин.

Ставит вопрос о профилактике эмоционального выгорания

Отвечают на вопросы

Презентация

 Слайды 41-48

2 мин.

Объясняет выполнение разминочного упражнения «Чемодан»

Выполняют упражнение

Презентация

 Слайды 49-51

8 мин.

Объясняет правила проведения релаксации

Выполняют релаксацию

Презентация

Слайды 52-98  

Видеоклип «Музыка дождя»

5 мин.

5.Рефлексия

Объясняет правила построения синквейна

Составляют синквейн, читают его, закрепляют на сборном листе

Презентация

 Слайды 99-103

7 мин.


Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Проблемные вопросы:

- Кто должен знать об эмоциональном выгорании?

- Для чего нужно знать об эмоциональном выгорании?

- Какие ассоциации у вас возникают при словосочетании «эмоциональное выгорание»?

- Попытайтесь дать определение эмоционального выгорания.

3. Изложение нового материала.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников – профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. Ведь их рабочий день – это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности.

Основными симптомами СЭВ являются:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы; Вопрос студентам: Назовите возможные психосоматические проблемы. (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница).

3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

В результате работник перестает качественно выполнять профессиональные обязанности и попадает в замкнутый круг (рис.1).

 

Рис. 1. Замкнутый круг эмоционального выгорания

- Назовите возможные причины синдрома эмоционального выгорания.

Причины синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников:

1) контакты с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужой болью и безысходностью, которые несут отрицательные эмоции;

2) повышенные требования профессиональной компетентности;

3) ответственность за жизнь и здоровье людей;

4) высокий уровень смертности пациентов;

5) неуверенность в социально – экономической стабильности;

6) соматические проблемы, которые образуются в результате высокой физической нагрузке во время рабочего дня (проблемы с позвоночником, суставами, варикозное расширение вен и др.).

Также влияет:

стаж работы в профессии (чем больше – тем выше риск);

семейное положение (риск выше у холостых);

удовлетворенность профессией.

- Что можно использовать для профилактики и снижения выраженности эмоционального выгорания.

Профилактика эмоционального выгорания:

  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).


3. Практическая часть

Тест: «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

 для медицинских работников

Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

1

Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ной), без ярких эмоций и чувств

0 1 2 3 4 5 6

2

К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон

0 1 2 3 4 5 6

3

По утрам в рабочие дни у меня плохое настроение, я считаю дни и часы до выходных

0 1 2 3 4 5 6

4

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты, и использую это для более успешного лечения

0 1 2 3 4 5 6

5

Я общаюсь с моими пациентами (больными) только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести время общения с ними к минимуму

0 1 2 3 4 5 6

6

Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой)

0 1 2 3 4 5 6

7

Я умею находить правильное решение в трудных ситуациях с больными и коллегами

0 1 2 3 4 5 6

8

Я чувствую неудовлетворенность и потерю интереса к моей работе

0 1 2 3 4 5 6

9

Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов)

0 1 2 3 4 5 6

10

В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным(ой) и бесчувственным по отношению к тем, с кем мне приходится работать

0 1 2 3 4 5 6

11

Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня

0 1 2 3 4 5 6

12

Я работаю с удовольствием, и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием. Я верю в их осуществление

0 1 2 3 4 5 6

13

Я испытываю все больше жизненных разочарований

0 1 2 3 4 5 6

14

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше

0 1 2 3 4 5 6

15

Я стараюсь эмоционально не реагировать на «трудных» (конфликтных) пациентов

0 1 2 3 4 5 6

16

Мне хочется уединится и отдохнуть от всего и всех

0 1 2 3 4 5 6

17

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношении с моими коллегами и в отношениях с моими больными

0 1 2 3 4 5 6

18

Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера

0 1 2 3 4 5 6

19

Я многое успеваю сделать за день

0 1 2 3 4 5 6

20

Я чувствую себя на пределе возможностей

0 1 2 3 4 5 6

21

Я много смогу достичь в своей жизни

0 1 2 3 4 5 6

22

Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности

0 1 2 3 4 5 6

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей и соотносятся с тестовыми нормами.

Шкала Эмоциональное истощение

0-16 – низкий уровень (1 балл интегрального показателя)

17-25 – средний уровень (2 балла)

25-34 – высокий уровень (3 балла)

35-54 – очень высокий уровень (5 баллов)

Шкала Деперсонализация

0-4 – низкий уровень (1 балл)

5-12 – средний уровень (2 балла)

13-15 – высокий уровень (3 балла)

16-30 – очень высокий уровень (5 баллов)

Шкала Редукция профессионализма

37-48 – низкий уровень (1 балл)

28-36 – средний уровень (2 балла)

22-27 – высокий уровень (3 балла)

0-21 – очень высокий уровень (5 баллов)

Интегральный показатель профессионального (эмоционального) выгорания

3-4 балла – низкая степень

5-6 – средняя степень

7-9 – высокая степень

10-15 – очень высокая степень

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания.

Упражнение «Чемодан»

Цель: развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей восприятия себя другими.

Каждый из Вас собирается в дорогу. Для каждого подготовлен чемодан (листок с вашим именем). В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем (в колонку «Взять в дорогу». Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над которыми ему необходимо активно поработать (в колонку «Оставить»).

- Сделайте вывод по упражнению. Что из написанных качеств действительно относятся к Вам, а какие качества Вы в себе не замечали?

Релаксация

Одной из важных составляющих профилактики эмоционального выгорания является релаксация. Она позволяет быстро отдохнуть, снять физическое и эмоциональное напряжение, а также может быть использована для самовнушения.

Релаксацию лучше проводить в тихом, затемненном помещении, максимально уменьшив отвлекающие факторы. Релаксации способствуют: удобная поза, тихая, спокойная музыка, приятный видеоряд.

5. Рефлексия.

Предлагаю обменяться впечатлениями о занятии необычным способом: составьте синквейн.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

·        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

·        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

·        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

·        четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

·        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Прочитать несколько синквейнов.

Сделать общий вывод.

Раздать памятки по профилактике эмоционального выгорания.


Список использованных источников

  1. Водопьянова Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон «Опросник профессионального (эмоционального) выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/391-oprosnik-professionalnoe-emotsionalnoe-vygoranie-pv-metodika-k-maslach-i-s-dzhekson-adaptatsiya-n-vodopyanova-e-starchenkova-testy-dlya-diagnostiki-sindroma-pv
  2. Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767
  3. Релаксация [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://psihomed.com/relaksatsiya/
  4. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.neuroplus.ru/bolezni/simptomy-i-sindromy/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya.html
  5. Упражнение «Чемодан в дорогу» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/7/training/97.html
  6. Якуничева О. Н. Медицинская психология. Курс лекций: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2017.- 176 с.


Приложения



Предварительный просмотр:

Правила отдыха

Отдых должен быть порционным

То есть лучше отдыхать часто по чуть-чуть. Хороший режим работы: 50 минут работы, 10 минут отдыха. Причем 10 минут лучше устроить себе небольшую зарядку: потанцевать, попрыгать, поразминаться. Следущие десять минут - можно пойти попить чай, следущие - порасслабляться и помедитировать и так далее.

Отдых должен быть активным

В течение дня - отдых активный. Смена видов деятельности - лучший отдых. Допустим, 50 минут позанимались чем-то, требующим ума, 10 минут отдохнули, следующие 50 минут - чем-то, что ума не требует, и так далее.

Отдых должен быть правильным

То есть восстанавливающим силы. Отдых не должен сводиться к тупому смотрению в Интернете картинок или прочей высокоинтеллектуальной деятельности. Отдых - это прогулка, чай в умеренных количествах, танцы, физические упражнения и так далее.

Сон - главный отдых

Его нельзя урезать. Урезать сон - преступление по отношению к организму.

Варианты отдыха

  • Душ. Особенно констрастный с растираниями.
  • Любые умеренные физические нагрузки.
  • Аутотренинг, расслабления.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Лицевая гимнастика, эмоциональная зарядка.
  • Любой позитив окружающим: посвежеете в момент!
  • Чай, пообедать, поужинать (в умеренных количествах).
  • Прогулка, пробежка.
  • Смена окружения: уехать на дачу, на море, в Китай - куда хотите. Главное, чтобы нравилось и шло на пользу.

Памятка по профилактике

эмоционального выгорания

Направления профилактики

  • определение краткосрочных и долгосрочных целей;
  • отдых от работы;
  • овладение умениями и навыками саморегуляции;
  • профессиональное развитие и самосовершенствование;
  • уход от ненужной конкуренции;
  • эмоциональное общение;
  • поддержание хорошей физической формы.

Определение краткосрочных и долгосрочных целей


Как реагировать на свои ошибки


Как реагировать на чужие ошибки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИ ОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Практико-ориентированное занятие с элементами тренинга Разработчик: Н. В. Ложкина преподаватель психологии ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Слайд 2

Цель занятия Формирование понятия об эмоциональном выгорании, его симптомах и профилактике.

Слайд 3

Задачи занятия: Рассмотреть понятие эмоционального выгорания; Выявить индивидуальные склонности к эмоциональному выгоранию; Выявить возможности профилактики эмоционального выгорания

Слайд 4

Ваши ассоциации со словосочетанием «Эмоциональное выгорание»

Слайд 5

Синдром эмоционального выгорания впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Слайд 6

Основные симптомы синдрома эмоционального выгорания

Слайд 7

Основные симптомы усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

Слайд 8

Основные симптомы психосоматические проблемы;

Слайд 9

Основные симптомы появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)

Слайд 10

Основные симптомы отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

Слайд 11

Основные симптомы агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

Слайд 12

Основные симптомы функциональное, негативное отношение к себе;

Слайд 13

Основные симптомы тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Слайд 14

Замкнутый круг

Слайд 15

Причины синдрома эмоционального выгорания

Слайд 16

Причины Контакты с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужой болью и безысходностью

Слайд 17

Причины Повышенные требования профессиональной компетентности

Слайд 18

Причины Ответственность за жизнь и здоровье людей

Слайд 19

Причины Высокий уровень смертности

Слайд 20

Причины Неуверенность в социально – экономической стабильности

Слайд 21

Причины Соматические проблемы, которые образуются в результате высокой физической нагрузке во время рабочего дня

Слайд 22

Тест « Профессиональное (эмоциональное) выгорание » Для медицинских работников

Слайд 23

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Слайд 24

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Образец бланка ответов

Слайд 25

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Шкала Эмоциональное истощение Подсчитайте сумму баллов по вопросам: 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 добавьте обратный балл по вопросу 6 (1-6, 2-5, 3-4, 4-3, 5-2, 6-1)

Слайд 26

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Шкала Эмоциональное истощение 0-15- низкий уровень 16-24 – средний уровень 25-54 –высокий уровень

Слайд 27

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Шкала Деперсонализация Подсчитайте сумму баллов по вопросам: 5, 10, 11, 15, 22

Слайд 28

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Шкала Деперсонализация 0-5 – низкий уровень 6-10 – средний уровень 11-30 –высокий уровень

Слайд 29

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Шкала Редукция профессионализма Подсчитайте сумму баллов по вопросам: 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

Слайд 30

Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Шкала Редукция профессионализма 37-48 – низкий уровень 31-36 – средний уровень 8-30 –высокий уровень

Слайд 31

Профилактика и снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания

Слайд 32

Профилактика и снижение выраженности определение краткосрочных и долгосрочных целей

Слайд 33

Профилактика и снижение выраженности использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия

Слайд 34

Профилактика и снижение выраженности овладение умениями и навыками саморегуляции

Слайд 35

Профилактика и снижение выраженности профессиональное развитие и самосовершен - ствование

Слайд 36

Профилактика и снижение выраженности уход от ненужной конкуренции

Слайд 37

Профилактика и снижение выраженности эмоциональное общение

Слайд 38

Профилактика и снижение выраженности поддержание хорошей физической формы

Слайд 39

Упражнение «Чемодан»

Слайд 40

Возьми с собой Оставь Ценные характеристики, которые помогут в жизни Отрицательные проявления

Слайд 41

Релаксация

Слайд 42

Релаксация позволяет быстро отдохнуть, снять физическое и эмоциональное напряжение, а также может быть использована для самовнушения.

Слайд 43

Релаксация Ее лучше проводить в тихом, затемненном помещении, максимально уменьшив отвлекающие факторы. Релаксации способствуют: удобная поза, тихая, спокойная музыка, приятный видеоряд.

Слайд 44

Рефлексия

Слайд 45

Синквейн первая строка – одно слово, обычно существительное , отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные , описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы , описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слово , связанное с первым, отражающее сущность темы.

Слайд 46

Синквейн Конфликт Частный, неприятный. Сорит, злит, разобщает. Без него не прожить. Спор.

Слайд 47

Синквейн первая строка – одно слово, обычно существительное , отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные , описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы , описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слово , связанное с первым, отражающее сущность темы.

Слайд 48

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...

Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»

Пояснительная запискаТема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряж...