Использование виртуального голосового помощника "Алиса" как повышение интереса к логопедическим занятиям у обучающихся с нарушением интеллекта
статья
В статье рассматривается опыт использования виртуального голосового помощника «Алиса» на логопедических занятиях с обучающимися с нарушением интеллекта в специальной школе. Авторы описывают преимущества применения интерактивных технологий для повышения мотивации, развития познавательной активности и формирования навыков самостоятельной работы у данной категории обучающихся. Представлен перечень наиболее полезных навыков «Алисы», с рекомендациями по их адаптации и использованию в коррекционной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование виртуального голосового помощника «Алиса»
как повышение интереса к логопедическим занятиям у обучающихся
с нарушением интеллекта
Логинова Анна Александровна, Арясова Алена Игоревна,
МКОУ «Специальная школа № 53», Новокузнецкий ГО
Современные технологии стремительно проникают во все сферы жизни, включая образование и коррекционную деятельность, и открывают новые возможности для работы учителя-логопеда.
Для обучающихся с нарушением интеллекта характерно недостаточное развитие познавательной деятельности, они испытывают трудности в обучении и коммуникации, что существенно затрудняет процесс логопедической коррекции [2]. Традиционные методы работы часто не учитывают современные интересы обучающихся и не отвечают их информационным потребностям. На основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развитие личности осуществляется в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность успешной социализации и социальной адаптации [4]. Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию предполагает использование различных методов и средств обучения, индивидуальное развитие всех обучающихся, а также создание условий для эффективной реализации и освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы [3]. Поэтому интерактивные технологии могут служить мощным стимулом в логопедической работе, так как они обеспечивают возможность:
- создания инклюзивной и интерактивной образовательной среды;
- повышения мотивации к занятиям;
- развития познавательной активности;
- формирования навыков самостоятельной работы;
- создания комфортной образовательной среды;
- индивидуализации обучения.
В наше время активно развивается искусственный интеллект, и в педагогической практике все больший интерес вызывает применение виртуальных голосовых помощников, в частности, «Алиса», разработанная компанией Яндекс. Данный помощник был апробирован в МКОУ «Специальная школа №53» в 2024-2025 учебном году на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Виртуальный голосовой помощник «Алиса» можно использовать на разных платформах: телефон, компьютер, настенная панель и умная колонка. Специфика управления «Алисой» подразумевает, что обучающихся необходимо научить:
- уметь слушать и ждать момента, когда можно дать ответ,
- говорить громко и четко,
- базовым командам: «Алиса», «Хватит», «Помощь», «Повтори» и т.д.
На основе нашего опыта использования голосового помощника мы выявили некоторые особенности работы на компьютерах и электронных панелях: скорость реакции на запрос замедлена. В связи с этим рекомендуем пользоваться этим оборудованием в индивидуальной работе. Для групповых занятий более предпочтительным вариантом будет умная колонка.
«Алиса» может вести не только диалог и отвечать на вопросы, но и содержит навыки – это специальные сценарии (программы, которые загружены в сеть). Они поделены на категории. По нашему мнению, в работе педагога целесообразнее использовать категории «Для детей» и «Образование». Мы апробировали в работе и проанализировали большое количество навыков; выяснили, что некоторые из них не активны или работают некорректно [1].
Нами составлен перечень навыков, которые могут оказаться полезными в практике учителя-логопеда коррекционной школы.
Первый навык – «Графический диктант». Всем знакомая игра, которая учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формирует пространственное мышление. В данном навыке на выбор доступно 15 рисунков. Единственный недостаток – отсутствие постоянной возможности повторения хода. Также обучающимся с нарушением интеллекта затруднительно самостоятельно поставить изначальную точку.
Навык «Рисование по клеточкам» похож на графический диктант. Он направлен на развитие воображения, концентрации, умения считать и мелкой моторики. Для игры потребуется лист в клетку и цветные карандаши. Хомяк Сема (персонаж данного навыка) будет диктовать по рядам какие клетки и каким цветом необходимо закрасить.
«Игра про репку». Навык создан по мотивам сказки, где обучающемуся нужно помочь деду вытащить репку, называя только живых персонажей. Играя на колонке, обучающиеся выбирают персонажей самостоятельно, а на компьютере имеются подсказки. Игру можно адаптировать в помощь автоматизации звуков, подбирая материал на необходимый звук (слова, изображения, предметы, пособия).
Навык «Игра магазин» направлена на развитие воображения и речи. «Алиса» поможет обучающемуся открыть собственный магазин, где он может примерить на себя роль продавца. Слушая описания разных покупателей, обучающийся должен догадаться, какая им нужна игрушка, и назвать ее.
В навыке «Игра Буквы» предлагается составить слово из 5 букв, заданных в неправильной последовательности. Игра сложно воспринимается на слух, поэтому необходимо заданные буквы записывать.
В навыке «Замени букву» дается слово, в котором необходимо заменить 1 любую букву, чтобы получить 5 новых слов. Игра сложно воспринимается на слух, поэтому его необходимо выполнять письменно.
Навык «Веселая виселица». Это игра, в которой обучающийся должен отгадать слово по буквам из 4 предложенных тем (мой дом, моя кухня, мой гардероб, мой сад и огород). Чтобы обучающемуся было интереснее играть, лучше вовлечь его в какой-либо сюжет. Навык можно использовать на компьютере, где визуально представлено игровое поле и висельница, и на колонке с использованием специального игрового набора (который можно приобрести в интернет-магазине).
Навык «Озвучка фильма» направлен на развитие воображения, памяти и слухового восприятия. «Алиса» поможет обучающемуся примерить на себя роль звукорежиссера, ему нужно восстановить порядок звуковых фрагментов для нового фильма. Коллекция включает звуки природы, животных, птиц, транспорта, музыки и др. Длина трека от 3 до 8 звуков.
Навык «Отличная память» направлен развитие памяти и воспроизведения последовательностей. В нем есть 2 режима: обучение и основная игра. По нашему мнению, с обучающимися с нарушением интеллекта лучше играть в режиме обучения, обязательно добавляя визуальный материал, который также можно использовать на автоматизацию заданного звука или по лексическим темам.
«Море волнуется раз». Это увлекательная игра из детства, которая развивает воображение и фантазию. Игрокам нужно изобразить то, что загадала «Алиса», застыв на месте. Отлично подходит для проведения физкультминуток. Однако мы выявили один нюанс: ведущий должен выбрать худшего участника, а не лучшего. Рекомендуем внести изменения в правила по своему усмотрению.
В навыке «Найди лишнее» предлагается выбрать лишний вариант из 4-5 слов. Игра прекрасно подходит для классификации лексических тем.
В навыке «Голоса животных» обучающемуся предлагается угадать животное по издаваемому им звуку. Голоса в игре отличаются большим разнообразием и реалистичностью. В качестве помощи в навыке предусмотрены подсказки в виде кратких фактов или описаний. После правильного ответа обучающийся может послушать интересный факт про угаданное животное.
В навыке «Веселый зоопарк» на колонке дается устное описание животного, а на компьютере демонстрируется изображение животного, но без пояснений. Животное нужно угадать. Также есть подсказки.
Навык «Закончи предложение» направлен на развитие памяти, коммуникативных навыков и умения правильно формулировать мысли. Обучающиеся учатся подбирать слова по смыслу и составлять предложения. Также имеется приятное музыкальное сопровождение.
В навыке «Съедобное или несъедобное» предлагаются различные слова, и обучающемуся нужно верно определить, можно ли это употреблять в пищу или нет. После каждого ответа дается пояснение.
Навык «Кто сказал мяу» умеет воспроизводить звуки животных по подражанию. По нашему мнению, его можно использовать для обучающихся младшего возраста, а также для обучающихся второго варианта на вызывание речи.
Навык «Игра Мемори» направлен на развитие памяти, внимания и концентрации. Поскольку обучающимся с нарушениями интеллекта необходима зрительная опора, мы адаптировали навык, добавив карточки и игровое поле. Перед началом игры важно познакомить обучающихся со всеми карточками.
Навык «Самый умный» – это аналог телевизионного шоу «Слабое звено». В нем есть 3 уровня: для детей, взрослых и знатоков. Игра подходит только для групповых занятий, так как рассчитана на 3-8 человек.
Использование данных навыков помогает разнообразить индивидуальные и групповые логопедические занятия, позволяет освоить предметные результаты и применять полученные знания обучающимися с нарушением интеллекта на других школьных предметах.
Внедрение современных интерактивных технологий, в частности, использование виртуального голосового помощника «Алиса», открывает перспективные возможности для повышения эффективности логопедической работы с обучающимися с нарушением интеллекта. Апробация различных навыков «Алисы» показала, что, несмотря на некоторые ограничения и необходимость адаптации, эти инструменты способны существенно повысить мотивацию к занятиям, развить познавательную активность, сформировать навыки самостоятельной работы и создать комфортную образовательную среду. Представленный перечень наиболее полезных навыков и рекомендации по их использованию могут стать ценным руководством для учителей-логопедов и других педагогов, работающих в коррекционных школах, стремящихся к индивидуализации обучения и успешной социализации своих учеников. Дальнейшие исследования и разработки в этой области позволят оптимизировать использование интерактивных технологий и максимально раскрыть их потенциал в коррекционной педагогике.
Литература:
- Магазин навыков Яндекс Диалогов : [сайт]. — URL: (дата обращения: ). — Текст : электронный.
- Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы: методическое пособие [Текст] / В. Г. Петрова. – М.: Педагогика, 1977. – 402с.
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [принят приказом Мин. Просвещения Рос. Федерации от 24 ноября 2022 №1026] : офиц. текст. – М., 2022. – 403 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принят приказом Мин. Просвещения Рос. Федерации от 19 декабря 2014 №1599] : офиц. текст. – М., 2014. – 83 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание логопедических занятий с детьми с нарушением интеллекта.
Логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта обычно строиться поэтапно, и на каждом этапе необходимо искать эффективные пути и средства для преодоления дефекта ребёнка. Как лучше ...

Выступление на тему: Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к логопедическим занятиям в школе.""
Желание изменить, сделать работу логопеда более эффективной побудило провести анализ существующих развивающих компьютерных программ для детей (в том числе для детей с нарушениями в развитии). На сегод...
Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций
Одним из занятий в начальной школе, требующих дополнительных средств обучения, является логопедическое занятие. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядно...

Рабочие программы по предмету "Логопедические занятия" для обучающихся с нарушением интеллекта
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционного занятия(коррекционно – развивающей области)«Логопедические занятия»7 класс(умеренная умственная отсталость)...

Логопедическое занятие по теме "Однокоренные слова" с обучающимися имеющими нарушения интеллекта (5 класс)
Данное логопедическоне занятие было проведено в 5 классе в школе для детей с ОВЗ имеющими нарушения интеелекта...

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое разви...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...
