Рабочая программа «Психокоррекционных занятий» для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы Класс:6-9
рабочая программа по психологии

Байкова Анна Геннадьевна

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.              Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pkz_6-9_kl_.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Брединская средняя общеобразовательная школа №4»

                                                                                    Приложение к образовательной программе

                                АООП ООО

                                                    Утвержденной приказом

                                                               МКОУ «Брединская СОШ №4»

                                                                         от ______________________________

Рабочая программа

 «Психокоррекционных занятий»

для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы

ВАРИАНТ 1

Класс:6-9

Составитель рабочей программы педагог-психолог:

         Байкова Анна Геннадьевна

2020 год

Цель программы:   дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Задачи:
1. Развитие познавательной активности обучающихся;
2. Формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления,  речи, воображения;
3.Формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
4. Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
5. Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
6. Обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
7.   Психологическая коррекция поведения обучающегося;
8.  Социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются.

Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности.

Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения.

Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей.

Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования.

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для детей с ОВЗ 6-9 классы составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного общего, среднего общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), авторской программой «Я – подросток. Программа уроков психологии», автор Микляева А. В, пособие для школьного психолога, — СПб.: Речь, 2006.

Описание места курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 4 года со 6-го по 9-й класс по одному часу в неделю, 34 часа в год.

Данная коррекционно-развивающая программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. На групповые занятия отводится  40 минут.

Формы организации занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Методы, используемые на занятиях:

1.Игровые методы.

2.Арт-терапия.

3.Сказкотерапия.

4.Кинезеологические упражнения.

5.Релаксационные упражнения.

Виды и формы контроля учащихся на уроке

Оценивание обучающихся на уроке производится по следующим показателям:

  • чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы;
  • особенности поведения обучающихся на уроке: живость, активность, сам факт выполнения работы на занятиях, умение и желание рассуждать о собственном внутреннем мире;
  • желание учиться навыкам достойного поведения, взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства.

Календарно-тематическое планирование по психокоррекции для обучающихся 6-9 классов составлено на основе программы занятий «По сохранению и укреплению психологического здоровья подростков  МКОУ «Брединская СОШ № 4».

        По учебному плану на предмет отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты коррекционной работы

В итоге проведения коррекционной работы обучающиеся с ЗПР в достаточной мере осваивают основную образовательную программу основного общего образования.

          Результаты обучающихся с особыми образовательными потребностями на уровне основного общего образования демонстрируют готовность к последующему профессиональному образованию и достаточные способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.

Наблюдаются преодоление, компенсация или минимизация имеющихся особых образовательных потребностей и совершенствование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций, что позволит школьникам освоить основную образовательную программ программу, успешно пройти итоговую аттестацию и продолжить обучение в выбранных профессиональных образовательных организациях разного уровня.

      Личностные результаты:

  • сформированная мотивация к труду;
  • ответственное отношение к выполнению заданий;
  • адекватная самооценка и оценка окружающих людей;
  • сформированный самоконтроль на основе развития эмоциональных и волевых качеств;
  • умение вести диалог с разными людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • понимание и неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);
  • осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка собственных возможностей по реализации жизненных планов;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осмысленного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

  • продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, согласование позиции с другими участниками деятельности, эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;
  • овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • самостоятельное (при необходимости - с помощью) нахождение способов решения практических задач, применения различных методов познания;
  • ориентирование в различных источниках информации, самостоятельное или с помощью; критическое оценивание и интерпретация информации из различных источников;
  • овладение языковыми средствами, умениями их адекватного использования в целях общения, устного и письменного представления смысловой программы высказывания, ее оформления;
  • определение назначения и функций различных социальных институтов.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР достигают предметных результатов освоения основной образовательной программы на различных уровнях (базовом, повышенном) в зависимости от их индивидуальных способностей, вида и выраженности особых образовательных потребностей, а также успешности проведенной коррекционной работы.

Содержание программы психокоррекционных занятий,

 для обучающихся с ОВЗ, 6 класс

6класс (34 часа на учебный год)

 Раздел 1. Исследование обучающихся. Стартовая диагностика  

 интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (3часа)

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.

Раздел 2. Развитие личностно-волевой сферы (10часов)

Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование учебной мотивации, снятие тревожности. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции, безконфликтного поведения. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.

Раздел 3. Развитие познавательной сферы (16часов)

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

Раздел 4. Развитие профессионального самоопределения (3часа)

Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента

Раздел 5. Итоговая диагностика (2 часа)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.

Содержание программы психокоррекционных занятий

для обучающихся с ОВЗ, 7 класс

7 класс (34 часа на учебный год)

Раздел 1. Исследование обучающихся. Стартовая диагностика  

 интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (3часа)

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.

Раздел 2. Развитие личностно-мотивационной сферы (10часов)

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.

Раздел 3. Развитие познавательной сферы (15часов)

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

Раздел 4. Развитие профессионального самоопределения (4 часа)

Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента

Раздел 5. Итоговая диагностика (2часа)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.

Содержание программы психокоррекционных занятий

для обучающихся с ОВЗ, 8 класса

8 класс (34 часа на учебный год)

Раздел 1. Исследование обучающихся. Стартовая диагностика  

 интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (3часа)

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.

Раздел 2. Развитие личностно-мотивационной сферы (10часов)

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.

Раздел 3. Развитие познавательной сферы (15часов)

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

Раздел 4. Развитие профессионального самоопределения (4часа)

Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента

Раздел 5. Итоговая диагностика (2часа)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.

                         

   Содержание программы психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ, 9 класс

9 класс (34 часа на учебный год)

Раздел 1. Исследование обучающихся. Стартовая диагностика  

 интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (3часа)

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.

Раздел 2. Подросток и его психосоциальная компетентность (10часов)

Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации.

Раздел 3. Развитие познавательной сферы (14часов)

Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления. Психологическая готовность к экзаменам.

Раздел 4. Развитие профессионального самоопределения (5часов)

Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.

Раздел 5. Итоговая диагностика (2часа)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.                                                                                                                        

 

Список литературы

  1. Альманах психологических тестов. -М.: КСП, 1996.
  2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. - 2003. - № 6.
  3. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. -1999. - № 1.
  4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001.
  5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
  6. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
  7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
  8. Развивающие игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 2001.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  11. Самоукина Н.В. «Практический психолог в школе» М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

12. Надежда Слободяник г. Москва 2000 «Уроки общения для младших подростков»

Компьютерно – информационное оснащение:

1.Мультимидийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике коррекционно – развивающей работы.

2. Программы компьютерной обработки блоков психологических тестов.

Технические средства обучения:

1. Оборудование рабочего места педагога – психолога.

2. Персональный компьютер с выходом в интернет с контентфильтрацией.

3. Принтер.

4. Набор для песочной терапии.

5. Наглядный материал.

6. Канцелярские товары.

Оборудование класса:

1. Магнитная доска.

2. Стул.

3. Шкаф для хранения дидактических материалов.

4. Мягкие модули и оборудование для сенсорной комнаты.

5. Световой стол для рисования песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе....

Рабочая программа "Психокоррекционная работа с родителями обучающихся, которые имеют риск употребления ПАВ"

Психокоррекционная работа с родителями обучающихся, которые имеют риск употребления ПАВ...

Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 1 (дополнительный) класс

Программа разработана на 66 часов. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справитьс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Психокоррекционные занятия 1-4 кл

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Психокоррекционные занятия 5-7 кл

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»  предназначена для учащихся 5-7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)...

Рабочая программа «Дефектологические занятия» для обучающейся 5 «» класса (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

Рабочая программа«Дефектологические занятия»для обучающейся 5 «» класса(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)...