Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
рабочая программа (7 класс) по теме

Бутрова Анастасия Александровна

Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_programma.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная записка.

      Психологическое сопровождение учащихся 7 вида является важным направлением деятельности педагога-психолога.

      Познавательные процессы учащихся в 7 классе уже практически не развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих целей.

     Учащиеся средней школы – подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.

     Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. 


     Цель программы: оказание помощи детям 5-7 классов в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
   

    Задачи программы:

  1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.


2. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.


3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.


4. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.


5. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.


6. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.



     Принципы:

       - Уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям.

        - Каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.

        - Не допускаются упреки и порицания за неуспех.



     Организация занятий:  Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 40 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики. 



Тематическое планирование

Тема занятия

Форма работы

Кол-во часов

1.Вводное.

- Информирование;
- беседа;
- психогимнастические упражнения;
- игры и упражнения на групповое взаимодействие.

1

 2. Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года).

- Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.

4

3. Диагностика эмоционально-личностной сферы (в начале и в конце учебного года).

- Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.

4

4. Знакомство с методами тренировки внимания.

- Игры и упражнения на развитие объема внимания;
- игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания; 

4

5. Знакомство с методами эффективного запоминания.

- Игры и упражнения на развитие разных видов памяти;
- игры и упражнения на развитие точности запоминания;
- игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.

4

6. Знакомство с методами тренировки мышления

- Игры-загадки и ребусы;
- игры и упражнения на развитие операций мышления; 
- игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления;
- психогимнастические упражнения;
- релаксационные упражнения.

5

7. Диагностика и развитие творческого мышления. 

- изучение особенностей творческого мышления школьников;
Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п.

4

8. Развитие самопознания и рефлексии. Что со мной происходит, анализ собственного состояния. Обучение методам расслабления.

- Информирование;
- беседа;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- метод «Манадала»;
- сказкотерапия;
- релаксационные упражнения.

3

9. Агрессия. Информационный блок – что такое агрессия, какая она бывает? Диагностика агрессивного поведения учащихся. Коррекция агрессивного поведения. Обучения навыкам самоконтроля.

- Информирование;
- беседа;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- сказкотерапия;
- релаксационные упражнения.

2

10. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.

- Информирование;
- беседа;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- релаксационные упражнения.

2

11. Заключительное занятие.

- Информирование;
- беседа;
- психогимнастические упражнения;
- игры на групповое взаимодействие;
- релаксационные упражнения.

1

Итого: 34 часа

Литература.
1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
4. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
6. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды, типы и формы занятий с детьми

Методическая разработка  - Виды, типы и формы занятий с детьми...

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....

Рабочая программа со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни

Рабочая программа со слабоуспевающими  детьми и пропустившими занятия по болезни...

Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.

Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...

Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"

Рабочая  программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической  работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...

Доклад "Виды нетрадиционных занятий с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору...