Акцентуации подросткового возраста
презентация к уроку по психологии

Барабанова Екатерина Викторовна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon aktsentuatsii_podrostkovogo_vozrasta.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

www.themegallery.com Акцентуации подросткового возраста и учебная мотивация

Слайд 2

www.themegallery.com Акцентуированность характера - явление весьма распространенное среди подростков. Подросткам вообще свойственна определённая дисгармоничность, акцентуированность характера, в этом одна из важнейших особенностей подросткового возраста. Так, по данным А.Е. Личко, заострённость отдельных черт характера, их акцентуированность у учащихся разных типов школ варьирует в пределах от 32% до 88%

Слайд 3

www.themegallery.com 1. Гипертимный тип Основная черта этого типа – постоянное пребывание в хорошем настроении, лишь изредка омрачаемое вспышками агрессии, при желании подавить желания и намерения подростка, подчинить его своей воле. Характерны высокая контактность, сволоохотливость, оживлённая жестикуляция. Гипертимы движимы жаждой деятельности, общения, впечатлений и развлечений и развлечений.

Слайд 4

www.themegallery.com Особенности В конфликтные отношения вступают лишь в условиях жёсткой дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества, поэтому гипертимы часто бывают «неудобны» на уроках, не насыщенных разнообразной, доступной для них деятельностью. Как правило, чем ниже у такого подростка мотивация к учебной деятельности, тем трудней ему «выдержать» урок без отклонений в поведении

Слайд 5

www.themegallery.com Рекомендации Самый лучший способ нейтрализации гипретима на уроках – включение его в интересную и доступную для него деятельность. Ещё лучше, если эта деятельность с оттенком лидерства: староста класса, представитель класса в школьной организации и так далее. Эту деятельность желательно строить под конкретного подростка, учитывая его интеллект, способности, склонности и т.д.Отзывчивы на доброжелательное, уважительное отношение со стороны педагога.

Слайд 6

www.themegallery.com 2. Циклоидный тип Данный тип поведения чаще всего наблюдается в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью является периодическое колебание настроения и жизненного тонуса. В период подъёма таким подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток становится немногословным, пессимистичным. На замечания они реагируют раздражением, грубостью и гневом.

Слайд 7

www.themegallery.com Особенности Весьма уязвимы подростки-циклоиды к коренной ломке жизненного стереотипа (смене места жительства и учёбы, потери друзей и близких). Серьёзные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству.

Слайд 8

www.themegallery.com Рекомендации Оптимальная позиция близких и педагогов по отношению к подростку, находящемуся в субдепрессивной фазе, - ненавязчивая забота и внимание. При этом категорически противопоказаны расспросы типа: «Ну почему у тебя плохое настроение?». Вообще необходимо по возможности уменьшить в этот период различные требования к подростку. Для него очень важна в такой момент возможность теплого контакта со значимым для него человеком: родителем, другом, любимым человеком. Обращение к психологу

Слайд 9

www.themegallery.com 3. Лабильный тип Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения зависят: самочувствие, аппетит, трудоспособность. Очень остро, болезненно они переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрату близких, вынужденную разлуку с ними.

Слайд 10

www.themegallery.com Рекомендации Если педагог хочет сделать свое воздействие на лабильного подростка более эффективным, он должен забыть об упрёках и наказаниях, действовать исключительно добротой и лаской.

Слайд 11

www.themegallery.com 4. Астено-невротический тип Главными чертами астено-невротического типа являются повышенная психическая и физическая утомляемость, раздражительность. Утомляемость особенно проявляется при умственных нагрузках. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше. Накопившееся раздражение легко изливается на окружающих и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Ослабленность у подростка проявляется и внешне – он бледен, у него синева под глазами.

Слайд 12

www.themegallery.com Особенности Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, «улавливают» малейшее недомогание, охотно лечатся, укладываются в постель подвергаются осмотрам и обследованиям. Наиболее часто их беспокоят боли в области сердца и головы.

Слайд 13

www.themegallery.com Рекомендации У астено-невротиков, как правило, заметны суточные «циклы бодрости и истощённости». Для интенсивной учебной работы с астено-невротиками педагог должен, по возможности, использовать их лучшие периоды работоспособности – это второй, третий урок, начало и середина недели, первая половина четверти (особенно мучительная для таких подростков третья четверть).

Слайд 14

www.themegallery.com Рекомендации Главное в позиции педагога по отношению к астено-невротику – это терпение и искреннее сочувствие. Акцентировать внимание на его успехах. Не лишним будет помнить, что астено-невротики крайне болезненно реагируют на шутку в свой адрес, от кого бы она ни исходила. И, конечно же, прежде всего необходимо выяснить, нет ли в данном случае физических причин астенизации (длительное, переутомление, хроническая болезнь).

Слайд 15

www.themegallery.com 5. Тревожно-педантичный Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются нерешительность, тревожная мнительность, любовь к самоанализу. Страхи и опасения такого подростка целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем. Особенно ярко выступает тревога за мать – как бы не заболела, не умерла… Психологической защитой становятся придуманные приметы, ритуалы. Другой формой защиты бывает особо выработанный формализм и педантизм.

Слайд 16

www.themegallery.com Особенности Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение они должны немедленно исполнить, ждать они не умеют, проявляя удивительную нетерпеливость. Нерешительность часто приводит к неожиданной самоуверенности в тех ситуациях где необходима осмотрительность и осторожность.

Слайд 17

www.themegallery.com Рекомендации Постоянно придерживаться оптимистического стиля общения с подростком, избегать методов наказания и запугивания, шире практиковать поощрение и поддержку проявлений активности и самостоятельности. Особенно желательны частые проявления доброжелательности со стороны близких и учителей. При возникновении тех или иных недоразумений (дисциплинарных, учебных и т.д.) с тревожно-педантичными подростками, необходимо сразу же их разрешать конструктивно, с положительными перспективами.

Слайд 18

www.themegallery.com 6. Интровертированный тип Наиболее существенными чертами этого типа считаются замкнутость, отгороженность, неспособность или нежелание устанавливать контакт, сниженная потребность в общении. Он живёт в своём мире, своими необычными для него интересами и склонностями. Такие подростки чаще всего сами страдают от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга. Они часто кажутся чужими, непонятными не только сверстникам, но и педагогам, да и собственным родителям.

Слайд 19

www.themegallery.com Особенности Угрозу для интровертированных подростков представляет алкоголь, к которому они иногда прибегают в небольших дозах с целью «побороть застенчивость» и облегчить контакты. Не меньшую опасность для подростков такого типа представляют другие дурманящие вещества, которые могут вызвать «кайф», фантастические грёзы, заменяющие реальное общение и деятельность. Значительное место в жизни подростков занимают ХОББИ.

Слайд 20

www.themegallery.com Рекомендации Такие подростки бурно реагируют на неумелые, грубые попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир, «влезть» в душу. В этом отношении гораздо предпочтительнее попытки продемонстрировать искреннюю, компетентную заинтересованность увлечением воспитанника. А проникновение во внутренний мир подростка необходимо. Отгороженность от мира затрудняет его социализацию, в частности, коррекцию нравственных, моральных и других установок, которые могут не отвечать общепринятым нормам.

Слайд 21

www.themegallery.com 7. Возбудимый тип Главными чертами этого типа являются склонность к пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, склонностью к агрессии и тесно связанной с ними аффективной взрывчатостью. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, инертность откладывающие отпечаток на всю психику. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжён хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка.

Слайд 22

www.themegallery.com Особенности Сексуальное влечение у возбудимых подростков проявляется с большой силой. К подростковому возрасту у возбудимых подростков происходит падение мотивации учебной деятельности, что, тем не менее, часто сочетается с довольно высокими «претензиями» к своим оценкам. Возбудимый подросток начинает бороться за «благополучные» оценки самыми разными способами; от заискивания перед учителем до яростных, тяжёлых конфликтов с ним.

Слайд 23

www.themegallery.com Рекомендации В этих условиях педагогу необходимо, с одной стороны, постараться дать возможность возбудимому подростку действительно «заработать» хорошую оценку (умело реализуя) принцип дифференциации в обучении), а с другой стороны, доброжелательно и доказательно аргументировать выставление подростку той или иной оценки. Очень важно вообще не провоцировать конфликты, учитывая, в частности легкую эмоциональную заражаемость. Тем более опасно, если происходит грубое ущемление его интересов и достоинства.

Слайд 24

www.themegallery.com Рекомендации Одним из способов коррекции поведения возбудимых подростков является аппеляция к их сознанию, анализ и оценка их поведения в процессе индивидуальной беседы. Такие беседы надо проводить в такое время, когда по внешним проявлениям и поведению мы не обнаруживаем сильного возбуждения. В процессе беседы педагог должен использовать все способы предупреждения агрессивной реакции: доверительную интонацию, ласковое прикосновение, легкий юмор.

Слайд 25

www.themegallery.com 8. Демонстративный тип Главные черты этого типа: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда к своей особе, восхищённого удивления, почитания, сочувствия. В крайнем случае предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченными. Неизменно стремление добиваться для себя всевозможных льгот и послаблений за счет других. Это или вызвать по отношению к своей персоне как можно больше симпатии и уважения, если это не получается, то тогда вызывается чувство сострадания и сочувствия.

Слайд 26

www.themegallery.com Особенности Отношение к учёбе у демонстративных подростков зависит от того, насколько учебная деятельность способствует удовлетворению ведущей установки – добиться признания, «блеснуть» так или иначе. Успеваемость хорошая по тем предметам с которыми у ребёнка сложились хорошие отношения. Если, в учёбе, подростку не удаётся выделится, то он выбирает иной способ привлечения внимания: бравада, паясничание. Успеваемость в таких случаях падает и наступает полное безразличие к учёбе.

Слайд 27

www.themegallery.com Рекомендации Вначале педагог идёт навстречу подростку – часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания, обращает на него свой взгляд, подходит к нему и т.д. В результате подросток начинает лучше себя вести, возрастает продуктивность его учебного труда На втором этапе педагог обращает внимание на подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога Затем педагог обращает внимание на ребёнка лишь в ответ на проявление положительного поведения Обязательно необходимо беседовать с таким ребёнком, привлекать к участию в классных и школьных мероприятиях.

Слайд 28

www.themegallery.com 8 . Сензитивный тип Для этого типа характерна высокая впечатлительность, к которой позднее присоединяется резко выраженное чувство собственной неполноценности. Школа пугает таких детей. Учатся обычно старательно, но очень страшатся всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают меньше того, что знают.

Слайд 29

www.themegallery.com Особенности Контактность ниже среднего уровня, предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют, обиды хранят в себе, альтруистичны, сострадательны, умеют радоваться чужим удачам. Чувство долга дополняется исполнительностью. «Глаза на мокром месте»- говорят про таких. К родным сохраняется детская привязанность. У них рано формируются высокие моральные и этические требования к себе и окружающим.

Слайд 30

www.themegallery.com Рекомендации Наиболее ранимы сензитивные подростки в сфере взаимоотношений с окружающими. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда их подвергают несправедливым обвинениям и т.д. Это может толкнуть такого подростка на острую аффективную реакцию, конфликт, спровоцировать депрессию или даже попытку самоубийства.

Слайд 31

www.themegallery.com 9. Нустойчивый тип Основная черта представителей этого типа – патологическая слабость воли. Их безволие прежде всего проявляется, когда дело касается учёбы, труда, исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако и в развлечениях неустойчивые подростки не обнаруживают особой напористости, скорее плывут по течению, примыкая к более активным, инициативным сверстникам.

Слайд 32

www.themegallery.com Особенности Социальное поведение больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Психическая неустойчивость является почвой, на которой нередко формируются различные варианты алкоголизм, наркомания. Неустойчивая акцентуация проявляется часто уже в первых классах школы. У ребёнка полностью отсутствует желание учиться.

Слайд 33

www.themegallery.com Рекомендации Для коррекции поведения таких детей чрезвычайно важен полный контроль за их поведением и деятельностью, система разумно организованных требований, наполнение досуга кружковыми занятиями. Важно пробудить у подростка интерес, уважение к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...