Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)
рабочая программа

Омарова Амина Курбановна

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

 Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий

  для обучающихся

«Коррекция нарушений письма»

(5 класс)

Омарова А.К.

Пояснительная записка.

Актуальность.  В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей   среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

         Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

         Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

         У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

         Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).          

          К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

        Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:

  • дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
  • нарушения слухоречевой памяти;
  • нарушение буквенного гнозиса;
  • нарушение динамического праксиса  руки;
  • затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
  • нечеткая дикция, плохая артикуляция;
  • нарушение лексико-грамматического строя речи;
  • наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

    Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся

из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но  в 5 – 9  классах проблема не исчезает,  школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

         Так  как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

        Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

          Выделяют основные три вида дизорфографии:

  • морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
  • синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

          смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок. 

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением  объема программного материала по русскому языку. Таким образом,  будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5 классов с ЗПР.

   Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

  Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графомоторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Задачи:

Обучающие

  •  формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
  •  формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
  •  совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие

  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

  • совершенствовать основные учебные навыки;
  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.     

 

Адресат: Программа предназначена для   обучающихся ЗПР

 в 5  классах.

Условия набора: обучающиеся «группы риска» - по результатам анализа итоговых и текущих работ по русскому языку.

Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся.

Количество детей в группе: 3-6 человек.

Срок реализации: 1 год.

Количество часов – 66 часов.

Формы и режим занятий:

 2 раз в неделю по 1 часу (40 минут)

Форма организации деятельности детей на занятии:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Продолжительность занятий:

групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут.

   Описание ценностных ориентиров содержания логопедической программы 

                Речь – понятие очень обширное. Оно включает в себя  знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе, т.е.дает ценностные ориентиры для гармоничного развития личности ребёнка.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты

   В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие   будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

 будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

 сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

  • Метапредметные результаты:

       Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

         Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя, героя и т.д).

         Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Предметными результатами прохождения данной программы  является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.

            Обучающиеся должны знать:

  • морфологические признаки частей речи;
  • состав и названия частей слова;
  • признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
  • правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
  • синтаксические единицы, знаки препинания при них;
  • структуру текста.

          Обучающиеся должны уметь:

  • различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
  • проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
  • доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
  • дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
  • проводить анализ текста, составлять план;
  • устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

         Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна  частая смена видов деятельности.

         Структура занятия:

  1. Приветствие (речевая разминка).
  2. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Работа по теме занятия:
  • повторение предыдущего материала,
  • подготовка к восприятию нового материала,
  • изучение нового материала,
  • закрепление изученного материала
  1. Итог занятия.

Способы определения результативности:

- тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение  коэффициента успешности выполнения заданий ).

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

          Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное  ПМПк.

Учебно-тематический план

1 год обучения (5 класс)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Диагностика. Тестирование.

4

2

Развитие и уточнение пространственных представлений.

6

3

Развитие и уточнение временных представлений.

8

4

Алфавит.

2

5

Звуки и буквы.

11

6

Однокоренные слова.

7

7

Ударение.

4

8

Безударные гласные в корне  слова.

3

9

Звонкие и глухие согласные.

4

10

Непроизносимые согласные.

3

11

Правило переноса

3

12

Словарные слова

2

13

Двойные согласные

6

14

Проверочные работы.

2

15

Обследование. Тестирование

1

ВСЕГО

66 часов

                                           ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Дата

заня-тия

Темы

и содержание

коррекционной

работы

Грамматические

и лексические

темы, спользуе-

мые на занятиях

Развитие неречевых процессов[1]

1

2

3

4

5

Сентябрь

Фронтальное обследование

1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения

2

I этап (диагностический)

3

Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение

4

II этап (подготовительный)

Октябрь

5-7

Развитие и уточнение пространственных представлений

Правописание существительных множественного числа, родительского

Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе

8-10

Развитие и уточнение пространственных представлений

Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»

Развитие внимания

 11

Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели

Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изред-ка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»

Развитие памяти

12

Развитие и уточ-нение временных представлений.

Согласование сущест-вительных и прилага-тельных в роде, числе

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Времена года

и падеже. В мире животных

13

Развитие и уточ-нение временных представлений. Месяцы

Употребление глаго-лов в настоящем, про-шедшем и будущем времени. По страни-цам произведений

Ж. Верна

Развитие словесно-логического мышления

14-15

Развитие и уточ-нение временных представлений. Год

Употребление глаго-лов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Развитие произ-вольного внимания и всех видов

памяти

I

16

Развитие и уточ-нение временных представлений. Календарь. Праздники

Употребление глаго-лов в настоящем, про-шедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед»

Развитие словесно-логического мыш-ления

17

Развитие и уточ-нение временных представлений. Семья

Согласование сущес-твительных и прила-гательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с при-видениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение»

Развитие абстрак-тного и образного мышления

III этап (коррекционный)

Ноябрь

Каникулы

18

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки.

Б. Заходер «Песенка-азбука»

Развитие слухового внимания и фонема-тического восприя-тия (дифференциа-ция неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

19

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки.

Я. Бжехва «Волшебник Ковальский»

Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференци-ация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

20

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков

Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференци-ация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

21

Звуки и буквы. Гласные I ряда

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания.

Упражнения, на-правленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

22

Звуки и буквы. Гласные II ряда

Буквы «е», «ё», «ю», «я»

23-24

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда

Развитие воспри-ятия и ориенти-ровки в простран-стве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

Декабрь

25

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости

Мягкие и твердые согласные

26

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости

Глухие и звонкие согласные

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Разноцветные точки»

27

Заглавная буква в начале предложе-ния. Правила на-писания предло-жения

Предложение

28

Заглавная буква в начале предло-жения. Правила написания предло-жения

Строчные и прописные буквы

Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений пред-логи («на», «над»,

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

«под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»

29

Заглавная буква в именах собствен-ных

30

Заглавная буква в именах собствен-ных

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

31

Заглавная буква в именах собствен-ных

Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу

Январь

Каникулы

32-33

Однокоренные слова

Части слова. Корень

Узнавание предмета по контурному изо-бражению и дета-лям рисунка. Упражнение «Со-ставление фигуры из разрозненных деталей»

34-35

Однокоренные слова

Части слова. Приставка

Продолжение табл.

2

3

4

5

36-37

Однокоренные слова

Части слова. Суффикс

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Ис-пользование игр с постройками из кубиков»

38

Однокоренные слова

Части слова. Окончание

Февраль

39

Ударение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

40

Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразую-щая роль ударения

Слова-омографы

41

Ударение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

42

Ударение

43

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Корень

Упражнения, нап-равленные на уве-личение уровня распределения внимания

44

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Приставка

45

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Суффикс. Окончание

Упражнения, нап-равленные на уси-ление концентрации и устойчивости зри-тельного внимания

46

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова

Март

47

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Озвончение глухих согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания

48-49

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

50

Непроизносимые согласные

Упражнения, нап-равленные на тренировку пере-ключения внима-ния. Упражнение «Красно-черные пары»

51

Непроизносимые согласные

52

Непроизносимые согласные

Упражнения, напра-вленные на трени-ровку распреде-ления и избиратель-ности внимания

Каникулы

Апрель

53

Правило переноса

Развитие памяти. Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражне-ние «Мысленные образы, отвечаю-щие понятиям прямо или косвенно»

54

Правило переноса

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

55

Правило переноса

Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражнеие «Мысленные образы и эмоции»

   56

Словарные слова

57

Словарные слова

Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражне-ние «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

58

Двойные соглас-ные в корне слова

59

Двойные соглас-ные в корне слова

Упражнения на осознанное воспри-ятие. Упражнение «Осознание визуального материала»

60

Двойные соглас-ные в корне слова

Май

61

Двойные соглас-ные на стыке морфем

Упражнения на осознанное вос-приятие. Упражнение

Окончание табл.

1

2

3

4

5

«Осознание словесного материала»

62-63

Двойные соглас-ные на стыке морфем

IV этап (оценочный)

64-65

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей

66                     Фронтальное обследование

        Содержание логопедической программы (5 класс)

  1. Диагностика. Тестирование (4 часа)

Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.

Обследование состояния устной и письменной речи.

2. Развитие и уточнение пространственных представлений (2 часа) Правописание существительных множественного числа, родительного падежа. Правописание наречий и предлогов ( «справа», «слева», «вперёд»,«около» и т.п.

3. Развитие и уточнение временных представлений (7 часов)

Сутки. Дни недели Времена года. Месяцы. Год. Календарь. Праздники, Семья..

4. Алфавит (2 часа)

Понятия «алфавит» и «азбука»

5. Звуки и буквы (12 часов)

 Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Дифференциация согласных по глухости-звонкости .Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения.

6. Однокоренные слова (4 часа)

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы

7. Ударение (4 часа)

 Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

8. Безударные гласные в корне слова (3 часа)

    Анализ и комментирование орфограмм в корне слова. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов.

9. Звонкие и глухие согласные (3 часа)

Оглушение звонких согласных. Озвончение глухих согласных.

10. Непроизносимые согласные (4 часа)

Анализ и комментирование орфограммы.

11. Правила переноса (3 часа)

Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.

12. Словарные слова (2 часа)

Анализ и комментирование орфограммы.

13. Двойные согласные (5 часов)

Анализ и комментирование орфограммы.

14. Проверочные работы (3 часа)

     Слуховые диктанты. Работа с карточками.

15. Обследование. Тестирование (3 часа)

Список используемой литературы.

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.

8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.

9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.

14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.

Примерное планирование по коррекции дизорфографии

5 класс

по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской

36 часов (1 раз в неделю)

Тема

Количество часов

Дата

Рек-ных

Фактич.

1

Первичное тестирование состояния письменной речи

1

2

Анализ и комментирование орфограмм корня. (безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные)

2

3

Дифференциация приставки и предлога на практической основе.

1

4

Дифференциация личных окончаний глаголов по алгоритму

1

5

Анализ и комментирование орфограммы «Ь» после шипящих в именах существительных.

1

6

Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически.

1

7

Анализ и комментирование лексико-грамматических связей  простого предложения. Дифференциация пунктограмм.

1

8

Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения

2

9

Анализ и комментирование лексико-грамматических связей сложного предложения.

1

10

Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.

1

11

Анализ и комментирование орфограмм написания звонких и глухих согласных в словах.

1

12

Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.

2

13

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов.

1

14

Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.

1

15

Распознавание окончаний различных частей речи в тексте.

1

16

Дифференциация частей слова на практической основе.

1

17

Анализ и комментирование орфограмм корня (чередование и беглые гласные)

1

18

Анализ и комментирование орфограммы приставки (гласные, согласные в приставке)

1

19

Анализ и комментирование орфограмм корня (лаг-лож, раст-ращ-рос)

1

20

Анализ и комментирование орфограмм корня (о-ё после шипящих, ы-и после ц)

1

21

Анализ и комментирование орфограммы существительного – имя собственное.

1

22

Анализ орфограммы существительного – правописание гласных в падежных окончаниях.

1

23

Анализ и комментирование орфограммы существительного – правописание о-е после шипящих и ц.

1

24

Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

25

Анализ и комментирование орфограмм прилагательных – о-е после шипящих, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

1

26

Анализ и комментирование орфограмм глагола – НЕ с глаголом, Ь после Ч в неопределенной форме.

1

27

Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание  -ТСЯ,

-ТЬСЯ в глаголах.

1

28

Анализ и комментирование орфограмм глагола – буквы Е-И в корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом Л в прошедшем времени.

1

29

Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

30

Анализ и комментирование орфограмм глагола – Ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.

1

31

Закрепление изученных орфограмм глагола.

1

32

Повторение и закрепление изученных орфограмм существительного, прилагательное.

1

33

Итоговое тестирование состояния письменной речи

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Рабочая программа «Психокоррекционных занятий» для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы Класс:6-9

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.      ...

Рабочие программы по предмету "Логопедические занятия" для обучающихся с нарушением интеллекта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционного занятия(коррекционно – развивающей области)«Логопедические занятия»7 класс(умеренная умственная отсталость)...

Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 1 (дополнительный) класс

Программа разработана на 66 часов. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справитьс...

Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 5-7 класс

Программа расчитана на 34 часа. Вариант 1,  для детей с легкой умственной отсталостью...