Психолого-педагогическая классификация
методическая разработка по психологии

Злобин Юрий Афанасьевич

Психолого-педагогическая классификация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от частного к общему

1. Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.

возникла в результате критического анализа клинической классификафии с точки зрения применимости ее в пед. процессе, коим является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нар. развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом) для этого потребовалось найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей - такой подход требовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему.

нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы:

1.нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи фонетические нарушения)

  • ффн - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разл. реч. расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  • общее недоразвитие речи - различные сложные реч. расстройства, при которым нарушено формирование всех компонентов реч. системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
  • Фонетические нарушения (фн) - нарушения звукопроизношения в качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонем образования.
  • недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития в зависимости от степени сформированности реч. средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

2. нарушения в применении средств общения: заикание, кот. рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

возможен и комбинированный дефект, при заикание кот. сочетается с общим недоразвитием речи.

2. Реализация подхода от общего к частному. Виды речевых нарушений

Опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды реч. нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм реч. нар., поэтому основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия реч. нар. С обусловливающим их материальным субстратом.

Она основывается не на одном критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с эти патогенетическими) критериев. Такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о реч. нарушении. так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.

В данной классификации ведущая роль отводится псих-лингвистическим критериям:

  • нарушения устной речи
  • нарушения фонационного оформления высказывания (дислалия - стойкое нар. произношения одного или неск. звуков речи при норм. слухе и сохранной иннервации арт. аппарата), (ринолалия - нар. звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное наличием анатомо-физиол. дефектов в строении арт. аппарата), (дизартрия - нар. произносит. стороны речи, обуслов. недостаточностью иннервации артикуляц. аппарата). (брадилалия/тахилалия - патологически замедленный/ускоренный темп речи), (заикание - нар. темпо-ритмической организации речи, обусловленная судорожным состоянием реч. аппарата). (дисфония/афония - расстройство фонации голосообразования)
  • нарушение семантического оформления высказывания (алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие орган. поражения реч. зон коры гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка), (афазия - полный или частичный распад речи, обусловленный поражением реч. зон коры гол мозга)
  • наруш. письм. речи (дисграфия - частичное нар. письма, обусловленное нар. или несформированностью высш. псих. функций, выраж. в стойких специфич. ошибках на письме), (дислексия - стойкое нар. процессов чтения, обусловленное нар. высш. псих. функций, выраж. в стойких специф. ошибках при чтении).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Понятие "компетенция" в науках психолого-педагогического цикла. Классификация компенсаций.

Все виды компетенций формируются на всех учебных предметах. Между тем каждая из компетенций обладает своим дидактическим арсеналом возможностей и имеет свою специфику. Русский язык как учебный предмет...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...

Психолого-педагогическая классификация учащихся

Психолого-педагогическая классификация учащихся...