Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)
рабочая программа
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий
для обучающихся
«Коррекция нарушений письма»
(5 класс)
Омарова А.К.
Пояснительная записка.
Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:
- дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
- нарушения слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
- наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.
Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся
из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 9 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5 классов с ЗПР.
Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:
• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;
• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;
• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);
• графомоторного навыка и мелкой моторики;
• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.
Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
Обучающие
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные
- совершенствовать основные учебные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
воспитывать интерес к родному языку.
Адресат: Программа предназначена для обучающихся ЗПР
в 5 классах.
Условия набора: обучающиеся «группы риска» - по результатам анализа итоговых и текущих работ по русскому языку.
Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся.
Количество детей в группе: 3-6 человек.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов – 66 часов.
Формы и режим занятий:
2 раз в неделю по 1 часу (40 минут)
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Продолжительность занятий:
групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания логопедической программы
Речь – понятие очень обширное. Оно включает в себя знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе, т.е.дает ценностные ориентиры для гармоничного развития личности ребёнка.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты
В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
- Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста.
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.
Структура занятия:
- Приветствие (речевая разминка).
- Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
- Работа по теме занятия:
- повторение предыдущего материала,
- подготовка к восприятию нового материала,
- изучение нового материала,
- закрепление изученного материала
- Итог занятия.
Способы определения результативности:
- тестирование в начале и конце учебного года.
Формы подведения итогов:
Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий ).
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ПМПк.
Учебно-тематический план
1 год обучения (5 класс)
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Диагностика. Тестирование. | 4 |
2 | Развитие и уточнение пространственных представлений. | 6 |
3 | Развитие и уточнение временных представлений. | 8 |
4 | Алфавит. | 2 |
5 | Звуки и буквы. | 11 |
6 | Однокоренные слова. | 7 |
7 | Ударение. | 4 |
8 | Безударные гласные в корне слова. | 3 |
9 | Звонкие и глухие согласные. | 4 |
10 | Непроизносимые согласные. | 3 |
11 | Правило переноса | 3 |
12 | Словарные слова | 2 |
13 | Двойные согласные | 6 |
14 | Проверочные работы. | 2 |
15 | Обследование. Тестирование | 1 |
ВСЕГО | 66 часов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Дата | № заня-тия | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, спользуе- мые на занятиях | Развитие неречевых процессов[1] |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | ||||
Фронтальное обследование | ||||
1 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения | |||
2 | ||||
I этап (диагностический) | ||||
3 | Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | |||
4 | ||||
II этап (подготовительный) Октябрь | ||||
5-7 | Развитие и уточнение пространственных представлений | Правописание существительных множественного числа, родительского | Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе | |||||
8-10 | Развитие и уточнение пространственных представлений | Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды» | Развитие внимания | ||
11 | Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели | Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изред-ка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?» | Развитие памяти | ||
12 | Развитие и уточ-нение временных представлений. | Согласование сущест-вительных и прилага-тельных в роде, числе |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Времена года | и падеже. В мире животных | |||
13 | Развитие и уточ-нение временных представлений. Месяцы | Употребление глаго-лов в настоящем, про-шедшем и будущем времени. По страни-цам произведений Ж. Верна | Развитие словесно-логического мышления | |
14-15 | Развитие и уточ-нение временных представлений. Год | Употребление глаго-лов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Развитие произ-вольного внимания и всех видов памяти | |
I | 16 | Развитие и уточ-нение временных представлений. Календарь. Праздники | Употребление глаго-лов в настоящем, про-шедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед» | Развитие словесно-логического мыш-ления |
17 | Развитие и уточ-нение временных представлений. Семья | Согласование сущес-твительных и прила-гательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с при-видениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение» | Развитие абстрак-тного и образного мышления |
III этап (коррекционный) Ноябрь | |||||
Каникулы | |||||
18 | Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит» | Гласные и согласные буквы и звуки. Б. Заходер «Песенка-азбука» | Развитие слухового внимания и фонема-тического восприя-тия (дифференциа-ция неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | ||
19 | Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит» | Гласные и согласные буквы и звуки. Я. Бжехва «Волшебник Ковальский» | Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференци-ация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | ||
20 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков | Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференци-ация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | |||
21 | Звуки и буквы. Гласные I ряда | Гласные звуки и буквы | Развитие внимания. Упражнения, на-правленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
22 | Звуки и буквы. Гласные II ряда | Буквы «е», «ё», «ю», «я» | ||
23-24 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда | Развитие воспри-ятия и ориенти-ровки в простран-стве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители» | ||
Декабрь | ||||
25 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости | Мягкие и твердые согласные | ||
26 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости | Глухие и звонкие согласные | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки» | |
27 | Заглавная буква в начале предложе-ния. Правила на-писания предло-жения | Предложение | ||
28 | Заглавная буква в начале предло-жения. Правила написания предло-жения | Строчные и прописные буквы | Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений пред-логи («на», «над», |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
«под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек» | |||||
29 | Заглавная буква в именах собствен-ных | ||||
30 | Заглавная буква в именах собствен-ных | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |||
31 | Заглавная буква в именах собствен-ных | Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу | |||
Январь | |||||
Каникулы | |||||
32-33 | Однокоренные слова | Части слова. Корень | Узнавание предмета по контурному изо-бражению и дета-лям рисунка. Упражнение «Со-ставление фигуры из разрозненных деталей» | ||
34-35 | Однокоренные слова | Части слова. Приставка |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | ||
36-37 | Однокоренные слова | Части слова. Суффикс | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Ис-пользование игр с постройками из кубиков» | ||
38 | Однокоренные слова | Части слова. Окончание | |||
Февраль | |||||
39 | Ударение | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» | |||
40 | Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразую-щая роль ударения | Слова-омографы | |||
41 | Ударение | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
42 | Ударение | |||
43 | Безударные гласные в корне слова | Части слова. Корень | Упражнения, нап-равленные на уве-личение уровня распределения внимания | |
44 | Безударные гласные в корне слова | Части слова. Приставка | ||
45 | Безударные гласные в корне слова | Части слова. Суффикс. Окончание | Упражнения, нап-равленные на уси-ление концентрации и устойчивости зри-тельного внимания | |
46 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных | Оглушение звонких согласных в середине слова | ||
Март | ||||
47 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных | Озвончение глухих согласных в середине слова | Усиление концентрации слухового внимания | |
48-49 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
50 | Непроизносимые согласные | Упражнения, нап-равленные на тренировку пере-ключения внима-ния. Упражнение «Красно-черные пары» | ||
51 | Непроизносимые согласные | |||
52 | Непроизносимые согласные | Упражнения, напра-вленные на трени-ровку распреде-ления и избиратель-ности внимания | ||
Каникулы | ||||
Апрель | ||||
53 | Правило переноса | Развитие памяти. Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражне-ние «Мысленные образы, отвечаю-щие понятиям прямо или косвенно» | ||
54 | Правило переноса |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
55 | Правило переноса | Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражнеие «Мысленные образы и эмоции» | ||
56 | Словарные слова | |||
57 | Словарные слова | Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражне-ние «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» | ||
58 | Двойные соглас-ные в корне слова | |||
59 | Двойные соглас-ные в корне слова | Упражнения на осознанное воспри-ятие. Упражнение «Осознание визуального материала» | ||
60 | Двойные соглас-ные в корне слова | |||
Май | ||||
61 | Двойные соглас-ные на стыке морфем | Упражнения на осознанное вос-приятие. Упражнение |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Осознание словесного материала» | ||||
62-63 | Двойные соглас-ные на стыке морфем | |||
IV этап (оценочный) | ||||
64-65 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей | |||
66 Фронтальное обследование |
Содержание логопедической программы (5 класс)
- Диагностика. Тестирование (4 часа)
Обследование неречевых психических функций.
Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.
Обследование состояния устной и письменной речи.
2. Развитие и уточнение пространственных представлений (2 часа) Правописание существительных множественного числа, родительного падежа. Правописание наречий и предлогов ( «справа», «слева», «вперёд»,«около» и т.п.
3. Развитие и уточнение временных представлений (7 часов)
Сутки. Дни недели Времена года. Месяцы. Год. Календарь. Праздники, Семья..
4. Алфавит (2 часа)
Понятия «алфавит» и «азбука»
5. Звуки и буквы (12 часов)
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Дифференциация согласных по глухости-звонкости .Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения.
6. Однокоренные слова (4 часа)
Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы
7. Ударение (4 часа)
Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.
8. Безударные гласные в корне слова (3 часа)
Анализ и комментирование орфограмм в корне слова. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов.
9. Звонкие и глухие согласные (3 часа)
Оглушение звонких согласных. Озвончение глухих согласных.
10. Непроизносимые согласные (4 часа)
Анализ и комментирование орфограммы.
11. Правила переноса (3 часа)
Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.
12. Словарные слова (2 часа)
Анализ и комментирование орфограммы.
13. Двойные согласные (5 часов)
Анализ и комментирование орфограммы.
14. Проверочные работы (3 часа)
Слуховые диктанты. Работа с карточками.
15. Обследование. Тестирование (3 часа)
Список используемой литературы.
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.
2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.
3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.
4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.
5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.
6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.
7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.
8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.
9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.
10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.
12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.
13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.
14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.
Примерное планирование по коррекции дизорфографии
5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской
36 часов (1 раз в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
Рек-ных | Фактич. | |||
1 | Первичное тестирование состояния письменной речи | 1 | ||
2 | Анализ и комментирование орфограмм корня. (безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные) | 2 | ||
3 | Дифференциация приставки и предлога на практической основе. | 1 | ||
4 | Дифференциация личных окончаний глаголов по алгоритму | 1 | ||
5 | Анализ и комментирование орфограммы «Ь» после шипящих в именах существительных. | 1 | ||
6 | Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. | 1 | ||
7 | Анализ и комментирование лексико-грамматических связей простого предложения. Дифференциация пунктограмм. | 1 | ||
8 | Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения | 2 | ||
9 | Анализ и комментирование лексико-грамматических связей сложного предложения. | 1 | ||
10 | Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения. | 1 | ||
11 | Анализ и комментирование орфограмм написания звонких и глухих согласных в словах. | 1 | ||
12 | Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме. | 2 | ||
13 | Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. | 1 | ||
14 | Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы. | 1 | ||
15 | Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. | 1 | ||
16 | Дифференциация частей слова на практической основе. | 1 | ||
17 | Анализ и комментирование орфограмм корня (чередование и беглые гласные) | 1 | ||
18 | Анализ и комментирование орфограммы приставки (гласные, согласные в приставке) | 1 | ||
19 | Анализ и комментирование орфограмм корня (лаг-лож, раст-ращ-рос) | 1 | ||
20 | Анализ и комментирование орфограмм корня (о-ё после шипящих, ы-и после ц) | 1 | ||
21 | Анализ и комментирование орфограммы существительного – имя собственное. | 1 | ||
22 | Анализ орфограммы существительного – правописание гласных в падежных окончаниях. | 1 | ||
23 | Анализ и комментирование орфограммы существительного – правописание о-е после шипящих и ц. | 1 | ||
24 | Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | ||
25 | Анализ и комментирование орфограмм прилагательных – о-е после шипящих, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | 1 | ||
26 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – НЕ с глаголом, Ь после Ч в неопределенной форме. | 1 | ||
27 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. | 1 | ||
28 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – буквы Е-И в корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом Л в прошедшем времени. | 1 | ||
29 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||
30 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – Ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа. | 1 | ||
31 | Закрепление изученных орфограмм глагола. | 1 | ||
32 | Повторение и закрепление изученных орфограмм существительного, прилагательное. | 1 | ||
33 | Итоговое тестирование состояния письменной речи | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедических занятий по устранению дизорфографии в 5-6 классах школы 7 вида.
методика работы по коррекции дизорфографии...
Рабочая программа «Психокоррекционных занятий» для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы Класс:6-9
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. ...
Рабочие программы по предмету "Логопедические занятия" для обучающихся с нарушением интеллекта
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционного занятия(коррекционно – развивающей области)«Логопедические занятия»7 класс(умеренная умственная отсталость)...
Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 1 (дополнительный) класс
Программа разработана на 66 часов. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справитьс...
Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 5-7 класс
Программа расчитана на 34 часа. Вариант 1, для детей с легкой умственной отсталостью...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...