Семинар для педагогов по профилактике профессионального выгорания
рабочая программа по психологии

Лукшина Виктория Владимировна

 

Семинар по профилактике профессионального выгорания

сотрудников образовательных учреждений «Внимание к себе»

 

Цель: профилактика профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений.

 

Задачи:

- привлечь внимание сотрудников образовательных учреждений к важности внимания к себе и собственным чувствам,

- помочь обнаружить ловушки, в которые загоняет себя человек, не давая себе время на восстановление,

- найти способы самоподдержки, ресурсы,

- обучить техникам восстановления энергии.

 

Необходимые материалы: ручки, чистая бумага по количеству участников. Масляная/сухая пастель/восковые мелки, музыкальное сопровождение (музыка для релаксации, звуки природы, звуки тибетских чаш).

 

Вступление

 

Уважаемые коллеги, здравствуйте.

Каждый раз, приходя на работу, мы посвящаем себя детям, содержанию той информации, которую хотим до них донести, способам наилучшей подачи и т.д. Сегодня же у нас есть ценная возможность побыть какое-то время внимательными к самим себе!

Наш семинар будет построен большей частью на рефлексии своих чувств, мы поработаем в технике визуализации и потом поделимся впечатлениями в малых группах. Семинар мы закончим упражнением на восстановление энергии.

Я попрошу вас для начала устроится поудобнее. Не всегда в жизни мы имеем возможность занять удобное положение, но сейчас позвольте себе это. Разрешите себе чувствовать комфорт, расслабленность, а не думать о том, как вы выглядите со стороны и, что скажет сосед.

У всех есть бумага и ручки. И сейчас я буду озвучивать вам вопросы, ответы на которые вам нужно будет поискать в себе и записать их. Я буду давать вопросы блоками, можно кратко их записывать, после каждого блока будет примерно по 3-5 минут, чтобы обратиться к самим себе и найти ответы, постарайтесь быть максимально честными с самими собой, вам не нужно будет зачитывать ваши ответы, если вы не захотите.

 

Самоанализ

 

Блок 1: обращение к своим чувствам.

- Как я вообще себя чувствую?

- Часто ли я обращаю внимание на свое состояние?

- Бывает ли так, что я не замечаю себя, когда куда-то бегу, потому что боюсь, что иначе не смогу больше бежать?

- Я даю себе время на восстановление?

- Я знаю, как это вообще?

- Замечаю ли я сигналы своего тела, не тогда, когда уже не могу встать, а когда они еще небольшие, еле заметные?

Блок 2: честность.

- Могу ли я быть честным с самим собой? Со своими чувствами?

- Умею ли я признавать свою усталость, злость, раздражение?

- Я умею быть откровенным с самим собой? Признавать свою слабость? А с другими?

- Когда я с детьми и у меня нет энергии, что происходит? Замечают ли это дети на самом деле?

- Как я тогда себя веду? А как ведут себя дети?

Блок 3: непринятие.

- В каких ситуациях я сам играю против себя?

- Продуктивен ли я, когда поздно ложусь, зависаю в соц сетях или работаю без пауз и остановок?

- Когда я застреваю в негативных мыслях или прокручиваю в голове катастрофические сценарии?

- Когда я сам себя критикую?

- Когда я нечестен перед собой, в своих мыслях и чувствах?

Блок 4: поддержка.

- Что я делаю, чтобы помочь самому себе? Поддержать себя?

- Умею ли я расслабляться?

- Знают ли я, что мне может помочь?

- Что наполняет меня энергией на физическом уровне, а на эмоциональном?

- Что является для меня поддержкой и вдохновение в работе?

 

Рисунок: сейчас подумайте, пожалуйста, о себе в работе, о процессе работы и вашем состоянии в нем. Какие чувства у вас поднимаются? Какой образ рождается? Постарайтесь его не анализировать, без фильтров и оценки, изобразите на бумаге то, что появляется!

 

Обсуждение: теперь объединитесь пожалуйста в мини-группы по 3-4 человека и обсудите вашу работу, поделитесь своими чувствами, мыслями, осознаниями.

 

Общий круг: кто готов, поделитесь со всеми какими-то итоговыми мыслями. К чему вы пришли в обсуждении? Что было полезного для вас в этой работе?

 

Завершающая медитация:

 

Это упражнение вы можете использовать тогда, когда чувствуете, что вам не хватает сил, чтобы что-то доделать, или если вам нужно восстановиться после серьезной умственной или физической деятельности. Пожалуйста, не стесняйтесь самих себя, выполняйте упражнения полноценно. Подобные упражнения помогают вернуться в собственное тело, ощутить себя сильными, спокойными и сосредоточенными.

Сядьте сейчас, пожалуйста, так, чтобы ваша спина была выпрямлена и желательно не касалась опоры, медленно закройте глаза… почувствуйте, как ваша макушка слегка вытягивается вверх, ощутите свой позвоночник как каркас, который уверенно держит ваше тело, слегка расправьте и расслабьте ваши плечи. Обратите внимание на пространство внутри вас, почувствуйте свое тело. Сделайте два-три глубоких вдоха, каждый раз шумно выдыхая воздух через рот.

Теперь представьте, что у вас над головой висит светящийся шар. Он не соприкасается с вашим телом, а медленно покачивается, как будто плавает над вами. Этот шар круглый и сияющий, наполненный искристым светом и энергией. Теперь вообразите, что лучи света от этого шара направляются на ваше тело, неся с собой энергию и силу природы. Шар испускает эти лучи постоянно. В нем есть избыток энергии, которая никогда не иссякает!

Эти лучи, эти потоки света проникают в ваш организм через голову. Они проникают спокойно, легко, без труда, принося с собой силу, энергию и приятное тепло в ваш организм. Представьте себе, что каждый луч проникает в какую-то отдельную часть вашего тела. Один из лучей двигается через вашу голову и шею в левое плечо, продвигается по левой руке, опускаясь через локоть в кисть, пальцы и, достигая самых кончиков, проходит сквозь них. Другой луч, проникает в правое плечо, правую руку и также медленно, постепенно проникает насквозь через кончики пальцев. Одновременно с этим один из лучей, также проходя через вашу макушку, достигает вашей правой ноги и проходит полностью по ней, а ещё один луч движется и по левой ноге. Все ваши внутренние органы (легкие, сердце, желудок, печень) омываются лучами этого света, наполняя их своей искрящейся энергией.

В каждый уголочек вашего организма проникает этот свет. Вы чувствуете, как лучи проходят по всем частям и органам вашего тела. Эти лучи тёплые и приятные, приносящие силу и энергию в ваш организм. Вы пропускаете их сквозь себя до тех пор, пока не почувствуете, что вам достаточно (пауза). Когда вы насытитесь или и почувствуете, что вам хватит, медленно отройте глаза и вернитесь в пространство этой комнаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_seminara_po_profilaktike.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

«Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

наименование ОУ

Савенко Виктория Владимировна, педагог-психолог,

Хаустова Ольга Степановна, педагог-психолог,

Ф. И. О. педагога

Семинар по профилактике профессионального выгорания

сотрудников образовательных учреждений «Внимание к себе»

2019-2020 учебный год


Цель: профилактика профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений.

Задачи:

- привлечь внимание сотрудников образовательных учреждений к важности внимания к себе и собственным чувствам,

- помочь обнаружить ловушки, в которые загоняет себя человек, не давая себе время на восстановление,

- найти способы самоподдержки, ресурсы,

- обучить техникам восстановления энергии.

Необходимые материалы: ручки, чистая бумага по количеству участников. Масляная/сухая пастель/восковые мелки, музыкальное сопровождение (музыка для релаксации, звуки природы, звуки тибетских чаш).

Вступление

Уважаемые коллеги, здравствуйте.

Каждый раз, приходя на работу, мы посвящаем себя детям, содержанию той информации, которую хотим до них донести, способам наилучшей подачи и т.д. Сегодня же у нас есть ценная возможность побыть какое-то время внимательными к самим себе!

Наш семинар будет построен большей частью на рефлексии своих чувств, мы поработаем в технике визуализации и потом поделимся впечатлениями в малых группах. Семинар мы закончим упражнением на восстановление энергии.

Я попрошу вас для начала устроится поудобнее. Не всегда в жизни мы имеем возможность занять удобное положение, но сейчас позвольте себе это. Разрешите себе чувствовать комфорт, расслабленность, а не думать о том, как вы выглядите со стороны и, что скажет сосед.

У всех есть бумага и ручки. И сейчас я буду озвучивать вам вопросы, ответы на которые вам нужно будет поискать в себе и записать их. Я буду давать вопросы блоками, можно кратко их записывать, после каждого блока будет примерно по 3-5 минут, чтобы обратиться к самим себе и найти ответы, постарайтесь быть максимально честными с самими собой, вам не нужно будет зачитывать ваши ответы, если вы не захотите.

Самоанализ

Блок 1: обращение к своим чувствам.

- Как я вообще себя чувствую?

- Часто ли я обращаю внимание на свое состояние?

- Бывает ли так, что я не замечаю себя, когда куда-то бегу, потому что боюсь, что иначе не смогу больше бежать?

- Я даю себе время на восстановление?

- Я знаю, как это вообще?

- Замечаю ли я сигналы своего тела, не тогда, когда уже не могу встать, а когда они еще небольшие, еле заметные?

Блок 2: честность.

- Могу ли я быть честным с самим собой? Со своими чувствами?

- Умею ли я признавать свою усталость, злость, раздражение?

- Я умею быть откровенным с самим собой? Признавать свою слабость? А с другими?

- Когда я с детьми и у меня нет энергии, что происходит? Замечают ли это дети на самом деле?

- Как я тогда себя веду? А как ведут себя дети?

Блок 3: непринятие.

- В каких ситуациях я сам играю против себя?

- Продуктивен ли я, когда поздно ложусь, зависаю в соц сетях или работаю без пауз и остановок?

- Когда я застреваю в негативных мыслях или прокручиваю в голове катастрофические сценарии?

- Когда я сам себя критикую?

- Когда я нечестен перед собой, в своих мыслях и чувствах?

Блок 4: поддержка.

- Что я делаю, чтобы помочь самому себе? Поддержать себя?

- Умею ли я расслабляться?

- Знают ли я, что мне может помочь?

- Что наполняет меня энергией на физическом уровне, а на эмоциональном?

- Что является для меня поддержкой и вдохновение в работе?

Рисунок: сейчас подумайте, пожалуйста, о себе в работе, о процессе работы и вашем состоянии в нем. Какие чувства у вас поднимаются? Какой образ рождается? Постарайтесь его не анализировать, без фильтров и оценки, изобразите на бумаге то, что появляется!

Обсуждение: теперь объединитесь пожалуйста в мини-группы по 3-4 человека и обсудите вашу работу, поделитесь своими чувствами, мыслями, осознаниями.

Общий круг: кто готов, поделитесь со всеми какими-то итоговыми мыслями. К чему вы пришли в обсуждении? Что было полезного для вас в этой работе?

Завершающая медитация:

Это упражнение вы можете использовать тогда, когда чувствуете, что вам не хватает сил, чтобы что-то доделать, или если вам нужно восстановиться после серьезной умственной или физической деятельности. Пожалуйста, не стесняйтесь самих себя, выполняйте упражнения полноценно. Подобные упражнения помогают вернуться в собственное тело, ощутить себя сильными, спокойными и сосредоточенными.

Сядьте сейчас, пожалуйста, так, чтобы ваша спина была выпрямлена и желательно не касалась опоры, медленно закройте глаза… почувствуйте, как ваша макушка слегка вытягивается вверх, ощутите свой позвоночник как каркас, который уверенно держит ваше тело, слегка расправьте и расслабьте ваши плечи. Обратите внимание на пространство внутри вас, почувствуйте свое тело. Сделайте два-три глубоких вдоха, каждый раз шумно выдыхая воздух через рот.

Теперь представьте, что у вас над головой висит светящийся шар. Он не соприкасается с вашим телом, а медленно покачивается, как будто плавает над вами. Этот шар круглый и сияющий, наполненный искристым светом и энергией. Теперь вообразите, что лучи света от этого шара направляются на ваше тело, неся с собой энергию и силу природы. Шар испускает эти лучи постоянно. В нем есть избыток энергии, которая никогда не иссякает!

Эти лучи, эти потоки света проникают в ваш организм через голову. Они проникают спокойно, легко, без труда, принося с собой силу, энергию и приятное тепло в ваш организм. Представьте себе, что каждый луч проникает в какую-то отдельную часть вашего тела. Один из лучей двигается через вашу голову и шею в левое плечо, продвигается по левой руке, опускаясь через локоть в кисть, пальцы и, достигая самых кончиков, проходит сквозь них. Другой луч, проникает в правое плечо, правую руку и также медленно, постепенно проникает насквозь через кончики пальцев. Одновременно с этим один из лучей, также проходя через вашу макушку, достигает вашей правой ноги и проходит полностью по ней, а ещё один луч движется и по левой ноге. Все ваши внутренние органы (легкие, сердце, желудок, печень) омываются лучами этого света, наполняя их своей искрящейся энергией.

В каждый уголочек вашего организма проникает этот свет. Вы чувствуете, как лучи проходят по всем частям и органам вашего тела. Эти лучи тёплые и приятные, приносящие силу и энергию в ваш организм. Вы пропускаете их сквозь себя до тех пор, пока не почувствуете, что вам достаточно (пауза). Когда вы насытитесь или и почувствуете, что вам хватит, медленно отройте глаза и вернитесь в пространство этой комнаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Выступление на педсовете. Презентация....

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...

Презентация к выступлению по профилактике профессионального выгорания педагогов

Предлагаемую презентацию по профилактике профессионального выгорания учителей можно использовать для Ваших разработок для выступлений на МО, педсоветах и др. мероприятиях...

Профилактика профессионального выгорания педагогов

Презентация предназначена для использования на семинарах, МО, педсоветах. Цель: познакомить педагогов с особенностями профессионального выгорания и способами саморегуляции, осуществить профилактику вы...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....