Программа коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР
рабочая программа по психологии

Мехнина Татьяна Васильевна

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Рабочая программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР особых образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnyh_zanyatiy_zpr_1_gruppa.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Рабочая программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР особых образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2

Общая цель психокоррекционных занятий все годы обучения в начальном звене соответствует приведенной в адаптированной образовательной программе (АООП). Она заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

Идентичными остаются общие задачи курса, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ЗПР:

  • формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
  • совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
  • освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
  • компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
  • освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу.

Содержание, форма организации - групповая, подгрупповая, индивидуальная; продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса.

Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие педагога-психолога с учителем класса, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.

Место курса в учебном плане

Приведенная рабочая программа составлена на 52 часа (2 часа в неделю). Занятия начинаются с начала октября и до конца апреля. Сентябрь и май отводятся на диагностику.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в АООП направлениями психокоррекционная работа конкретизирована и представлена следующими модулями:  

Адаптационный модуль «Снова в школу» (установление позитивных отношений в классе, принятие социальной роли школьника)

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по развитию пространственно-временны́х представлений, модуль по активизации познавательной деятельности).

Развитие коммуникативной сферыи социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками);

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по обучению элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний).

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале);

Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется образовательной организацией самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.

Календарно-тематическое планирование 1 группа

№ п/п

Тема занятия

Примерное содержание занятий

Дата проведения

Адаптационный модуль «Снова в школу» (7 часов)

Планирование «Открытка к дню Учителя»

Совместное со взрослым составление пошагового плана выполнения задания: выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание.

Как я провел лето

Игры, помогающие детям вспомнить имена друг друга, повышающие эмоциональный тонус и способствующие налаживанию контакта. Любая форма презентации своих летних впечатлений (рассказ, пантомима, рисунок).

Школьные правила

Викторина. Рисунок «Я в школе» (цветными карандашами).

Школьные правила

Повторение – закрепление материала прошлого года.

План школы

Схематические изображения пути от входа к классу, от класса к столовой, библиотеке, спортзалу.

План класса

Схематическое изображение классной комнаты. Игры на угадывание объекта.

Правила вежливости

Пиктографические изображения запрещенного и одобряемого поведения. Презентация пиктограмм.

Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности  (9 часов).

Контроль

Реализация плана.

Сложение полоски из геометрических фигур по схематически обозначенному правилу. Зарисовка. Проверка результата.

Планирование «Сам

собираюсь в школу».

Графический диктант (усложненные варианты узора).

План деятельности

Шифровка (замена определенных цифр буквами).

План и контроль результатов деятельности

Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей пиктографической зарисовкой (портфель: дневник-учебники-тетради-пенал). Словесный отчет.

Формирование произвольной регуляции

Задание: обозначить ориентиры и путь (стрелками) от определенного объекта до школы

Формирование произвольной регуляции

Распределение функций в подгруппах: организатор, исполнители, контролер).

Развитие самоконтроля

Поэтапное выполнение задания (идентификация ориентиров, внесение на схему, обозначение, расставление стрелок).

Развитие самоконтроля

Конструирование по условию.

Игра с правилами

Игра с запретом называния определенных слов (3 условия).

Модуль по развитию пространственно-временных представлений (8 часов).

Календарь

Работа с наглядным пособием
(Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер)

Неделя

Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней.

Месяц

Названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность месяцев.

Сезон

Лента времени.

Сезонные отличия.

Времена года

Наши дни рождения.

Год

Времена года. Ждем праздника

Ориентировка в пространстве.

Игры-задания на ориентировку пространстве (справа-слева, под-над). Выделение детей, имеющих индивидуальные трудности ориентировки.

Пространство в нашей речи.

Пространственные термины: далеко – близко, рядом, между, над – под, из – за, из – под.

Модуль по развитию коммуникативных навыков (9 часов).

Мы такие разные

Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.).

Общение без слов.

Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки».

Распознание эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.

Распознавание натуральных изображений основных эмоций (радость, удовольствие, страх, стыд, гнев, печаль).

Распознавание эмоциональных состояний по схематическим изображениям мимики, жестам.

Вербализация чувств персонажей понятных детям художественных произведений, текстов.

Внимание к партнеру по общению.

Жесты одобрения, поддержки, дружбы, прощания, угрозы. Игры, предполагающие тесный телесный контакт между детьми в парах сменного состава.

Заданный и самостоятельный выбор в подгруппах сюжетов для невербальной демонстрации

Прочтение смайликов. Самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».

Игры на невербальное взаимодействие – поддержку

Воспроизведение движений, мимики (по разным условиям), ранжирование по признакам (рост, цвет волос и т.п.), описание партнера по общению с комплиментами («Расскажи, какая Оля красивая»).

Вежливость.

Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.).

Модуль по активизации познавательной деятельности (16 часов).

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Выделение функционально-значимых частей визуально представленных и воображаемых объектов. Зарисовывание проанализированных объектов.

Развитие памяти и внимания

В поисках клада

Перцептивная классификация (цвет форма, величина).

Выделение и вербализация  принципа классифицирования. Задание на сериацию.

Развитие произвольного внимания.

Перепутанные дорожки. Найди различия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (легкие и средней сложности) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной).

Развитие зрительной памяти.

Фигуры для запоминания предъявляются через проектор. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах.

Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов).

Восстановление по памяти места объекта (Методика Т.В. Розановой, «Точки» Н.В. Бабкиной и т.п.): 6 объектов.

Развитие смысловой памяти и воображения.

Установление закономерностей на визуально представленном материале (с одновременным учетом 2 признаков).

Рифмовка

Закончи стихотворение

Классификация

Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских обобщений (по двум классификационным признакам): на наглядно представленном материале.

Нелепицы

Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками).

Решение логических задач

Отгадывание загадок.

Решение логических задач

Диагностическое занятие

корректурная проба, оценка оперативной памяти

Шифровки и расшифровки

Шифровки и расшифровки

Декодирование

Декодирование ранее созданных пиктограмм.

Я – шифровщик

Обучение кодированию запоминаемых литературных произведений с сериями объектов.

Символы и знаки вокруг нас.

Марки автомобилей. Дорожные знаки.

Мнемотаблицы

Оценка запоминания информации с опорой на представленные символы.

Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции (произвольного поведения) 3 ч.

Стабилизация эмоционального состояния обучающихся.

На выбор цикл артерапевтических занятий; рецептивная, активная, интегративная музыкотерапия; психогимнастика, изотерапия и др.

Закрепление навыков эмоциональной экспрессии.

Мимическое, символическое, двигательное выражение эмоций

Обучение элементарным навыкам релаксации.

Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М., 2006 (в пособии представлена программа по активизации познавательной деятельности со стимульным материалом и поурочным планированием).

Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития Пособие. М., 2015. (в пособии представлены диагностические ориентиры для определения уровня произвольной регуляции познавательной деятельности).

Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решениии проблем ребенка / А.Д. Вильшанская, М.И. Прилуцкая, Е.М. Протченко.-  М.: Генезис

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М., 2004.

Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Пособие. М., 2006.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотерапевтические упражнения, коррекционные программы /Н.В. Самоукина. Любое издание.

Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ  и классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс.

Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С. А. Домишкевича «Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии») / Е. Л. Инденбаум, А. А. Трушкова, С. В. Кованенко, В. С. Соловьева, И. Г. Кирилкина, О. И. Коростелева // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 41-54.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Кн.для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1991.

Дополнительная литература

Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб.для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М., 2001.

Бабкина Н.В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа.-2015.-№8.

Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования.- 2016.- № 2.

Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников.- 2016.- № 7.

Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология.- 2016.- №2.

Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2016 (в монографии представлена комплексная программа коррекционно-развивающей работы по формированию осознанной регуляции в познавательной деятельности у детей с ЗПР, диагностические материалы).

Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.- 2016.- № 3.

Бабкина Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология.-2016.- № 5.

Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2009.

Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1. – С. 47-54.

Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.

Вильшанская А.Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016.- № 7.

Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе – М.: Школьная Пресса, 2008. – 123с.

Вильшанская А. Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] // Дефектология.- 2005. - № 2. – С. 57-65.

Вильшанская А. Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 5. – С. 13-26.

Вильшанская А. Д. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 6. – С. 22-32.

Гостар А.А., Очковская Т.Ю, Величко С.А. Формирование замещающей функции мышления у дошкольников с задержкой психического развития с использованием конструирования // Дефектология.-2015.-№5.

Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет. Серия «Радуга». М.: Просвещение

Инденбаум (Шепко) Е. Л. Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально-уровневого подхода / Е. Л. Инденбаум (Шепко), А. Н. Косымова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5.

Инденбаум Е.Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011.-№5.

Инденбаум Е.Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристика психосоциального развития. Монография. Иркутск, 2012.

Коробейников И.А., Бабкина, Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2016.-№ 1.

Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.

Медведева Е.А., Ильина И.Б. Формирование диадного общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий. Монография. М., 2010.

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007.

Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка  в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников. Дис.канд.психол.н. М., 2005.

Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера. – М., 1996.

Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003.-160 с.  

Шапкина Т.А. Специфика психолого-педагогической работы в условиях реализации программы дополнительного образования в ДОУ // Научная дискуссия; вопросы педагогики и психологии. сб.ст. по материалам LI междунар.науч.-практ.конф.-№6 (51). - М.,Изд."Интернаука",2016.- с.185 (арт-терапевтическая программа Т.А. Селивановой).

Материально-техническое обеспечение

Для проведения групповых психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении (в т.ч. лежа). Необходимы:

  • индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);
  • демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;
  • магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
  • доска с магнитными держателями;
  • фланелеграф;
  • мультимедиапроектор и экран;
  • переносные носители информации;
  • наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
  • плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
  • значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
  • мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;
  • маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа;
  • материал для лепки;
  • защитные клеенки на столы;
  • тетради для записей;
  • индивидуальные полиуретановые коврики.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Критерии для оценки успешности освоения программы психокоррекционной работы первоклассниками составляются в соответствии с планируемыми результатами, приведенными в конце представленной примерной рабочей программы.

Все перечисленное позволяет осуществлять мониторинг становления сферы жизненной компетенции. Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом запланированных результатов образования.

Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;

– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:

– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в расширении знаний правил коммуникации;

– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

– в освоении культурных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временно́й организации проявляется:

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

– в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

– в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

– в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

– в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

– в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

– в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;

– в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Средствами для решения задач мониторинга являются включенное (на психокоррекционных занятиях) и внешнее наблюдение, согласованная экспертная оценка, создание экспериментальных ситуаций, в т.ч. «естественный эксперимент»: участие в различных внеклассных мероприятиях, оценка, получаемая в ходе выполнения различных заданий и диагностических методик.

Педагог-психолог осуществляет текущий мониторинг, отражает его в карте развития ребенка и докладывает результаты на психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в соответствии с локальными актами образовательной организации.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики, нарастании дезадаптации обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание психокоррекционной работы.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Психокоррекционные занятия»  в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Психокоррекционные занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-психолог пытается достичь. Желательны следующие результаты психокоррекционной работы.

В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:

  •  позитивное отношение к посещению школы;
  • соблюдение школьной дисциплины;
  • ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
  • социально-нормативное обращение к педагогу;
  • социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
  • формирование школьной мотивации.

В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

  • формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
  • формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);
  • формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
  • формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
  • формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
  • способность правильно выполнять задание (с соблюдением инструкции, удерживая план деятельности);
  • способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
  • способность давать словесный отчет о проделанной работе;
  • формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

  • совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
  • улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
  • способность ориентироваться в пространстве, используя графический план  и ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;
  • способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели, месяца, года;
  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
  • способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (геометрические мозаики, графические планы, зарисовывание наглядно представленного объекта и т.п.);
  • способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению закономерностей на наглядно представленном материале;
  • возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
  • возможность понимания символических обозначений;
  • способность к вербализации своих действий;
  • способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
  • способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в умственном плане.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

  • уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
  • улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
  • снижение степени эмоциональной напряженности;
  • отдельные проявления попыток регулировать свое эмоциональное состояние.

В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:

  • способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
  • уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
  • снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
  • формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
  • овладение формулами речевого этикета;
  • снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
  • повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передовогопедагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год....

Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида

Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в совреме...

План – конспект коррекционного занятия Для обучающихся 3 К класса с лёгкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью (групповое)

Тема занятия: «Формирование правильной осанки посредствам упражнений с мячом»Цель: ·         способствование лучшему пониманию и усвоению физ...

Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Презентация к межрайонному семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 22.12.2017 г...

Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...

Конспект подгруппового коррекционного занятия для обучающихся 2 класса с УО (ИН)

Конспект подгруппового коррекционного занятия:«Определение  на ощупь объёмных и плоскостных предметов с разными свойствами»...

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое разви...